dik_dikij (dik_dikij) wrote,
dik_dikij
dik_dikij

Системное и не очень

Алексей Битов (poziloy)

Сегодняшний день начался у нас с технической оплошности – без всякого злого умысла «плановый» пост выложился досрочно, ночью. Пришлось (в порядке компенсации, так сказать) срочно писать второй – благо, тема сама подвернулась.
В.Сторчак у себя на Фэйсбуке выложил ссылку на мини-анкету «Театрала» – http://www.teatral-online.ru/news/8109/. «1. Есть мнение, что никакой «системы» Станиславского – как универсального рабочего инструментария – на самом деле нет. Так ли это?
2. Насколько актуален сегодня метод Станиславского для режиссеров и театральных педагогов? Насколько эффективен в работе с актерами и студентами?
»
На первый вопрос отвечает Л.Додин: «Как известно, Станиславский никакой своей «системы» специально не создавал, никогда так свои труды не называл и не претендовал на научность».
Следующий «ответчик» – К.Пирогов: «Сам КС не употреблял слова «система» и не воспринимал это как догму».
Как догму, надо полагать, не воспринимал, на «научность» не претендовал и вообще не делал из еды культа, но вот остальное...
Сторчак недоумевает: «Как можно быть апологетом Станиславского и совершенно не читать Станиславского?» И далее: «А теперь Станиславский: "Переходя к тем лицам, которые помогали мне в проведении в жизнь так называемой "системы"...."которые помогали мне проводить в жизнь так называемую "систему""..."Он (про Сулержицкого) первый признал мои начальные опыты по "системе"" – это только начинаешь предисловие читать к "Работа актёра над собой". И т.д. и т.п. на каждой почти странице».
Действительно, вот ещё из предисловия к «Работе актёра над собой»: «Мной задуман большой, многотомный труд о мастерстве актера (так называемая "система Станиславского")...
Об этом говорится в последнем, XVI отделе книги. К этой ее части следует отнестись с исключительным вниманием, так как в ней – суть
творчества и всей "системы"...
Работа над так называемой "системой Станиславского" начата давно. В первое время я записывал свои заметки не для печати, а для себя самого, в помощь поискам, которые производились в области нашего искусства и его психотехники..
Так незаметно, из года в год, накапливался большой материал по "системе". Теперь из этого материала создана книга
».
Кстати, от «научности» Станиславский и в самом деле открещивается: «Как эта книга, так и все последующие не имеют претензии на научность. Их цель исключительно практическая. Они пытаются передать то, чему меня научил долгий опыт актера, режнссера и педагога».
Теперь откроем другую книгу Станиславского, «Моя жизнь в искусстве». Там есть глава с названием «Опыт проведения "системы" в жизнь». Самое начало: «К описываемому времени моя "система" получила, как мне казалось, полноту и стройность. Оставалось провести ее в жизнь. За это дело я взялся не один, а в близком сотрудничестве с моим другом и помощником по театру – Леопольдом Антоновичем Сулержицким. Конечно, прежде всего мы обратились к нашим товарищам, артистам Московского Художественного театра» и т.д.
Следующая глава, «Первая студия Художественного театра». Опять-таки начало: «После первых опытов по проведению "системы" в жизнь мы с Сулержицким пришли к тому же заключению, к которому несколько лет назад практика привела меня и В.Э.Мейерхольда, а именно, что лабораторная работа не может производиться в самом театре, с ежедневными спектаклями, среди забот о бюджете и о кассе, среди тяжелых художественных работ и практических трудностей большого дела...
В новой студии собрались все желающие учиться по моей "системе". Я начал читать им полный учебный курс – так, как он был выработан мной тогда. К сожалению, я не мог уделить много времени для занятий в новой студии, но за меня усиленно работал Сулержицкий, который, по моим указаниям, производил всевозможные упражнения по созданию творческого самочувствия, по анализу роли, по составлению волевой партитуры на основах последовательности и логики чувства
».
Между прочим, всё это есть в Сети – и «Работа актёра над собой» (http://lib.ru/CULTURE/STANISLAWSKIJ/akter.txt), и «Моя жизнь в искусстве» (http://az.lib.ru/s/stanislawskij_k_s/text_0010.shtml), так что проверить несложно.
И всё же... За Пирогова не скажу, но Додин, полагаю, Станиславского читал. Но, видимо, давно, многое подзабылось (естественно). Зато с утверждениями «крупных театроведов» (тут была опечатка по Фрейду – «театровыедов», но я её всё же исправил)... короче, с утверждениями, что Станиславский якобы никогда не говорил/не писал слова «система», режиссёр сталкивался, надо полагать, неоднократно, причём в самое последнее время, вот и отложилось.
Как видите, писал, хотя и в кавычках («так называемая "система"»), иначе не комильфо как-то. Но нашим «театровыедам» последнего розлива проще Станиславского отменить, чем прочитать. Читают они в основном себя и, как нерадивые школьники, передирают друг у дружки чуть ли не ошибки, а уж о мифах и говорить нечего – помните, недавно повторяли, как попугаи, будто Товстоногов, когда пришёл в БДТ, разогнал старую труппу и набрал новых актёров. Двоечники, что с них взять.
А почитать Станиславского иногда полезно – кстати, не только о "системе", но и, например, о разнице между театром и реальностью. Ещё раз откроем «Мою жизнь в искусстве», причём начало, чтобы далеко не ходить. Итак:
«Другое яркое воспоминание из далекого прошлого относится к моему первому сценическому выступлению. Это было на даче в имении Любимовка, в тридцати верстах от Москвы, около полустанка Тарасовка Ярославской ж. д. Спектакль происходил в небольшом флигеле, стоявшем во дворе усадьбы. В арке полуразвалившегося домика была устроена маленькая сценка с занавесью из пледов. Как полагается, были поставлены живые картины "Четыре времени года". Я – не то трех-, не то четырехлетним ребенком – изображал зиму. Как всегда в этих случаях, посреди сцены ставили срубленную небольшую ель, которую обкладывали кусками ваты. На полу, укутанный в шубу, в меховой шапке на голове, с длинной привязанной седой бородой и усами, постоянно всползавшими кверху, сидел я и не понимал, куда мне нужно смотреть и что мне нужно делать. Ощущение неловкости при бессмысленном бездействии на сцене, вероятно, почувствовалось мною бессознательно еще тогда, и с тех пор и по сие время я больше всего боюсь его на подмостках. После аплодисментов, которые мне очень понравились, на бис мне дали другую позу. Передо мной зажгли свечу, скрытую в хворосте, изображавшем костер, а в руки мне дали деревяшку, которую я, как будто, совал в огонь.
"Понимаешь? Как будто, а не в самом деле!" – объяснили мне.
При этом было строжайше запрещено подносить деревяшку к огню. Все это мне казалось бессмысленным. "Зачем как будто, если я могу по-всамделишному положить деревяшку в костер?"
Не успели открыть занавес на бис, как я с большим интересом и любопытством потянул руку с деревяшкой к огню. Мне казалось, что это было вполне естественное и логическое действие, в котором был смысл. Еще естественнее было то, что вата загорелась и вспыхнул пожар. Все всполошились и подняли крик. Меня схватили и унесли через двор в дом, в детскую, а я горько плакал
».
Эх, кто бы наших «театровыедов» отнёс обратно в детскую!
На их, так сказать, законное место...
Subscribe

  • 2021: 23 – 31 августа

    dik_dikij и poziloy Прощаемся с летом. 23 августа 2021 года умер Гоча Ломия. « Ломия... знаком советскому зрителю по своему экранному дебюту – в…

  • 2021: 12 – 22 августа

    dik_dikij и poziloy Продолжаем свою припозднившуюся «летопись». 12 августа 2021 года умерла Уна Стаббс. « Стаббс в Британии была известна как…

  • Год назад: 2020, 8 – 19 сентября

    dik_dikij и poziloy Ещё 12 дней прошлой осени. 8 сентября 2020 года умерла Нафисет Айтекова-Жанэ. « В 1961 году пришла на работу в Краснодарский…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 15 comments

  • 2021: 23 – 31 августа

    dik_dikij и poziloy Прощаемся с летом. 23 августа 2021 года умер Гоча Ломия. « Ломия... знаком советскому зрителю по своему экранному дебюту – в…

  • 2021: 12 – 22 августа

    dik_dikij и poziloy Продолжаем свою припозднившуюся «летопись». 12 августа 2021 года умерла Уна Стаббс. « Стаббс в Британии была известна как…

  • Год назад: 2020, 8 – 19 сентября

    dik_dikij и poziloy Ещё 12 дней прошлой осени. 8 сентября 2020 года умерла Нафисет Айтекова-Жанэ. « В 1961 году пришла на работу в Краснодарский…