dik_dikij (dik_dikij) wrote,
dik_dikij
dik_dikij

Categories:

Об антологии востребованных банальностей

Алексей Битов (poziloy)

Ссылку эту скинули по почте, и я не понял, для чего. И смотрел поначалу с удивлением: в самом деле, три с половиной года назад в «Закрытом показе» у А.Гордона обсуждали фильм режиссёра С.Проскуриной «Лучшее время года», который я, извините, не видел. Ну, по сценарию И.Вырыпаева, и что? Ну, в обсуждении участвовали М.Давыдова, А.Карась, И.Райхельгауз и А.Слаповский, что с того?
Так, – наверняка подумал кто-то, – сейчас точно последует очередной наезд на Давыдову. А вот и нет, ничего подобного. Но постараюсь не отвлекаться.
Чем хороши подобного рода дискуссии – их можно не смотреть, достаточно слушать вполуха, не то бы у меня точно не хватило терпения. И награда за упорство ожидала в конце, уже на втором часу трансляции.
Вот, что я услышал: «Можно я скажу, зачем я прихожу в театр? Я прихожу и в театр, и в кино для того, чтобы мне предложили увидеть некий убедительно сделанный художественный мир, да. Если он убедителен, я принимаю его законы и вхожу в него. Если он не убедителен, я его отвергаю. Вот, обратите внимание: мы в сегодняшнем разговоре очень точно выяснили, чего в этом фильме нет. В нем нет характеров героев, потому что характеры не важны. В нем нет бэкграунда героев, потому что бэкграунд героев не важен. В нем нет ясно сделанного антуража, потому что не очень понятно, когда это все происходит. В нем нету психологических мотивировок, потому что они тоже не важны. Возникает вопрос: что в нем есть? Потому что всякий раз вот этот минус-прием... он возможен в искусстве, и очень часто мы видим его, ну, например, в фильмах Бунюэля. Он отказывается от линейного развития сюжета и от психологических мотивировок, а вместо этого он предлагает нам некую сновидческую реальность, и это есть его прорыв. Это есть его плюс-прием. Или Алексей Герман, который предлагает нам гиперреалистическую, кажущуюся документальной кинореальность, и это его плюс-прием. Так вот в чем плюс-прием этого фильма? В чем его прорыв, его новаторство, раз столько минус-приемов? А этого плюс-приема нету – вместо него пустота. Вместо него есть антология артхаусных банальностей – она, действительно, очень хорошо покупается на фестивальном рынке. Если ты сделал, например, какое-нибудь вызывающее действо, направленное против консьюмеристского мира, где ты будешь, там, гамбургеры запихивать в унитаз, то тебя наверняка позовут на театральный фестиваль. Есть рецепты. Этот фильм, здесь говорили, "дилетантский". Неправда, тут нету дилетантизма, это очень профессиональное кино. Оно сделано в расчете на определенную фестивальную аудиторию. Оно, я думаю, будет востребовано».
Догадываетесь, кто это говорит? Угу, М.Давыдова, вот только язык не поворачивается сказать: «та самая». Нет, та была театральным критиком, и хорошим, но потом в её оболочку вселился некий симулякр; некоторое время они боролись между собой (с переменным, судя по всему, успехом), а потом симулякр одержал полную и безоговорочную победу.
Представляю, как упала бы со смеху та, прежняя Давыдова, прочитав перлы, которые ныне от её имени выдаёт победивший симулякр. Например, такой (не будем о театре): «само его [Петербурга] появление на свет было попыткой тоталитарными методами насадить западные (sic) ценности, которые по определению отвергают тоталитаризм и утверждают свободу индивида» (для справки: журнал «Театр», 2011 год, № 4, «Колонка редактора»). Представляете, что, оказывается, насаждал у нас Пётр I? А вот, скажем, дверь – это существительное или прилагательное? Интересно, что думает симулякр по этому поводу?
Возвращаемся к записи. В самом-самом конце актёр В.Сухоруков, чтобы несколько сгладить ситуацию, выдал шикарный ёрнический экспромт, и, в частности, ответил Давыдовой: «Вот тут прозвучало "фестивальная конъюнктура, режиссер делал это для фестиваля", но что ж здесь плохого? Не для бандитов, не для подворотни, а для фестивалей! Ну что здесь плохого? Я хочу в Европу!» Самое смешное, что симулякр воспринял эти слова всерьёз...
Всё, хватит о симулякре. Лучше ещё раз процитирую настоящую Давыдову: «есть антология артхаусных банальностей – она, действительно, очень хорошо покупается на фестивальном рынке. Если ты сделал, например, какое-нибудь вызывающее действо, направленное против консьюмеристского мира, где ты будешь, там, гамбургеры запихивать в унитаз, то тебя наверняка позовут на театральный фестиваль... Неправда, тут нету дилетантизма, это очень профессиональное кино. Оно сделано в расчете на определенную фестивальную аудиторию. Оно, я думаю, будет востребовано».
То-то и оно.

P.S. Для особо любопытных.
Вот ссылка на видео – http://www.youtube.com/watch?v=D1LuiuhPhuY&feature=youtu.be.
А вот расшифровка дискуссии – http://www.1tv.ru/gordonkihot/pr=10025&pi=12527. Правда, тут я подправил немного – привёл в соответствие с тем, что услышал собственными ушами. Но с точки зрения смысла – что в лоб, что по лбу, можете проверить.
Subscribe

  • 2021: 23 – 31 августа

    dik_dikij и poziloy Прощаемся с летом. 23 августа 2021 года умер Гоча Ломия. « Ломия... знаком советскому зрителю по своему экранному дебюту – в…

  • 2021: 12 – 22 августа

    dik_dikij и poziloy Продолжаем свою припозднившуюся «летопись». 12 августа 2021 года умерла Уна Стаббс. « Стаббс в Британии была известна как…

  • Год назад: 2020, 8 – 19 сентября

    dik_dikij и poziloy Ещё 12 дней прошлой осени. 8 сентября 2020 года умерла Нафисет Айтекова-Жанэ. « В 1961 году пришла на работу в Краснодарский…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 6 comments