dik_dikij (dik_dikij) wrote,
dik_dikij
dik_dikij

Category:

Что есть «что»?

Алексей Битов (poziloy)

Готовлю второй пост по конкурсу «Свободный театр». По 8 финалистам в главной, так сказать, номинации – «Пьесы». Дочитываю последнего. И, наверное, есть один момент, о котором стоило бы поговорить предварительно.
В комментариях к посту «Апофеоз» birusa-n упрекнула меня за недостаточное внимание к проблематике, поднимаемой в рассматриваемых текстах. Вышел даже небольшой спор по этому поводу. Спор на самом деле странный: прежде, чем спорить, давайте договоримся о терминах. Чтобы не получилось, как в нашей дискуссии: все три участника (birusa-n, 1_az и ваш покорный слуга) путали литературную проблематику с общественной значимостью проблемы, но каждый при этом утверждал, что не смешивает одно с другим.
Проблематика литературного произведения – это что? Значимый для сообщества вопрос, лежащий в основе сюжета? Не думаю. Вопросы должна ставить публицистика, на то она и существует. Пусть и вопросы ставит, и отвечать на них пытается, в меру возможностей постановщика. У искусства тема другая – человек, а проблема интересна лишь постольку, поскольку нет человека – нет проблемы. Оценивать, в частности, литературу по проблеме (в духе Белинского) – примерно то же самое, что оценивать дом по фундаменту. Понятно, что фундамент должен быть прочным (жаль, современные строители не в курсе), для того и придуманы всевозможные ГОСТы и СНиПы, но, выбирая себе жилище, вы исходите всё же из других критериев. Прочность фундамента – аксиома, она должна быть обеспечена по определению, и она напрямую связана с особенностями почвы (грунтов). А при выборе жилища потенциального покупателя интересуют другие параметры: кубатура, материалы, отделка, инсоляция, доступность, инфраструктура, даже перспектива (вид из окна). Сами по себе СНиПы и ГОСТы покупателю мало интересны, иногда о них и вовсе забывают. А если риэлтор приманивает клиента рассуждениями о необычайной прочности фундамента, не мелькнёт ли у покупателя подозрение, что ему втюхивают голый фундамент под видом эксклюзивного жилья?
Конечно, такая метафора весьма условна. Фундамент всё-таки вещь реальная, его можно в какой-то момент руками пощупать, да и потом технически допустимо забуриться, чтобы взять пробу на экспертизу. «Проблема» – скорее, фундамент замысла, чем основа здания. То есть нечто достаточно эфемерное, зачастую даже подлежащее пересмотру (в том числе с учётом климатических особенностей местности). Не читательское это дело, забуриваться в глубины замысла. А критик – он и есть читатель, только внимательный и ехидный.
Сюжетная проблематика относится к «благим порывам» автора, а рассматривать следует реальные «свершения». Если таковых нет, обсуждать благие порывы никакому критику не стоит, как не стоит оценивать задумки фигуриста, еле стоящего на коньках; судейской оценке подлежит само выступление. Никакое «хотение», не подкреплённое умением, как это ни печально, в зачёт не идёт.
Короче, если хотите вынести на обсуждение какую-то проблему, пишите статью. А текст литературного произведения к нескольким фразам свести нельзя, иначе непонятно, зачем написано всё остальное. Лишние сущности не приветствуются, а настоящее литературное произведение является несокращаемым уравнением.
Нечего обсуждать, если у автора получился пшик, пустышка. Из сотни авторов, так или иначе некую проблему рассматривавших, заставляет задуматься почему-то только один. И то, скорее, в качестве побочного эффекта. А некоторые критики вновь и вновь повторяют одно и то же, будто о сиамских близнецах рассуждают.
Есть основные параметры; всё, что не соответствует хотя бы одному из этих параметров, литературой заведомо не является. Конечно, на самом деле всё несколько сложнее: люди не всегда вскармливают своих детёнышей материнским молоком, но всё равно остаются млекопитающими: человек двуног, но бывают люди одноногие и даже безногие. С искусством то же самое – прежде всего, необходимо разобраться, что это перед нами. И только после идентификации можно поговорить обо всём остальном. В том числе, если найдутся желающие, о проблематике.
Понятие «что», безусловно, существует, но к проблематике отнюдь не сводится, мы ведь не о статье говорим. В сущности, «Преступление и наказание» – не о том, что «не убий» (есть более древняя Книга, где это сказано куда лаконичнее). И не о пагубном воздействии комплекса Наполеона на человеческую личность. Этот роман скорее о том, что «В начале июля, в чрезвычайно жаркое время, под вечер, один молодой человек вышел из своей каморки …». А далее – по тексту, до слов «но теперешний рассказ наш окончен». Где-то можно было сказать короче, чтобы ничего при этом не пропало? Значит, есть претензии к автору: какой-то фрагмент не нужен, его можно безболезненно выбросить (Достоевский, надеюсь, не заслуживает подобных упрёков).
А проблемы… Позволю себе повториться. Искусство, как я его понимаю, интересуется только двумя проблемами: а) что есть человек?; б) как он дошёл до жизни такой? Это – канва, всё остальное – в лучшем случае, орнамент.
Так что не о проблеме речь, а о человеке. И не о третьих лицах, о нас с вами, читателях. Иначе – какое может быть искусство?
Subscribe

  • Год назад: 2020, 20 – 25 сентября

    dik_dikij и poziloy В прошлом году по техническим причинам пришлось разбить наш последний сентябрьский мемориал на две недлинные части. Может быть,…

  • 2021: 1 – 15 сентября

    dik_dikij и poziloy Осень... 1 сентября 2021 года умер Александр Храбунов, « Бессменный гитарист группы «Зоопарк» и соратник Майка Науменко в…

  • Памяти Бельмондо

    dik_dikij и poziloy 6 сентября 2021 года умер Жан-Поль Шарль Бельмондо. Тот редкий случай, когда можно без малейшего преувеличения сказать:…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 14 comments

  • Год назад: 2020, 20 – 25 сентября

    dik_dikij и poziloy В прошлом году по техническим причинам пришлось разбить наш последний сентябрьский мемориал на две недлинные части. Может быть,…

  • 2021: 1 – 15 сентября

    dik_dikij и poziloy Осень... 1 сентября 2021 года умер Александр Храбунов, « Бессменный гитарист группы «Зоопарк» и соратник Майка Науменко в…

  • Памяти Бельмондо

    dik_dikij и poziloy 6 сентября 2021 года умер Жан-Поль Шарль Бельмондо. Тот редкий случай, когда можно без малейшего преувеличения сказать:…