dik_dikij (dik_dikij) wrote,
dik_dikij
dik_dikij

Масло масляное

Алексей Битов (poziloy)

Кушать подано: «исполнилось ровно два года, как Марина Давыдова взялась за журнал «Театр», став его главным редактором, сделав его привлекательным не только для узкого круга театралов». Это – из преамбулы беседы с той самой Давыдовой, и название у публикации характерное: «Перезагрузка зрителя». Будьте любезны – http://www.russ.ru/Mirovaya-povestka/Perezagruzka-zritelya.
Ну, о «привлекательности» давыдовского журнала – как-нибудь в другой раз, хотя, боюсь, для среднего копрофага нынешний «Театр» неподъёмен (много букофф), для нормального читателя несколько... м-м-м... специфичен, а на мой замшелый взгляд представляет из себя мичуринский гибрид застойного «Коммуниста» и перестроечного «Крокодила»... но нет, нет, в другой раз.
Не буду я и разбирать эту «беседку» во всех подробностях, ограничусь тремя интересными моментами. Начну слева, если позволите. Давыдова, ничтоже сумняшеся, объявляет себя левой (левые будут в восторге): «Если уж совсем огрублять и обобщать, то для меня левый тренд это, прежде всего, антидогматизм. Если то, что вчера было передовым и левым, стало частью рутины, значит надо отодвинуться от нее на соответствующую дистанцию и снова «полеветь». Консервативная же правая идея, наоборот, есть приверженность догмам. Существуют некие истины, правила поведения, традиции, которые даны на века и которым мы должны неукоснительно следовать. Такая приверженность правильным вещам якобы спасёт нас от ошибок, невзгод, опасностей и преступлений». Вообще-то у слова «левый» значений много, и, как минимум, два из них к случаю с Давыдовой вполне подходят: во-первых, есть такие левые, которые мечтают осчастливить человечество, хочет оно того или нет (так сказать, «Детская болезнь левизны в коммунизме»), а во-вторых основная деятельность кураторов, галеристов и вышестоящих кураторов к тому и сводится, чтобы впаривать лохам «левый» товар. На самом деле, всё по этому поводу сказал ещё С.Шевырёв в 1830-е годы: задача серьёзной критики – удерживать баланс между консерваторами и новаторами и противостоять той крайности, которая в данный момент более опасна («О критике вообще и у нас в России»). А такое действо как «задрав штаны, бежать за комсомолом», понятное дело, ни к какой критике не имеет никакого отношения, это и вид-то не олимпийский (зато потешный, конечно).
Следующий пункт. «Очередной протест артистов Театра Гоголя посвящён грядущей постановке «Ёлки у Ивановых» Александра Введенского. На сайте протестантов появились тексты такого примерно содержания: «Если раньше страшные намерения нового худрука Серебренникова были туманными, то теперь мы окончательно убедились, что вместо прекрасной классической литературы на наших подмостках будет идти нечто несусветное». И дальше приводятся цитаты из текста Введенского, начиная со списка действующих лиц. Вот, мол, полюбуйтесь, какую ахинею ставят в русском репертуарном театре. Ладно бы они пугались, читая пьесы Сары Кейн или Павла Пряжко, но когда артисты со стажем смотрят на тексты Введенского, как стадо баранов на новые ворота, это пугает. Это означает, что наша страна добровольно обрекает себя на дремучую провинциальность и еще почему-то гордится ею, воспринимая себя, как последний оплот классического искусства». Бедная Давыдова! Она думает, что «пингуется» (как выразился некогда lev_semerkin), а на самом деле опять лупит ракеткой мимо шарика. Мы тут провели небольшое расследование и обнаружили на сайте актёров Театра Гоголя две публикации, посвящённые «Ёлке у Ивановых». Но одна из них (http://gogol-theatre.ru/smi28102012-pervaya-piessa-pod-rukovodstvom-nov-hudruka.html) к давыдовской филиппике отношения не имеет, так как там – не «цитаты из текста Введенского», а полный текст («Прочитайте это творение, будет интересно!»). Остаётся, стало быть, вторая, где именно «цитаты... начиная со списка действующих лиц» (http://gogol-theatre.ru/smi30102012-o-net-granits-i-predelov.html). Будете смеяться, но это – перепечатка нашего поста «О, нет границ и пределов?» (http://dik-dikij.livejournal.com/640004.html), причём в публикации, разумеется, указаны и источник, и автор. То есть «артист со стажем» – это я, очень приятно. А знаете, пожалуй, верно подмечено: радетели «нового» – такие же критики, как Ваш покорный слуга – артист со стажем, спорить не буду.
А вот с ахинеей, которой «артист со стажем», по мнению Давыдовой, считает «Ёлку у Ивановых»... да, тут неувязочка вышла – видимо, опять доложили неправильно. Слова «ахинея» в тексте, как на грех, нет, зато не менее шести раз употреблено слово «стёб» (кстати, нет слова «ахинея» и в другом тексте на актёрском сайте, можете убедиться). Может быть, Давыдова не понимает разницы между понятиями «стёб» и «ахинея»? Тогда – специально для неё и иже – поясню на примере. «Стёб» – это у обэриутов, а «ахинея» характерна скорее для журнала «Театр» и прочих выступлений поборников «нового искусства». Это два разных жанра, и главное отличие в том, что ахинею пишут очень серьёзно, а стёб, знаете ли, не очень. Теперь понятно, да?
Жаль, но в некоторых головах, видимо, живёт много-много Облонских – судя по тому, как в этих головах всё смешалось: и Пряжко пишет пьесы, и коровы, надо полагать, летают, и на Марсе яблони зацвели, и вообще «Жизнь шла заведенным чередом; отец пас крысиные стада, мать, как всегда, безмятежно несла яйца». Что поделаешь, бывает.
Ну, и последний, третий фрагмент, утащенный мной из «беседки» на потеху почтенной публике: «Знаете, я родилась и выросла в городе Баку, у нас были очень плохие, суррогатные продукты. Как-то отец привёз из Москвы настоящее вологодское масло. И это масло показалось мне, ребенку, страшной гадостью. Вкусовые рецепторы уже были запрограммированы на гадость. И это важнейшая задача – перепрограммировать нашего зрителя. Пафос деятельности нового российского театра ясен – перезагрузка себя и зрителя ради торможения процесса деградации. Я все же надеюсь, что процесс еще обратим». Так говорит Давыдова. Что ж, в лучших традициях мировой науки поставлю-ка я эксперимент на себе. Барабанный бой! Итак, я достаю из холодильника пачку вологодского масла, толстым слоем мажу его на хлеб (чёрный, но готов повторить на белом) и медленно, как и подобает экспериментатору, ем образовавшийся бутерброд. А знаете, вкусно! Вывод: мои вкусовые рецепторы не атрофированы и не запрограммированы на гадость (если не считать гадостью вологодское масло, на что не сподобилась даже Давыдова). Масло свежее, куплено в магазине, опробовано ещё и на внуках, признаков недомогания ни у кого не выявлено.
Теперь зададимся вопросом, чем же не понравилось Давыдовой вологодское масло. Вряд ли оно было прогорклым или поддельным – Давыдова сама подчёркивает, что масло было «настоящее», да и зачем отцу травить собственную дочь? Можно вспомнить формулу Шкловского: «Бессмысленно внушать представление об аромате дыни человеку, который годами жевал сапожные шнурки», и отчасти она применима, но полного объяснения эффекту всё же не даёт. Явный минус вологодского масла (для Давыдовой) – оно изобретено в России. к тому же изобретателем был Н.Верещагин, брат художника-баталиста-реалиста, что уж совсем ни в какие ворота. О том, что первоначально вологодское масло называлось парижским, Давыдова, надо полагать, не знала, а то непременно оценила бы его вкус по достоинству (тем более, Верещагин-брат за образец взял т.н. «норманнское масло»).
И ещё одна причина, третья. О парижском и норманнском масле Давыдова не знала, зато почти наверняка ей в детстве читали «Балладу о королевском бутерброде» А.Милна в переводе С.Маршака, а там, если помните, есть такие строки: «Скажите их величествам, / Что нынче очень многие / Двуногие, безрогие / Предпочитают мармелад, / А также пастилу!». Ну, в таком случае на фиг оно сдалось, это вологодское масло. Ничего не поделаешь: рецепторы так запрограммированы, гадости требуют (мармелад и пастила – тоже, видимо, вчерашний день: «Я уверена, что и человек тоже меняется, но уж точно меняются наши представления о человеке, о человеческой психологии»). А у кого нужных рецепторов нет, тот не левый, а правый. Короче, полный деградант, и к тому же весь из себя такой дремучий-дремучий и провинциальный-провинциальный.
Одно слово – Вологда. Какое ещё масло? В передовых странах коровы давно уже летают.
Тут не до масла. Готовьте ваши рецепторы.
Но, несмотря ни на что, «Я все же надеюсь, что процесс еще обратим».
Subscribe

  • Вынужденное

    Алексей Битов (poziloy) Очень не хотелось снова писать про всю эту ковидно-вакцинную вакханалию, но деваться, повторю, некуда. Хотя прекрасно…

  • Мастер, Маргарита и немного футбола

    Алексей Битов (poziloy) « Смотреть матч по телевидению все равно, что изучать животное по скелету. Все вроде бы ясно, а теплого и трепетного…

  • 2021: 1 – 15 ноября

    dik_dikij и poziloy Юрий Клепиков, Геннадий Чихачёв, Виктор Коклюшкин и другие. 1 ноября 2021 года умер кинодраматург Юрий Клепиков – сценарист…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 12 comments

  • Вынужденное

    Алексей Битов (poziloy) Очень не хотелось снова писать про всю эту ковидно-вакцинную вакханалию, но деваться, повторю, некуда. Хотя прекрасно…

  • Мастер, Маргарита и немного футбола

    Алексей Битов (poziloy) « Смотреть матч по телевидению все равно, что изучать животное по скелету. Все вроде бы ясно, а теплого и трепетного…

  • 2021: 1 – 15 ноября

    dik_dikij и poziloy Юрий Клепиков, Геннадий Чихачёв, Виктор Коклюшкин и другие. 1 ноября 2021 года умер кинодраматург Юрий Клепиков – сценарист…