dik_dikij (dik_dikij) wrote,
dik_dikij
dik_dikij

Categories:

Круги-26, часть первая

dik_dikij и poziloy

К хорошему, как известно, привыкаешь быстро, а потом втянуть себя обратно в берега очень и очень нелегко. Вот мы и размахались опять на 4 части, а выходных нынче только два. Всё, попробуем взять себя в руки. Но это будет уже другой день.

1 ноября.
255 лет назад родился Антонио Канова, автор знаменитых «Трёх граций», украшающих Эрмитаж. Левая, может быть, крупновата немного, но всё равно все три хороши.

15 лет назад умерла Тамара Торчинская. «Она служила в Малом театре и была там отнюдь не на последних ролях (Варвара в«Грозе», Людмила в «Ретро», Агния в «Не всё коту масленица»). А в кино актриса не снималась вообще – только в фильмах-спектаклях» (http://dik-dikij.livejournal.com/391380.html).

5 лет назад умер Пол Уорфилд Тиббетс. 6 августа 1945 года командир авиаполка ВВС США поднял самолёт «Энола Гэй» с аэродрома на Марианских островах. Через 5,5 часов полёта с этого полёта на Хиросиму была сброшена атомная бомба «Little Boy». В этоп момент за штурвалом находился второй пилот Томас Уилсон Фереби, он и нажал кнопку сброса. Считается, что 70 тысяч человек погибли сразу же, вскоре число погибших удвоилось, но точная цифра неизвестна. Ни Тиббетс, ни Фереби (умер 16 марта 2000 года) никогда не высказывали сожалений о том, что они сделали. Справедливости ради, они выполняли боевой приказ и к тому же не могли знать о некоторых свойствах своего «Малыша». Кроме всего прочего, давайте не забывать, что не США напали на Японию, а наоборот, так что спекулировать на эту тему, мягко говоря, не следует.
Полковник Пол Тиббетс прощается из кабины "Энола Гей" перед вылетом в Хиросиму ночью 6 августа 1945 года (взято с nado.znate.ru/Энола_Гей).
1аа

2 ноября.
165 лет назад родился Жорж Эжен Сорель, не путать с Жюльеном Сорелем. Из Википедии: «Всю жизнь прослужил транспортным чиновником. Первоначально был монархистом, но затем увлекся революционным марксизмом. В политической борьбе отдавал приоритет прямому действию: бойкот, саботаж, забастовка». Ох, уж эти чиновники-революционеры... И смех, и грех...

155 лет назад родился Жозеф Жюль Франсуа Феликс Бабински. В медицине известен синдром Бабинского-Фрелиха – заболевание, вызванное поражением гипофиза и гипоталамуса и чаще всего проявляющееся у мальчиков-пубертатов.

110 лет назад (по новому стилю) родился Михаил Яншин, «удивительный актёр, умевший играть, не играя» (http://dik-dikij.livejournal.com/318913.html). Он прослужил во МХАТе болеее 50 лет и был одинаково органичен в самых разных ролях, от юного Лариосика до старого Абеля – и Чебутыкин, и Кузовкин в «Нахлебнике», и знаменитейший Сэр Питер Тизл в «Школе злословия». А в кино – «Шторм», небольшая роль Солдата в легендарной «Окраине»... Павел I в «Поручике Киже», Страховой агент Нюнин в феерической «Свадьбе», богоугодный Земляника в экранной версии «Ревизора», Становой пристав («Шведская спичка»), Сэр Тоби Белч («Двенадцатая ночь»), Профессор Волосюк («Большая перемена»)... ну, тут, надо полагать, каждый вспомнит хоть что-нибудь, а кто ничего не вспомнит, тот просто засланец с другой планеты (или, как сейчас модно говорить, резидент). А Яншин – он вне моды, вот и всё.
Хотя нет, не всё, ещё и мультики, где Яншин озвучил, в частности, Крота из «Дюймовочки» и Бегемота, который боялся прививок. Нигде он не пыжился, ничего не иображал, да ему и не надо было... Органика – страшная сила, что ни говори.

В один день с Яншиным родился Сергей Лебедев, создатель первых советских ЭВМ, малых и больших (МЭСМ и БЭСМ).

160 лет назад (по новому стилю) умер Пётр Котляревский, русский генерал. Это о нём писал Пушкин: «О Котляревский, бич Кавказа! / Куда ни мчался ты грозой – / Твой ход, как черная зараза, / Губил, ничтожил племена...»

125 лет назад умерла Йоханна Марта Линд, или Йенни Линд – та самая безответная любовь Ханса Кристиана Андерсена, по образу и подобию которой Великий сказочник, говорят, создал Снежную Королеву. Но такого голоса, как у знаменитой сопрано Йенни Линд, у похитительницы Кая, надо полагать, не было.

105 лет назад (по новому стилю) погиб Афанасий Матюшенко, один из руководителей восстания на броненосце «Потёмкин». «А в машинном возились, Не зная еще хорошенько, / Как на шканцах дела, Когда, тенью проплыв по котлам, / По машинной решетке Гигантом Прошел Матюшенко / И, нагнувшись над адом, Вскричал: – Степа! Наша взяла!». Ну, это Пастернак, «Девятьсот пятый год». На самом деле всё было отнюдь не так романтично, Матюшенко лично убил не менее двух офицеров и принял непосредственное участие в расправе над судовым врачом. Правда, после захвата броненосца убийства прекратились. И тем не менее: и с одной, и с другой стороны далеко не все погибшие были невинными жертвами, а уж романтических героев, будем откровенны, не было вообще и быть не могло.

40 лет назад умер Александр Бек, автор повести «Волоколамское шоссе» и романа «Новое назначение». Опять-таки не надо его путать с Анри Франсуа Беком, драматургом «натуральной школы», автором «Воронов».

25 лет назад умер Ножери Чонишвили. «Его актёрская жизнь прошла вдалеке от столиц (начинал, правда, в родном Тбилиси, а потом были Тула и Омск). Видимо, поэтому Чонишвили-старший, хотя и сыграл Сирано, Дон Хуана, Свидригайлова, известен «широкой публике» куда меньше, чем его сын Сергей. Тем более, киноролей у отца тоже было немного» (http://dik-dikij.livejournal.com/391791.html).

5 лет назад умер Игорь Моисеев. «Завершился целый век в прямом и переносном смысле. Не надо говорить никаких слов, достаточно преклонить головы – почтительно и благодарно» (http://dik-dikij.livejournal.com/391791.html).

3 ноября.
215 лет назад (по новому стилю) родился Александр Бестужев (Бестужев-Марлинский). Бестужевых тогда было много, вот и пришлось взять псевдлним, чтобы не возникло путаницы. Итак, Бестужев-Марлинский, «Не только беллетрист, но и критик. Из Брокгауза и Ефрона: «Он резко и вместе с тем остроумно нападал на защитников старого псевдоклассицизма, доказывая, что век этого направления, как и создавшая его эпоха пудреных париков, миновали безвозвратно и что литературные староверы, продолжая загромождать словесность этой мертвечиной, только вредят и мешают свободному развитию дарований. Отрицание классических правил и приемов, как ненужного старого хлама, и требование для поэтического творчества полной, ничем не стесняемой свободы – таковы были основные положения критики Бестужева-Марлинского». Романтик, что с него взять. И вот ещё, из того же Словаря: «как только читатель заявил о своем желании видеть в книге самого себя и свою жизнь без риторических прикрас – он уже не мог по-прежнему восхищаться "гениальностью" Марлинского, и любимый ими писатель скоро был оставлен и забыт». Бог его знает, кто это писал, уж не Венгеров ли? Во всяком случае, Бестужев-Марлинский настаивал на праве критика называть вещи своими именами: «Я отдаю товар, каков он есть, лицом: / Осла ослом зову, Бибриса – подлецом»» (http://dik-dikij.livejournal.com/393931.html).

160 лет назад родился Император Мэйдзи, Муцухито. «Его правление названо «просвещённым» (эпоха Мэйдзи). Может, на самом деле оно и не было таким уж просвещённым, но мы-то и вовсе до сих пор с галеры не слезли – знай себе, вёслами по суше скребём» (http://dik-dikij.livejournal.com/578264.html).

130 лет назад родился Константин Мицкевич. Как и его однофамилец Адам, он стал классиком национальной литературы, только белорусской, и не как Мицкевич, а как Якуб Колас.

125 лет назад (по новому стилю) родился Самуил Маршак. ««Свиньи, склонные к бесчинству, / На земле, конечно, есть, / Но уверен я, что свинству / Человечества не съесть». Это точно, Бог не выдаст – свинья не съест. А насчёт того, что «Литература без критики подобна улице без фонарей» – так ведь «Мы не в Чикаго, моя дорогая». Впрочем, в Чикаго, надо полагать, то же самое: какие, на хрен, фонари? темнота – друг молодёжи» (http://dik-dikij.livejournal.com/312627.html).

100 лет назад родился Альфредо Стресснер Матиауда. В Парагвае, где главы государства порой менялись по несколько раз в году, один лишь К.А.Лопес правил 18 лет (плюс 3 года до этого являлся одним из двух правящих Консулов), да и было это в середине XIX века. А Стресснер диктаторствовал около 35 лет и добился больших успехов в таких отраслях народного хозяйства как контрабанда и работорговля. Правда, с момента его свержения прошло 23 года, некоторые дети, типа, выросли и теперь охотно внимают сказкам, как хорошо жилось при Стресснере... Ну, а взрослые, готовые этому поверить, найдутся тем более, и не только среди ветеранов партии «Колорадо»...

85 лет назад родился Збигнев Цибульский, культовый актёр 1950-1960-х годов. Наверное, даже не актёр был культовым, а его герой, который никак не мог понять, отчего это мир нормальных людей устроен настолько ненормально. Не мог понять – и, следовательно, не мог в этот неправильный мир вписаться. Именно так, а не наоборот, как это принято нынче, хотя и тогда уже полезли вперёд люди с обратной логикой: не могу вписаться в этот мир, потому что он не понимает меня, такого весь-из-себя-замечательного; такой герой никому не интересен, кроме мелкой популяции себе подобных. А герой Цибульского был интересен куда большему числу зрителей: вписаться в мир нелегко, через это проходит почти каждый, и вопрос лишь в том, чем поступиться в конечном счёте можно, а чем – ни в коем случае нельзя. Герой Цибульского делал свой выбор, а мы делали свой с учётом его опыта, ибо он был именно нашим отражением, а не Нарциссом, выставляющим напоказ себя самого. Да, «Всё на продажу», но в другом смысле.
Нет, речь, конечно, прежде всего не о «Поезде» или «Рукописи, найденной в «Сарагосе», а об удивительном фильме А.Вайды «Пепел и алмаз» и о Мацеке Хельмицком, которого сыграл Цибульский. Кстати, это, возможно, лучший фильм Вайды – хотя бы потому, что там напрочь отсутствует менторский тон, и нет никаких ответов, а только констатация факта. Но без Цибульского фильм не получился бы – вернее, может быть, и получился бы, но не таким пронзительным, не таким щемящим. Пусть даже исполнитель главной роли не был, на наш взгляд, таким уж разноплановым актёром, да к тому же были и физические ограничения (из-за болезни глаз). Но иногда всё это уходит куда-то на второй план – достаточно редко, но бывает.
Один из известных фильмов, где снялся Цибульский, называется «Как быть любимой». Цибульский ответил на похожий, но другой вопрос: как быть любимым? А очень просто – надо просто стать зеркалом своего поколения (а лучше и нескольких ближайших тоже). Ничего сложного; попробуйте, если угодно. У кого-то получается. Но для этого необходимо оставаться беззащитным, даже в самыъ тёмных очках.
И ничего удивительного, что поколение символизировал именно Цибульский, а не его двоюродный брат В.Ярузельский, который был старше всего на 4 года и тоже, между прочим, носил тёмные очки.
«Пепел и алмаз» – http://video.mail.ru/mail/svetlana.ilyashik/11312/5880.html.
З.Цибульский, 03.11.1927 – 08.01.1967
1з

Здесь мы, пожалуй, прервёмся ненадолго.
Subscribe

  • 2021: 12 – 22 августа

    dik_dikij и poziloy Продолжаем свою припозднившуюся «летопись». 12 августа 2021 года умерла Уна Стаббс. « Стаббс в Британии была известна как…

  • Год назад: 2020, 8 – 19 сентября

    dik_dikij и poziloy Ещё 12 дней прошлой осени. 8 сентября 2020 года умерла Нафисет Айтекова-Жанэ. « В 1961 году пришла на работу в Краснодарский…

  • Год назад: 2020, 1 – 7 сентября

    dik_dikij и poziloy Воспоминания вслед. В первый день прошлой осени ушли Крапивин, Клюев и Печерникова. А закончилась та первая неделя смертью…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments