dik_dikij (dik_dikij) wrote,
dik_dikij
dik_dikij

Category:

Ах, у ели, ах, у ели, ах, у ёлочки...

Алексей Битов (poziloy)

Может, кто помнит: 10 дней тому назад наехал я тут на пьесу А.Введенского «Ёлка у Ивановых», которую режиссёр Д.Азаров, вроде бы, собрался ставить в рейдер-центре у некоего г.С.
Если вкратце, моё недоумение вызвало прежде всего то обстоятельство, что «Ёлка» формально является пьесой, но к постановке не предназначена – по сути, это литературная игра, стёб (http://dik-dikij.livejournal.com/640004.html).
Комментатор trophei с таким утверждением категорически не согласился: по его мнению, «драматургия Введенского – громадное достояние мирового театра, наравне с Шекспиром и Чеховым», и, разумеется, никакого стёба там нет.
Ну, я, понятно, ответил: «Посмотрите, пожалуйста, цитаты, выложенные в посте, и, Вашими же словами, потрудитесь не найти там стёба:)». Но чего-то мне самому в ответе (да и в посте) не хватало, какая-то, извините, мысля, всё время крутилась рядом, но не давала ухватить себя за хвост.
Нет, в ванну я не залезал, под яблоней не сидел, но мысля чуть расслабилась, замешкалась и была поймана с поличным.
Итак, обэриуты. А не начать ли с самого первого из них – того, кто написал то, что написал, ещё тогда, когда Хармс сотоварищи не значились ни в каких проектах, даже самых долгосрочных?
Вот, например, стихи: «Любви пылающей граната / Лопнула в груди Игната».
Ещё: «Когда с родственником на дамском седле летает, / А локон её с ветрами играет, / Или когда с матерью в церкви падает ниц, / И зрится румянец благоговейных лиц! / Тогда брачных и законных наслаждений желаю / И вслед ей, вместе с матерью, слезу посылаю».
И, наконец, совсем уж классика: «Жил на свете таракан, / Таракан от детства, / И потом попал в стакан, / Полный мухоедства».
Как нетрудно убедиться, первым обэриутом был именно он, И.Лебядкин. Что ж, никакой беды в таком эпигонстве для обэриутов нет, если принимать их тексты как стёб. А если всерьёз – выстраивается странная последовательность: И.Мятлев («Таракан / Как в стакан / Попадет – / Пропадет, / На стекло – / Тяжело - / Не всползет») .– Лебядкин – обэриуты. А всякая мелочь (Тютчев, допустим, или Блок) – это всё так, виньетки, нечто, лежащее вне главной линии развития отечественной поэзии. У Довлатова в «Записных книжках» есть фраза: «Арьев говорил: – В нашу эпоху капитан Лебядкин стал бы майором». А тут – нате вам – минуя всякие чины, прямиком в литературные генералы. Нет, бывает, конечно, что современники не оценили, и только потомки в конце концов разобрались, да и вообще литература развивается дискретно, кто бы спорил, но это уж как-то, знаете ли, чересур. А вот если стёб – тогда всё логично, все на своих местах.
Разумеется, никаких литературоведческих новаций тут нет: за Лебядкина заступался ещё В.Ходасевич: «Несколько лет тому назад, в Петербурге, я много раз задавал молодым поэтам такой вопрос: "И порхает звезда на коне в хороводе других амазонок..." Чьи это стихи? И каждый раз с размаху мне отвечали: – Блок» («Поэзия Игната Лебядкина», см. http://dugward.ru/library/dostoevskiy/hodasevich_poez_lebyadkina.html). Ну, да, конечно, Ходасевич несколько лукавил (у любого автора можно найти одну-две строчки, годные, чтобы выдать их за какого-нибудь классика, не нашего, так переводного). Конечно, Ходасевич не ставил высоко творения пьяного и несуразного капитана («Лебядкин на каждом шагу роняет свою высокую тему в грязь невежественной и пошлой поэтики... Со слезами на глазах и с мукой в душе имитирует он жонглерские жесты, но все роняет и бьет»), но всё же заступился ведь отчасти.
Зато потом... «Ничего другого, кроме стихов Лебядкина, абсурдный мир, изображенный в Бесах, породить в стихотворной форме не может. Мир, который в стихах может себя выразить только в абсурдной по нарушению всех реальных связей вещей и слов форме представлен в Бесах по правилу: какова жизнь, такова и поэзия» (И.Серман, «Стихи капитана Лебядкина и поэзия XX века», см. http://www.persee.fr/web/revues/home/prescript/article/slave_0080-2557_1981_num_53_4_5173). Или: «Между тем его рассуждения так глубоки и философичны, что впору говорить о цельной и органической философии капитана Лебядкина. Обладая способностью к самоанализу и четкому формулированию постулатов, он излагает свою экзистенциальную философию с предельной ясностью. Его мировоззрение, а точнее, художественное изложение его идеи, затрагивающее самые основы человеческого бытия, оказывается в центре философских и научных дискуссий эпохи. К творчеству отставного капитана проявляют неподдельный интерес русские поэты ХХ столетия: Александр Блок и Анна Ахматова, Николай Заболоцкий и Николай Олейников.
Мало того, капитан Лебядкин становится реальным фантомом сегодняшней жизни. Самый ничтожный, самый никчемный персонаж Достоевского помимо воли своего создателя превращается в действительно существовавшего поэта: его цитируют так же, как цитируют какого-нибудь классика литературы. Короче говоря, творчество капитана Лебядкина оказывает столь необычное влияние на будущее, что для нас представляет серьезный интерес: а какую же истину проповедует этот доморощенный мудрец?
» (Е.Лукин, «Философия капитана Лебядкина», см. http://magazines.russ.ru/neva/2006/4/lu13.html).
Как видите, отнюдь не все наши авторы вышли из гоголевской «Шинели» – некоторые довольствовались шинелью отставного капитана Лебядкина, невесть каким образом сохранившейся в литературном гардеробе.
Скажете, всё это – о стихах, а «Ёлка у Ивановых», как-никак, пьеса? Отчасти так, но слишком уж очевидно, что стихи и пьесы в данном случае написаны одними и теми же руками.
И потом, есть в «Бесах» персонаж, сочинивший произведение «в лирико-драматической форме». И там тоже, несомненно, можно отыскать скрытые высшие смыслы: «Это какая-то аллегория... все поют беспрерывно, а если разговаривают, то как-то неопределенно бранятся, но опять-таки с оттенком высшего значения... обладатель, положим хоть Олимпа, убегает в комическом виде, а догадавшееся человечество, завладев его местом, тотчас же начинает новую жизнь с новым проникновением вещей». Автора этого лирико-драматического произведения, если кто позабыл, зовут Степаном Трофимовичем.
Вот только его нам здесь ещё и не хватало. До кучи.
Спасибо, не надо.

P.S. На всякий случай: я ценю обэриутов, но именно как стёб. Из них всех всерьёз писал, похоже, только Заболоцкий, но это – другая тема. Отдельная.
Subscribe

  • Вынужденное

    Алексей Битов (poziloy) Очень не хотелось снова писать про всю эту ковидно-вакцинную вакханалию, но деваться, повторю, некуда. Хотя прекрасно…

  • Мастер, Маргарита и немного футбола

    Алексей Битов (poziloy) « Смотреть матч по телевидению все равно, что изучать животное по скелету. Все вроде бы ясно, а теплого и трепетного…

  • 2021: 1 – 15 ноября

    dik_dikij и poziloy Юрий Клепиков, Геннадий Чихачёв, Виктор Коклюшкин и другие. 1 ноября 2021 года умер кинодраматург Юрий Клепиков – сценарист…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 6 comments