dik_dikij (dik_dikij) wrote,
dik_dikij
dik_dikij

Categories:

Апофеоз

Алексей Битов (poziloy)

Итак, Я.Пулинович. «Я не вернусь».
Ничего не понимаю в киносценариях.
Возможно, по этому сценарию можно снять выдающийся фильм, хотя лично я в этом почему-то сомневаюсь. Вот соплевыжималку – это запросто. «Рабыня Изаура» отдыхает.
Согласен, любые сомнения трактуются в пользу защиты. Но конкурс-то драматургический или как?
Драматургия это никакая, да её, собственно, тут и по определению быть не может. Кто не верит, пусть откроет страницу 3 и прочитает (над звёздочками): «Титры. Я не вернусь». В пьесе бывают титры? Впрочем, в «новой пьесе» чего только не бывает.
Девочку Кристину сначала представили как глухонемую. Когда она заговорила, никто не удивился. Я тоже не удивился. Если бы она принесла под мышкой Луну, я бы не удивился тоже: дело ведь происходит в Стране Чудес.
А вот ещё. Есть у Ани некто Герман, ухажёр, типа. Он за Аней какое-то время ухлёстывал, но она о его жилищных условиях, наверное, ничего не знала. Поэтому, когда он отказался её у себя приютить («пожить у меня, к сожалению, не получится, у меня соседи, как они на это посмотрят, и потом хозяйка каждую неделю приезжает…»), она отнеслась к этому философски: облом, так облом. Адрес его она, впрочем, знала, и через некоторое время, сбежав из приёмника, заглянула к нему вместе с Кристиной. Герман их впускает, но снова предупреждает: тише, мол, тут соседи. А потом Аня с Германом сидят ночью на кухне, соседи благородно аннигилировались, но героиня ничему не удивляется. В мире туфты удивляться не принято, здесь сюжетные возможности сочинителей беспредельны.
Кстати, потом Аня и Кристина долго едут автостопом. Вроде как от Екатеринбурга до Владивостока. По какой стране они едут, непонятно – возможно, есть такие города где-то под Москвой, штат Огайо. Хотя нет, там, насколько я слышал, дороги получше, колдоёбин нет, а про «Мерседес» не говорят «не русский». Россия как вариант не рассматривается, тем более, у нас ландшафт на такой дороге успевает измениться, а в Стране Чудес – одно и то же унылое однообразие. Может, стоило кому-то из членов жюри для разнообразия почитать хотя бы Р.Л.Стивенсона (нет, не «Остров сокровищ», есть у этого писателя такая повесть, «Похищенный»).
И ещё. Кто написал этот сценарий, загадка. Там, где выложен сам текст, указаны авторы: «Ярослава Пулинович (при участии Олега Газе)»: http://www.goldenmask.ru/2010/maska_plus/ya_ne_vernus.doc. При объявлении результатов всё немного не так: «Гран-при получила пьеса Ярославы Пулинович «Я не вернусь»»: http://www.goldenmask.ru/news.php?nid=1019&year=. Куда исчез Газе, не знаю. Тут я никого ни в чём не обвиняю – не знаю подоплёки. Просто отмечаю некую странность. Что-то похожее было в своё время с авторством приключенческого романа «Наследник из Калькутты». Кстати, сюжеты двух произведений одинаково похожи на происходящее в России, только читать «Наследника» интереснее, да и написан он получше.
По крайней мере, у Штильмарка всё более-менее понятно, а при чтении Пулинович (с Газе или без, неважно) глаз спотыкается сразу: «На деревянной сцене стоит полная женщина – зачитывает по бумажке текст: «Диплом об окончании полного среднего образования вручается Морозову Дмитрию Анатольевичу». Перед сценой стоят подростки в красивых, но очень похожих меж собой костюмах. Толстов Дмитрий – больше похожий на откинувшегося с зоны зэка, чем на ученика, спешно тушит сигарету, которую только что курил, идет получать диплом». Ладно, Бог с ней, со стилистикой. И не все Дмитрии Анатольевичи носят фамилию Медведев, не спорю. И то, что тушит подросток именно ту сигарету, которую только что курил, а не какую-нибудь другую – тоже не беда. Даже на «окончание полного среднего образования» готов согласиться. Только вот кто бы мне объяснил, почему диплом Дмитрия Морозова получает Дмитрий Толстов? Ага, спасибо. Понял. Дмитриям Анатольевичам нынче можно всё. Хорошо, хорошо. Читаем дальше. На речь героев внимания обращать не будем. Пусть говорят. Только на ремарки – или как там это в сценарии называется?
«Вокзал. Все люди спешат куда-то, тащат сумки и рюкзаки, разговаривают на русском, татарском, узбекском, просят милостыню, становятся жертвами катал, пьют пиво, знакомятся, опаздывают на поезда – да мало ли чем можно заниматься на вокзале». Эту сцену представить несложно, оптимальный вариант – голос за кадром.
«Кристина замечает лежащий на земле бычок, подбирает его, закуривает». Я извиняюсь, у неё спички? Зажигалка? Кремень и кресало? У них в приёмнике это можно, да?
«Ночь. Девочки сидят под огромным железнодорожным мостом, который пересекает автодорожный». Слушайте, кто кого пересекает и что пересекает другой мост?
«Утро. То же кафе. Аня спит. Положив голову на стол, Кристина спит на плече у Ани». Если вы ещё не в курсе, Кристина – не кошка, а девочка-подросток. А теперь попытайтесь представить этот эпизод в реале.
«Кристина, словно тряпичная кукла, взлетает вверх, переворачивается через голову, и падает на дорогу, уже недвижимая и мёртвая». Наверное, бывают мертвецы движимые и недвижимые.
«Поджигает паспорт, удостоверение… Бумага сгорает быстро, гораздо быстрее, чем забывают люди…». Ремарка хоть куда – что для пьесы, что для сценария. А что касается скорости сгорания паспорта – не знаю, не пробовал. Тем более, он у меня всё же не совсем бумажный.
А вот ещё ремарка, супер: «В темноте актового зала никто не замечает, что и у Ани по щекам катятся слёзы».
Ну, и финал, конечно: «Аня смотрит на щенка долгим и уставшим взглядом, каким смотрят только взрослые…».
Интересно. Чем хуже пишет Пулинович, тем больше премий она получает. Закон тусовки?
Что получается? Типа, пьесой года признан текст, априори не имеющий к драматургии никакого отношения. Притом, что та же «Фронтовичка» куда «пьеснее».
Драматургия вроде бы относится к литературе. Но «Убийца», «Кто любит Панкратова?» и «Пустошь» намного выше по литературному уровню, чем «Я не вернусь».
О «Сухих завтраках» и говорить нечего – они на пьесу (при всех огрехах) похожи гораздо больше, а литературно значительно выше.
Нет, сынок, это фантастика. Чудеса в решете.
Догадываюсь, кто-то скажет (или, по крайней мере, подумает): ничего страшного, главное – не Пряжко и не Клавдиев.
Позволю себе не согласиться. Слезоточивая туфта ничем не лучше. Более того, именно такая «драматургия» создаёт серый фон, на котором «Жизнь удалась» и прочая хреновня пытается казаться чем-то ярким и свежим. Как тот же «театр с колоннами», фальшивый и замшелый, становится идеальным фоном для притеатральной бесовщины. Мы же помним, всегда найдётся партия, верная принципу «чем хуже, тем лучше».
Ну, так вот. Есть такая партия.
На сегодня хватит.
Subscribe

  • 2021: 12 – 22 августа

    dik_dikij и poziloy Продолжаем свою припозднившуюся «летопись». 12 августа 2021 года умерла Уна Стаббс. « Стаббс в Британии была известна как…

  • Год назад: 2020, 8 – 19 сентября

    dik_dikij и poziloy Ещё 12 дней прошлой осени. 8 сентября 2020 года умерла Нафисет Айтекова-Жанэ. « В 1961 году пришла на работу в Краснодарский…

  • Год назад: 2020, 1 – 7 сентября

    dik_dikij и poziloy Воспоминания вслед. В первый день прошлой осени ушли Крапивин, Клюев и Печерникова. А закончилась та первая неделя смертью…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 46 comments

  • 2021: 12 – 22 августа

    dik_dikij и poziloy Продолжаем свою припозднившуюся «летопись». 12 августа 2021 года умерла Уна Стаббс. « Стаббс в Британии была известна как…

  • Год назад: 2020, 8 – 19 сентября

    dik_dikij и poziloy Ещё 12 дней прошлой осени. 8 сентября 2020 года умерла Нафисет Айтекова-Жанэ. « В 1961 году пришла на работу в Краснодарский…

  • Год назад: 2020, 1 – 7 сентября

    dik_dikij и poziloy Воспоминания вслед. В первый день прошлой осени ушли Крапивин, Клюев и Печерникова. А закончилась та первая неделя смертью…