dik_dikij (dik_dikij) wrote,
dik_dikij
dik_dikij

Category:

Встречный план

Алексей Битов (poziloy)

Как и грозился, выношу на общее обозрение план урегулирования конфликта вокруг Театра Гоголя. Плод бессонных ночей, так сказать.
Не так давно П.Руднев, чтобы подтвердить, насколько сложная вещь – театр, сослался аж на самого Н.Белых. Ну, я, понятно, не такой продвинутый, так что процитирую более отстойного автора: «Бывают сложные машины на свете, но театр сложнее всего» (Булгаков, «Театральный роман»). И когда к этой сложной механике подпускают питекантропа с дубиной... представьте, что было бы, если бы того же питекантропа назначили заведовать, скажем, аорто-коронарным шунтированием. Хотели бы Вы попасть к такому спецу на операционный стол? Может, сразу записаться на приём к патологоанатому, которого при таком раскладе всё равно не миновать?
У нас, как известно, могут, кого угодно, назначить заведующим, чем угодно, так что не привыкать. Такой заведующий, не исключено, сочтёт, что главным показателем подведомственного ему учреждения должно стать количество наложенных шунтов, и какая разница, куда их там наложат, на трахею или на прямую кишку.
Это не шутка. Читаю: «Театры оценим по количеству зрителей и новых постановок, по участию в фестивалях и отзывам критиков. Музеи – по количеству проведенных выставок, по количеству посетителей по билетам, по участию в городских акциях, по смене и гастролям экспозиции. Библиотеки – по количеству постоянных и зарегистрированных пользователей, по обновлению фондов», – заявляет начальник московского Департамента культуры С.Капков (http://www.vedomosti.ru/library/news/4831521/my_ischem_agentov_izmenenij_sergej_kapkov_ministr#ixzz28tqiQhJH). Обратите внимание: человек собрался оценивать деятельность учреждений культуры по неким количественным показателям – это раз. Критериями, наряду с посещаемостью, объявляются соответствие моде и быстрый оборот (требуется пластмассовая «культура» одноразового пользования) – это два. Ну, почти то же самое, что оценивать игру футболистов по километражу за матч, чтобы объявить «звёздами» тех, кого в отстойном прошлом болельщики презрительно называли «всадниками без головы», а потом и «десятиборцами»; хорошо ребята бегали, вот только мячик им немного мешал. Да на фиг он сдался, этот мячик, задача поставлена совсем другая: быстрее, выше, сильнее. Но в футболе, к счастью, есть табло, и о результате судят по счёту на этом табло, а не по километражу.
Известный факт: беременность у человека длится несколько дольше, чем у кролика; выходит, с точки зрения оборота люди не нужны, нужны кролики. И человек с таким уровнем понимания поставлен руководить московской культурой? Хи-хи.
На самом деле, то, что модно, приносит доход, в него достаточно выгодно вкладываться, и желающие, если поискать, найдутся. Поддержка государства нужна тому, что необходимо, но рассчитано на долгий срок – больший, чем жизнь одного чиновника в своём любимом кресле. Неужели это непонятно? Зачем, к примеру, библиотеки должны приобретать однодневки или менять хорошие издания классики на новые, сляпанные кое-как? Чтобы отчитаться, а через год закупать новые однодневки и новые издания классики? Чтобы бюджетные бабки по-быстрому переходили в карманы «рекомендованных» издателей или как? Кому, кроме «оборотчиков», нужно всячески пестовать производство пластмассового говна? Оно и так не утонет.
К чему я пишу все эти общие слова и при чём тут Театр Гоголя? Всё просто: первый шаг к решению конфликта – увольнение Капкова. Если хочет, пусть возвращает в Парк послеюрского периода или уходит бизнес-директором на «Винзавод», а на сегодняшнем месте он уже доказал свою некомпетентность и свой кастинг, как любят выражаться некоторые актуальщики, вульгарно завалил.
Мало того, деятельность г.Капкова вызывает большие вопросы с точки зрения законности. Вернёмся к истории с Театром Гоголя и зададим простой вопрос: программа по созданию комплексного «Гоголь-Центра» утверждена Департаментом или нет? Если утверждена – значит, Капков превысил свои полномочия, у него нет права своим чиновничьим решением закрывать или перепрофилировать («переформатировать») учреждения культуры, принятые им в наследство от «проклятого прошлого». А если не утверждена – на каком основании закрыт театр и начат внеплановый ремонт? Обсуждать тут нечего, за исключением разве что вопроса, должны ли вместе с горе-руководителем уйти и более мелкие столоначальники или достаточно одной Е.Шерменёвой?
Понятно, что увольнение незадачливых культуртрегеров само по себе ничего не решит, и никакой конфликт не рассосётся от замены Капкова на Иванова-Петрова-Сидорова. И тут новое руководство Департамента культуры Москвы окажется на распутье: считает оно необходимым сохранить театр (повторю, не вчера созданный) или намерено изменить назначение здания на улице Казакова. Тем, кто верит, будто театр останется театром и в случае создания «Гоголь-Центра», задам лишь один элементарный вопрос: если вы занимали всю квартиру, а в результате принудительного подселения вам оставили одну комнату, будете ли вы считать, что вся квартира остаётся вашей? Если «да» – что ж, тогда мы идём к вам, а если «нет», то не надо двойных стандартов.
Но вернёмся к Иванову-Петрову-Сидорову – условному преемнику Капкова. Допустим, он полагает нецелесообразным сохранить театр – тогда за основу берётся план Серебренникова (или другой план, не суть) и выносится на публичное обсуждение. Августовские и последующие решения по Театру Гоголя «консервируются» (кроме решения об отставке С.Яшина, которое, на мой взгляд, обратной силы не имеет), Серебренников сидит на «Платформе» или где ему угодно и ждёт, чем всё закончится, театр возобновляет работу с «наличным» репертуаром и временно исполняющим обязанности худрука, назначенным Департаментом по представлению коллектива театра. Когда закончится театральный сезон, можно будет подвести итоги обсуждения и, в соответствии с ними, принять то или иное решение. Если Серебренникову даётся добро, он приходит на пост худрука со следующего сезона и реализует свою программу, но при госфинансировании, ограниченном до разумных пределов (остальное – за счёт спонсоров, буде таковые найдутся).
А если по итогам обсуждения план Серебренникова одобрен не будет? Тогда – то же самое, что и в случае, если Иванов-Петров-Сидоров сразу же решит сохранить театр; разница только в сроках. Итак, если решено сохранить театр, точно так же возобновляется работа театра с прежним репертуаром и под руководством вр.и.о.худрука. Параллельно объявляется конкурс на замещение вакантной должности худрука; понятно, что к конкурсу могут быть допущены только режиссёры, имеющие опыт практической работы на профессиональной сцене, за вычетом Яшина (он уже покинул своё место) и Серебренникова (его программа уже отклонена, пусть готовится к будущим конкурсам в других театрах). Самый сложный вопрос – состав жюри, которое будет оценивать соискателей; понятно, что туда должны войти полномочные представители Департамента, коллектива театра и СТД, но самое сложное – выбор представителей общественности (а то их можно так подобрать, что результаты конкурса легко предскажет даже ребёнок). Нет, тут я советы давать не готов, но понятно, что различных группировки (и «новаторы»-фестивальщики тоже) должны быть представлены на паритетных началах. А вот кто и каким образом будет их отбирать – не знаю, но полагаю, что при наличии доброй воли этот вопрос решить можно.
А что касается самой реформы театрального дела в Москве – безусловно, она нужна, но не с кавалерийского наскока. Пусть, кто имеет, что предложить, предлагает, а остальные обсудят. Не исключаю, что и мы не промолчим – ведь «Бывают сложные машины на свете, но театр сложнее всего». И, надеюсь, никому не придёт в голову выдавать банальный рейдерский захват за составную часть театральной реформы.
Пусть уж лучше будет Бог из машины, чем чёртик из табакерки.
Subscribe

  • Год назад: 2020, 20 – 25 сентября

    dik_dikij и poziloy В прошлом году по техническим причинам пришлось разбить наш последний сентябрьский мемориал на две недлинные части. Может быть,…

  • 2021: 1 – 15 сентября

    dik_dikij и poziloy Осень... 1 сентября 2021 года умер Александр Храбунов, « Бессменный гитарист группы «Зоопарк» и соратник Майка Науменко в…

  • Памяти Бельмондо

    dik_dikij и poziloy 6 сентября 2021 года умер Жан-Поль Шарль Бельмондо. Тот редкий случай, когда можно без малейшего преувеличения сказать:…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 112 comments

  • Год назад: 2020, 20 – 25 сентября

    dik_dikij и poziloy В прошлом году по техническим причинам пришлось разбить наш последний сентябрьский мемориал на две недлинные части. Может быть,…

  • 2021: 1 – 15 сентября

    dik_dikij и poziloy Осень... 1 сентября 2021 года умер Александр Храбунов, « Бессменный гитарист группы «Зоопарк» и соратник Майка Науменко в…

  • Памяти Бельмондо

    dik_dikij и poziloy 6 сентября 2021 года умер Жан-Поль Шарль Бельмондо. Тот редкий случай, когда можно без малейшего преувеличения сказать:…