dik_dikij (dik_dikij) wrote,
dik_dikij
dik_dikij

Реплика в сторону

dik_dikij и poziloy

Мы твёрдо решили не касаться в выходные дни «гоголевской» темы – если, конечно, не будет крайней необходимости. А таковой вроде бы пока нет. Так что давайте-ка лучше вспомним одну круглую дату.
В пятницу исполнилось ровно полвека, как умер Чарлз Алберт Броунинг-младший, или Тод Броунинг. «Один из основоположников жанра фильмов ужасов», как (почти по-русски) написано о нём в Википедии. Год назад мы так и написали: «Его считают чуть ли не основоположником триллера как жанра, и поделом – именно Броунинг в 1931-м году снял «Дракулу» с Б.Лугоши. А «Уродцы», снятые годом позже, и вовсе считаются классикой мирового кино» (http://dik-dikij.livejournal.com/372128.html). Но год назад не было никакого юбилея, то есть не было поводу приглядеться к триллеру как жанру.
«Основополагающим признаком фильмов ужасов является страх, который реализуется на экране теми или иными сюжетными поворотами, событиями, образами и т.д.», – сообщает та же Википедия, только в другой статье. Ну, как сказать; помнится, был когда-то анекдот: «Какой ужас!», – воскликнул Хичкок, посмотрев фильм нашего известного режиссёра-лауреата. Всё верно: основополагающим признаком фильма ужасов является ужас, который испытывает зритель, глядя на экран. Например, один из нас испытал настоящий ужас, когда смотрел «Юрьев день» (и другой испытал, кстати сказать, ровно то же самое). Пустота вызывает ужас, так уж человек устроен, ничего не попишешь. Ладно, о режиссёре этого фильма говорить небудем, чтобы не вспомнить ненароком о Театре Гоголя.
Но ни что не мешает вспомнить самого Гоголя. На всякий случай: фильмов Николай Васильевич, вроде бы, не снимал, но никакой монополии на триллер как жанр у кино, как известно, нет. А триллеров у Гоголя хватает. Ну, вот, допустим: «У сотника была дочка, ясная панночка, белая, как снег, как твое личико. Сотникова жена давно уже умерла; задумал сотник жениться на другой... Привез сотник молодую жену в новый дом свой. Хороша была молодая жена. Румяна и бела собою была молодая жена; только так страшно взглянула на свою падчерицу, что та вскрикнула, ее увидевши; и хоть бы слово во весь день сказала суровая мачеха. Настала ночь: ушел сотник с молодою женой в свою опочивальню; заперлась и белая панночка в своей светлице. Горько сделалось ей; стала плакать. Глядит: страшная черная кошка крадется к ней; шерсть на ней горит, и железные когти стучат по полу. В испуге вскочила она на лавку, - кошка за нею. Перепрыгнула на лежанку, - кошка и туда, и вдруг бросилась к ней на шею и душит ее. С криком оторвавши от себя, кинула ее на пол; опять крадется страшная кошка. Тоска ее взяла. На стене висела отцовская сабля. Схватила ее и бряк по полу - лапа с железными когтями отскочила, и кошка с визгом пропала в темном углу. Целый день не выходила из светлицы своей молодая жена; на третий день вышла с перевязанною рукой». Чем же не триллер? Триллерее не бывает. Или бывает? Вот, например: «Опять то же поле, местами изрытое, черное, местами зеленеющее, мокрые галки и вороны, однообразный дождь, слезливое без просвету небо. – Скучно на этом свете, господа!».
А то, понимаешь, вампиров там напридумали каких-то, или зомби опять же. Тоже мне, триллер! Вот мёртвые души – это да, ничем их не возьмёшь, ни чесноком, ни серебряными пулями типа «Silver Bullet». В самом деле, на экране всё понарошку – это во-первых, а во-вторых можно убить мертвеца, который вздумал ожить, но того, кто и так мёртв, второй раз убить нельзя. Пока мертвец не ожил, он неуязвим. Так что пусть они, эти мёртвые души, оживут сначала, а потом уже можно и за чесноком бежать, и за чем-нибудь серебряным.
Помнится, в школе нас учили, будто «нет сказок лучше тех, что создаёт сама жизнь». И это была часть правды, но не вся правда, ибо триллеров похлеще тех, что создаёт эта самая жизнь, не бывает тем более. Потому что кино – это, как известно, иллюзия, и страх у сидящих в кресле чуть ли не с поп-корном в руках – тоже не страх, а его иллюзия. Вот ужас от экранной пустоты – вовсе не иллюзия, это по-настоящему; сразу видна работа мёртвой души, никакие иллюзии этого скрыть не могут. Но мы не об этом.
Тем более, иллюзионисты бывают разного уровня; Броунинг, тут надо отдать ему должное, был хоррошим иллюзионистом, пусть даже с поправкой на технические несовершенства того отстойного времёни, когда компьютерной графики не было и в помине. О чём обязательно надо сказать по случаю юбилея.
Резонный вопрос: если юбилей у Броунинга, почему же мы чаще вспоминали Гоголя? Ну, извините, так получилось, да и куда сегодня без Гоголя?
Мёртвые души – это вам не иллюзия, это реальность. И Броунинг тут ни при чём, у него – совсем другое. Над киновымыслом можно обливаться слезами, а можно и холодным потом.
Кому что нравится.
По крайней мере, кино внушает уверенность, что любой ужас в конце концов может быть побеждён.
И это радует.
Subscribe

  • 2021: 23 – 31 августа

    dik_dikij и poziloy Прощаемся с летом. 23 августа 2021 года умер Гоча Ломия. « Ломия... знаком советскому зрителю по своему экранному дебюту – в…

  • 2021: 12 – 22 августа

    dik_dikij и poziloy Продолжаем свою припозднившуюся «летопись». 12 августа 2021 года умерла Уна Стаббс. « Стаббс в Британии была известна как…

  • Год назад: 2020, 8 – 19 сентября

    dik_dikij и poziloy Ещё 12 дней прошлой осени. 8 сентября 2020 года умерла Нафисет Айтекова-Жанэ. « В 1961 году пришла на работу в Краснодарский…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 2 comments