dik_dikij (dik_dikij) wrote,
dik_dikij
dik_dikij

Category:

Мы диалектику учили не по Гоголю

Алексей Битов (poziloy)

К театральным переворотам Москве не привыкать. Но фантасмагория в духе Гоголя – это, похоже, нечто новенькое.
Судите сами. Обычно замене худрука предшествует конфликт в самом театре (достаточно вспомнить хиты годичной давности – Таганку, Маяковку, Театр Станиславского). Ничего похоже в Театре Гоголя, насколько известно, не было.
Далее. Допустим, у чиновников Департамента культуры Москвы возникли серьёзные претензии к худруку С.Яшину. Вопрос: когда они возникли, если Яшина сняли сразу же по окончании театрального межсезонья? Очевидно, в новом сезоне он физически не успел ничего напортачить, а старые грехи, если они и были, всплыли как-то очень уж несвоевременно и скоропостижно.
Более того, новоназначенному худруку К.Серебренникову в ближайшее время будет не до Театра Гоголя: «Кирилл Серебренников планирует вплотную заняться делами театра – после поездки в Германии для постановки оперы "Американская Лулу" в октябре он представит свою концепцию развития театра» (http://www.ria.ru/culture/20120807/718553882.html#ixzz22vuIaqEG). А пока за старшего остался директор театра, назначенный вместе с худруком: «В ближайшие два месяца я буду проводить мониторинг технического и организационно-финансового состояния театра. О необходимости капитального ремонта тоже можно будет сказать после изучения этого вопроса, но, боюсь, это неизбежно. Надеюсь, что если театр будет вынужден остановить свою работу на какое-то время, то это будет совсем короткий срок. По первому впечатлению архитектура театра позволяет проводить какие-то поэтапные работы, не закрывая здания, но это только первое впечатление, пока я не готов говорить точнее", – сказал Малобродский» (там же).
Заметьте: с ремонтом ещё ничего не ясно, но всё уже решено: «Два месяца будут играть существующие спектакли, а потом мы закрываем театр на легкий ремонт», – уже объявил глава столичного Департамента С.Капков (http://mn.ru/culture/20120808/324719554.html).
Кстати, о ремонте. А средства на него выделены? Если выделены, то когда это произошло? Срочно переверстали планы на финансовый год? У кого-то урезали или нашли неожиданные резервы? А если ремонт был в планах, то почему его не начали в межсезонье, что было бы несколько логичнее? То же самое – с подрядчиками. Их уже нашли? И конкурс провели, как положено? А старое руководство Театра Гоголя об этом конкурсе знало? Наверняка нет, иначе это как-то учли бы в планах на новый сезон, которые успел озвучить С.Яшин.
Как видите, концы с концами решительно не сходятся: что-то должно было произойти, а иначе чиновные шестерёнки не задвигались бы в повышенном темпе, ибо любое номенклатурное действо имеет свою причину.
Но о причинах – чуть позже, а пока – о следствиях. Вернусь к упомянутому выше интервью г.Капкова (http://mn.ru/culture/20120808/324719554.html). Несколько вопросов и ответов, без купюр и ремарок.
«В чем суть новой концепции театра?
– Мы ее презентуем в конце года. Два месяца будут играть существующие спектакли, а потом мы закрываем театр на легкий ремонт.
Но у вас уже есть понимание этой концепции?
– Есть.
Вы не хотите пока о ней говорить?
– Вы понимаете, это не моя епархия. Это вопрос к Кириллу Семеновичу Серебренникову. Он много на эту тему говорил. У него есть проекты работы с арт-резидентами, создания дискуссионных клубов. Его идея в том, что театр должен быть открыт с трех часов дня до закрытия метро.
То есть речь идет даже не столько о театре, сколько культурном центре?
– Ну почему же, все это укладывается в концепцию театра. Взять, например, театр «Практика». Их событийная программа включает в себя очень разные вещи – от творческих мастер-классов до развивающих занятий с детьми и уроков йоги.
Вы планирует выделять дополнительные суммы на развитие театра им. Гоголя?
– Надо сначала разобраться с этим бюджетом. Это большая сумма, между прочим.
Планируется ли реформирование других московских театров?
– Я объясню принцип. Наверное, в вашем понимании это реформа, а в нашем – просто системная работа. Во-первых, мы у всех театров запросим их концепции, чтобы понимать, какую социальную миссию несет каждый из них. Во-вторых, у нас больше не будет бессрочных контрактов с художественными руководителями театров. Договоры будем заключать на три-пять лет. Перед нами стоит задача классификации 88 московских театров. Мы их разделим на несколько условных категорий. Во-первых, это театры, имеющие статус национального достояния, такие как «Ленком» и «Современник», например. В отдельную группу войдут детские театры – МТЮЗ, Театр Терезы Дуровой, «Зеленая лампа», театр «Мост» – всего порядка пятнадцати. Для них будет определена своя концепция и сформулированы соответствующие требования. Здесь мы работаем совместно с Департаментом образования. Еще одна категория – театры-эксперименты, где ставят современные пьесы. Сюда, среди прочих, попадают театр «Практика» и Центр драматургии и режиссуры Алексея Казанцева и Михаила Рощина. Будет отдельная программа по малым площадкам больших театров. Также надеемся создать так называемые открытые площадки, то есть площадки без труппы на манер Театрального центра им. Вс. Мейерхольда.
На какое время рассчитан этот проект?
– Проект масштабный, мы планируем воплотить его за два года.
Какие из московских театров ждет смена руководства или структурные изменения уже в ближайшее время?
– Зачем об этом говорить? Следите за новостями в интернете
».
Помните фильм г.Серебренникова «Юрьев день»? Ну, так вот тебе, бабушка, и Юрьев день. Правда, точная дата заранее не объявлена, «Следите за новостями в интернете». Между прочим, пресловутый Юрьев день наступит на стыке осени и зимы, а к тому времени г.Серебренников как раз вернётся в Белокаменную. И крепостным Департамента, не желающим неприятностей на свои головы (и не только), предложено пока взять за образец Театр имени Боякова (вот такой гоголь-моголь получается).
Передохнём. Осмыслим, типа. Переведём дух.
Subscribe

  • Вынужденное

    Алексей Битов (poziloy) Очень не хотелось снова писать про всю эту ковидно-вакцинную вакханалию, но деваться, повторю, некуда. Хотя прекрасно…

  • Мастер, Маргарита и немного футбола

    Алексей Битов (poziloy) « Смотреть матч по телевидению все равно, что изучать животное по скелету. Все вроде бы ясно, а теплого и трепетного…

  • 2021: 1 – 15 ноября

    dik_dikij и poziloy Юрий Клепиков, Геннадий Чихачёв, Виктор Коклюшкин и другие. 1 ноября 2021 года умер кинодраматург Юрий Клепиков – сценарист…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 10 comments

  • Вынужденное

    Алексей Битов (poziloy) Очень не хотелось снова писать про всю эту ковидно-вакцинную вакханалию, но деваться, повторю, некуда. Хотя прекрасно…

  • Мастер, Маргарита и немного футбола

    Алексей Битов (poziloy) « Смотреть матч по телевидению все равно, что изучать животное по скелету. Все вроде бы ясно, а теплого и трепетного…

  • 2021: 1 – 15 ноября

    dik_dikij и poziloy Юрий Клепиков, Геннадий Чихачёв, Виктор Коклюшкин и другие. 1 ноября 2021 года умер кинодраматург Юрий Клепиков – сценарист…