dik_dikij (dik_dikij) wrote,
dik_dikij
dik_dikij

Круги-16, часть третья

dik_dikij и poziloy

Вот уже и осень не за горами; «макушка лета» позади, и пора распрощаться с июлем.

28 июля.
190 лет назад (по новому стилю) родился Аполлон Григорьев. ««Две гитары», да множество критических статей, вызывавших раздражение и насмешки в обоих тогдашних лагерях (мало, кто ещё может этим похвастаться). А зря смеялись. Разве не верно, что всякий писатель есть «голос известной почвы, местности, имеющей право на свое гражданство, на свой отзыв и голос в общенародной жизни, как тип, как цвет, как отлив, оттенок»? И ещё, не о критике уже: позабытый ныне «Чибиряк, чибиряк, чибиряшечка» в 1914 году был, говорят, почти так же популярен, как «Катюша» в Великую Отечественную» (http://dik-dikij.livejournal.com/330330.html).

125 лет назад родился Анри-Робер-Марсель Дюшан. О, разумеется, тема писсуара удостоилась эксклюзивного поста, было дело в прошлые выходные – http://dik-dikij.livejournal.com/573369.html.

110 лет назад родился Карл Раймунд Поппер. «Теоретик и защитник «открытого общества», он категорически отрицал, что ход истории подчиняется неким загодя сформулированным законам («Нищета историцизма», большой привет К.Марксу и его пастве). И тут самое время вспомнить высказывание Поппера: «цель научного исследования – убивать принятые теории раньше, чем они убьют нас».
И ещё один афоризм Поппера, который надо бы здесь привести: «Я могу ошибаться, а вы можете быть правы; сделаем усилие, и мы, возможно, приблизимся к истине»
» (http://dik-dikij.livejournal.com/330330.html).

85 лет назад родился Паскуале Феста Кампаниле. Сценарист, он работал с Л.Висконти («Рокко и его братья», «Леопард»), а также с Н.Лоем («Четыре дня Неаполя»). Режиссёр Кампаниле известен меньше, хотя снял около 40 фильмов. Забавно: над фильмом «Когда у женщин были хвосты» режиссёр поработал и как сценарист, а фильм «Когда женщины потеряли хвосты» снимал через два года по чужому сценарию.

140 лет назад (по новому стилю) умер Пров Садовский-старший. «Легенда русской сцены и основатель знаменитой династии, он с 1839 года и до конца жизни служил в Малом театре; тут логично дать ссылку на сайт Дома Островского – http://www.maly.ru/people.php?name=SadovskiyPM. О ролях Садовского-старшего там рассказывается подробно, да и могло ли быть иначе?» (http://dik-dikij.livejournal.com/330330.html).

29 июля.
195 лет назад (по новому стилю) родился Ованес Айвазян, он же Иван Айвазовский. Хотя он и стал маринистом, некоторые современные Марины ставят общественное выше личного и утверждают, что писсуар с автографом гораздо круче. Кстати, некоторые Екатерины и Татьяны считают точно так же.

105 лет назад (по новому стилю) родился Борис Корнилов. «Качка на Каспийском море»: «знаменуя красу природы, / звёзды высыпали, как сыпь; / от Махачкалы до Баку / луны плавают на боку. / Я стою себе, успокоясь, / я насмешливо щурю глаз – / мне Каспийское море по пояс, / нипочём... Уверяю вас. / Нас не так на земле качало, / нас мотало кругом во мгле – / качка в море берёт начало, / а бесчинствуют на земле». Ну, что, есть такое дело!

30 лет назад умер Владимир Зворыкин, изобретатель кинескопа, фактический отец «зомбоящика». Получается, мир перевернулся буквально на наших глазах. Как изволили выразиться минувшей осенью К.Эрнст, «То, что придумали родившиеся в России Зворыкин и Сарнов и назвали термином "дальновидение" (телевидение), каким бы способом оно ни достигало своего зрителя, должно выполнять свою главную функцию. Объединять людей. Сохранять их единое пространство. Пытаться сделать их жизнь понятнее. И телевидение будет это делать» (см. http://branded.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=3652&Itemid=8). Ну да, объединять людей в стадо, сохранять единое пространство хлева, да ещё и стараться, чтобы мычали поменьше. Этого ли добивался Зворыкин? Ой, вряд ли.
Впрочем, бодливой корове, как известно, Бог рог не даёт; глядишь, кандидат в пастухи перетопчется, а детищу Зворыкина найдётся полезное применение. Не всё же нам, homo sapiens'ам, жвачку жевать.

30 июля.
105 лет назад (по новому стилю) родился Роман Руденко. «Вряд ли у него был такой бас, как у Поля Робсона [и Руденко, и Робсон умерли 23 января, хотя и в разные годы], но экс-юберменшам, ёрзающим на скамье Нюрнбергского трибунала, этот голос, надо полагать, показался достаточно мощным» (http://dik-dikij.livejournal.com/461165.html).

100 лет назад умер японский император Муцухито. Его правление названо «просвещённым» (эпоха Мэйдзи). Может, на самом деле оно и не было таким уж просвещённым, но мы-то и вовсе до сих пор с галеры не слезли – знай себе, вёслами по суше скребём.

5 лет назад умерли в один день Микеланджело Антониони и Эрнст Ингмар Бергман. «Сходства между их фильмами не больше, чем между Средиземным и Балтийским морями, но у Судьбы своя логика» (http://dik-dikij.livejournal.com/332991.html). «На самом деле сходство, конечно, есть: ни Антониони, ни Бергмана никак не назовёшь «тёплыми» режиссёрами. А вот причина этой «холодности», на наш взгляд, различна: Бергман всё-таки во многом идёт от ума, а Антониони так ощущает мир – холодным и... ну, не то, что безжизненным, нет, но в конечном счёте мало приспособленным для жизни; здесь, если и можно выжить, то разве что вопреки всему. Тем более, выживать приходится в одиночку, все соединения мимолётны. Не случайно в фильмах Антониони возникает образ пустыни («Красная пустыня», «Забриски пойнт», «Профессия: репортёр»). Забавно: «пустыня» рифмуется с Феллини, а не с Антониони, но в кино рифмы – не главное... «Он уверен, что ничего адекватного речи, языку, не существует. Однако его языком всегда было кино, монтаж зрительных образов, и в этом смысле ему повезло» (http://www.rg.ru/2007/07/31/antonioni-umer.html). Как и положено режиссёру, Антониони в своих фильмах говорил «зрительными образами» – ведь говорил он, в конечном счёте, именно со зрителями, не со слушателями и не с «чтецами подтекста»...
И ещё одно «кстати»: необычный авторский язык (в кино и не только) связан с индивидуальностью автора («кто как слышит, так и пишет, не стараясь угодить»), а не с нарочитым «новаторством». Само по себе «новаторство» никому не нужно: «Он [Антониони] продолжает считать, что человек мало изменился со времен Ветхого Завета»
» (http://dik-dikij.livejournal.com/368336.html).
А Бергман... «Мы спорили о нём. Алексей, например, считает, что Бергман идёт «от головы», просчитывая каждый кадр. Сложный вопрос. «Осенняя соната», наверное, и впрямь холодновата, но её и сам Бергман судил довольно жёстко: «Один французский критик зорко подметил, что "Осенней сонатой" Бергман создал "бергмановский фильм". Хорошо сформулировано, но вывод печальный. Для меня. По-моему, так оно и есть – Бергман и в самом деле создал бергмановский фильм. Имей я силы осуществить свои первоначальные намерения, этого бы не произошло... » (все цитаты по – http://lib.ru/CINEMA/kinolit/BERGMAN/bergman.txt).
– Мне жутко понравился «Гамлет», которого Бергман привозил в Москву в перестройку. Театр – он живой, его засушить труднее. А ставить кадр (или сцену) Бергман умеет мастерски. Финал его «Гамлета» – автоматные очереди и «бойцы» в камуфляже – это действительно потрясало.
– Но у Шекспира этого, между прочим, нет.
– Автоматчиков у Шекспира нет, согласен. Но у Бергмана это не выглядело режиссёрской отсебятиной – смотрите, мол, какой я бесстрашный новатор. Скорее, это был такой мостик: Гамлет и сегодня остаётся Гамлетом, в мире мало, что изменилось, только техника, а мы остались такими же
» (http://dik-dikij.livejournal.com/318598.html).
Мало, что изменилось, только ни Антониони, ни Бергмана в нашем мире уже нет.

31 июля.
100 лет назад родился Милтон Фридмэн. У нас его именем чуть ли не детей пугают, хотя очевидно, что 90% «пугателей» не читали его труды вовсе, а 90% оставшихся ничего прочесть толком не могли, поскольку имели твёрдое мнение («не читал, но осуждаю») ещё до того, как добрались до начальной буквы. Нет, мы не намерены заступаться за главного монетариста, поскольку сами его трудов не читали, а если бы и прочли – не факт, что поняли бы (епархия-то, однако, совсем чужая, да).
Инересная деталь: Фридмэн оспаривал кейнсовскую модель потребления, он считал, что «люди приводят свое потребительское поведение в соответствие со своими возможностями постоянного или долгосрочного потребления, а не с текущим уровнем дохода». Но популярные ресурсы (включая Википедию) формулируют эту идею в несколько искажённом виде: дескать, «люди в своем поведении учитывают не столько текущий доход, сколько долгосрочный». Это мы к тому, что ни о чём (и ни о ком) не следует судить с чужих слов (типа, сладки гусиные лапки или, наоборот, они горше любой хины).

200 лет назад (по новому стилю) умер Дмитрий Ильин. Лейтенант Ильин в Чесменском сражении командовал брандером, который поджёг 84-пушечный турецкий линейный корабль; с этой «искры» начался пожар турецкого флота.
«Он подошёл с надветру, по левую торону залива, и приблизясь к большому Турецкому кораблю, имевшему полный экипаж, не смотря на все угрожавшие ему опасности, сцепился с ним, зажег брандер и своими руками воткнул бранскугель в неприятельский корабль; потом сев на шлюпку, в полном присутствии духа отъехал от своего брандера. Неустрашимый Ильин не был еще доволен своим смелым и отважным поступком. Отъехав несколько, приказал он шлюпке на ближней дистанции остановиться и смотрел на действие своего брандера. Но когда увидел, что от оного обнялся вдруг сильным пламенем неприятельский корабль, от коего и другие близ него стоявшие начали загораться, тогда уверясь в счастливом выполнении своего предприятия, – с геройским духом и невредимый, Ильин возвратился с своею командою на флагманский корабль» (Глотов А.Я. «Чесменский бой // Отечественные записки, Часть 3. №№ 5 и 6. 1820; цитируется по http://wars175x.narod.ru/btl_chsm01.html).
По разным данным, в этом пожаре погибли 9 или 10 турецких линкоров из 16, входивших в состав эскадры Капудан-паши.

40 лет назад умер Михаил Артамонов, основатель отечественный школы хазароведения. Забавно: сначала хазар объявили «неразумными», а через 100 лет всё-таки начали их изучать. Лучше поздно, чем никогда, как говорится.

Ну, вот, собственно, июль закончен, но всё продолжается своим чередом.
Одно за другим. Как тому и положено быть.
Дай-то Бог.
Subscribe

  • Вынужденное

    Алексей Битов (poziloy) Очень не хотелось снова писать про всю эту ковидно-вакцинную вакханалию, но деваться, повторю, некуда. Хотя прекрасно…

  • Мастер, Маргарита и немного футбола

    Алексей Битов (poziloy) « Смотреть матч по телевидению все равно, что изучать животное по скелету. Все вроде бы ясно, а теплого и трепетного…

  • 2021: 1 – 15 ноября

    dik_dikij и poziloy Юрий Клепиков, Геннадий Чихачёв, Виктор Коклюшкин и другие. 1 ноября 2021 года умер кинодраматург Юрий Клепиков – сценарист…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 12 comments

  • Вынужденное

    Алексей Битов (poziloy) Очень не хотелось снова писать про всю эту ковидно-вакцинную вакханалию, но деваться, повторю, некуда. Хотя прекрасно…

  • Мастер, Маргарита и немного футбола

    Алексей Битов (poziloy) « Смотреть матч по телевидению все равно, что изучать животное по скелету. Все вроде бы ясно, а теплого и трепетного…

  • 2021: 1 – 15 ноября

    dik_dikij и poziloy Юрий Клепиков, Геннадий Чихачёв, Виктор Коклюшкин и другие. 1 ноября 2021 года умер кинодраматург Юрий Клепиков – сценарист…