dik_dikij (dik_dikij) wrote,
dik_dikij
dik_dikij

Но, как это бывает в мире спорта...

Алексей Битов (poziloy)

Эх, почему метание ахинеи всё ещё не включили в олимпийскую программу? Недоработали наши спортивные чиновники, чего уж там, ведь позиции наших лидеров в этом виде спорта необычайно сильны.
И всё-таки теплится надежда, что организационные трудности так или иначе будут преодолены, поэтому позвольте представить одного из претендентов на место в олимпийской делегации. Хотя, конечно, не факт, что он пробьётся в окончательную заявку – уж больно конкуренция велика, ставки на того или иного фаворита делать рискованно. Но всё же, всё же, всё же...
Сегодня у нас в гостях – Угаров Михаил Юрьевич, ударник-многостаночник. В минувшем июле он отметился сразу двумя параллельными выступлениями – http://art-skaner.livejournal.com/12195.html (19.07, 2:57 PM) и http://www.gazeta.ru/culture/2012/07/24/a_4691369.shtml (24.07, 10:42).
Начнём, пожалуй, с «Газеты.Ru»; читаем осторожно, чтобы не расплескать.
«Свидетельский театр – разновидность театра документального. Он предполагает, что на сцене находятся реальные люди, которые были свидетелями того или иного события, о котором идет речь. Это могут быть актеры, а могут и не-актеры». Да, правду говорят, воспоминания детства незабываемы. А в пионерском детстве г.Угарова полагалось, чтобы в школы приходили участники всяческих минувших событий. Детей собирали в актовом зале, а гости поднимались – куда? правильно, на сцену. Выходили и делились своими воспоминаниями; связно или бессвязно, честно или не совсем – другой вопрос, но, во всяком случае, ни одному... м-м-м... новатору не приходило в голову называть это театром. Так что вся новация в данном случае заключается в замене подходящего лэйбла на неподходящий; фокус тоже не новый, надо сказать, но не будем слишком придирчивы: возьмём какую-нибудь запись из фондов метро («Осторожно, двери закрываются»), объявим, что это пейзаж, и новое слово в искусстве останется за нами.
Вещание продолжается: «Проблема «верю я или нет» стала главным уже не только для искусства, а для общества в целом – главный вопрос Станиславского переместился в гражданскую плоскость». Ладно, не будем цепляться к словам (любая театральная система существует в трёхмерном пространстве и не может переместиться на плоскость, а «верю» или «не верю» – всё же утверждение, а не вопрос). Ну, с русским языком Угаров не ладит, в планеметрии/стереометрии путается, бывает. Но хотя бы даты жизни Станиславского можно было в Википедии посмотреть? А родился он, однако, в 1863-м, умер в 1938-м. Вы не слышали, случайно, какие пертурбации в это время происходили в российском обществе? И насчёт «верю» – «не верю» было тогда посерьёзнее, чем сейчас (тьфу-тьфу-тьфу), вот только объектами оценок Станиславского становились не Победоносцев со Сталиным, а совсем иные персонажи (похоже, Угаров – единственный, кто не в курсе).
Но вернёмся из прошлого в настоящеее. «Мне гораздо интереснее инструментарий, который можно из театра документального привнести в театр обычный. Документальный театр вооружает актера рядом техник, которыми не пользуется актер классической школы (которая, по-моему, уже просто не работает).
– То есть?
– Актер попадает в историю, становится ее свидетелем и получает мандат на свидетельство
». То есть инструментарий пополнился мандатом? Сказано!
Об актёрах: «Твоя профессия – опыт. События и сюжеты – топливо для спектаклей. Он что, будет потом в спектаклях играть, как он в интернете сидел и брезгливо морщился?». Действительно, хотите сыграть современника – обязательно ходите на протестные митинги. А претенденту на роль Путина необходимо проникнуть в Кремль. Хотите сыграть Гамлета – пусть датская королева вас усыновит, потом отравит своего супруга и выйдет замуж за его братца. Вам предложили роль Солёного? Что ж, пистолет в руки, и застрелите Тузенбаха к едреней фене. Ну, будем надеяться, хоть до «Роберто Зукко» очередь не дойдёт...
Правда, есть ещё ««Сентябрь.Doc», посвященный реакции на события в Беслане: я своими ушами слышал, как актеры говорили: «Я столько узнал про все стороны конфликта, что смотрю на это совершенно по-другому»». Интересно, а как актёр должен вживаться в образ террориста? А то ведь изобразит потом ненароком, «как он в интернете сидел и брезгливо морщился», и всё искусство г.Угарова пойдёт насмарку. Тяжёлый случай, что там говорить...
«С моей точки зрения, свидетельский спектакль должен быть вообще одноразовой акцией. Вот произошло событие, а вот – представление, посвященное этому событию. Дальше он должен работать в виде документации – и в этом, кстати, свидетельский театр родственник перформансу, который тоже происходит «здесь и сейчас» один раз, а затем живет и работает в виде документа». То есть всё равно, конечно, получится копия, но пусть она будет единственной – не так ли, одноразовый Вы наш? А далее перформанс должен работать в виде документа – видимо, копия требуется не только единственная, но и нотариально заверенная, а иначе ничего не выйдет.
«Наличие игрового пространства и способ коммуникации – живая коммуникация от «я» к «ты» и обратно. Это единственное, на самом деле, что отличает театр от остальных искусств. Перформанс может проходить и без зрителей, театр – нет». Бедный Угаров! Неужели он и впрямь полагает, что театр отличается, скажем, от музыки только наличием «живой коммуникации»? Кстати, а как быть с эстрадой, с цирком, с поп- или рок-исполнительством, наконец? Это театр или перформанс? И ещё, самое главное: о какой «живой коммуникации» идёт речь? У автора текста? Нет, он ничем не отличается от обычного писателя, водит себе ручкой или стучит по клавишам, и никакой обратной связи не имеет. То же самое – режиссёр или, допустим, художник спектакля в момент работы. Единственный, у кого есть непосредственная связь с «рецепиентом» – это актёр, а все прочие тут (по Угарову) – сбоку припёка, с чем я их и поздравляю.
А знаете, зачем нужен театр? Наш одноразовый и тут нашёл, что брякнуть: «Нужна спонтанность и, безусловно, однократность: когда участник знает, что говорит нечто один раз, а зритель слушает один раз – возникает эффект уникальности, и уровень адреналина повышается в разы». То есть в театр, оказывается, ходят для того, чтобы повысить уровень адреналина. Может быть, проще в пейнтбол сыграть? Или Олимпиаду посмотреть, в том числе (в перспективе) – соревнования по метанию ахинеи. Не хотите воспользоваться приглашением?
И ещё одна попытка того же претендента на олимпийскую медаль – надеюсь, никто о ней не забыл? С концентрацией ахинеи там тоже всё в порядке, но ограничимся ассортиментным минимумом.
«Вот это у нас с Разбежкиной на курсе лидер – девочка из Караганды, совершенно дикая, не испорченная культурным сленгом. Не читала ни одной книжки, и я ей верю. Но когда я на нее смотрю, мне хочется сказать: «Девочка, а тебе и не надо читать». Она так воспринимает мир, как будто все уже знает, и это видно по фильмам. Фильм ее «Милана» прошел год назад по всем европейским фестивалям, это действительно событие. Вот после Леры Германики, разбежкинской ученицы, Мадина Мустафина – следующее яркое явление». Вот что тут сказать? Мастер, понятно. А если немного серьёзнее? В принципе, конечно, химику не обязательно знать географию, а кинорежиссёру – литературу. Вот только много ли наснимает ущербный человек?
Сам Угаров тоже отказался от чтения, уж он-то точно и так всё знает. «С книгами у меня произошло что-то странное: я перестал читать... Это точно не только со мной, это происходит сейчас со всеми. Для двадцатилетних это еще более актуально, чем для пятидесятилетних. Не поверите: молодым актерам и режиссерам сижу и пересказываю «Анну Каренину». Потому что я привожу пример, а они не понимают, о чем речь. Студентам-кинорежиссерам недавно пересказывал «Отелло» – им очень понравилось. Может, это явление временное, может, чтение вернется. Не знаю». Помните анекдот про Карузо? Певец, между прочим, очень так себе – ни слуха, ни голоса, к тому же дикция подкачала. – А вы где его слышали? – Да нигде, мне Рабинович по телефону напел. Может, Михаилу Юрьевичу не ограничиваться литературой, а насвистеть что-нибудь из Баха, или спеть арию Виолетты («Не ты ли мне в тиши ночной в сладких мечтах явился»), или «Жизель» станцевать, что ли? Наверняка ведь получится не хуже, чем с театром, уверяю вас.
«Очень не люблю визуальный театр и вообще визуальность. Мне кажется, это доцивилизационное искусство, потому что культуру вообще слово принесло. И слово же унесет культуру, останется визуальность. Может быть, сейчас этот процесс происходит». Ну, насчёт театра – понимаю: визуальность некоторым, конечно, мешает; а при чтении им, наверное, мешают буквы, не дают, понимаешь, картинки спокойно рассматривать.
А насчёт слова и культуры – это уж и вовсе забавно. Если г.Угаров, как он утверждает, действительно прожил «прочитав практически все, во всяком случае из русской и зарубежной классики», возможно, ему попадалась и известная статья Мандельштама «Слово и культура». А там говорится ещё и о таком явлении как глоссолалия (то есть произнесение бессмысленных слов и их сочетаний): «В глоссолалии самое поразительное, что говорящий не знает языка, на котором говорит. Он говорит на совершенно неизвестном языке. И всем, и ему кажется, что он говорит по-гречески или по-халдейски. Нечто совершенно обратное эрудиции».
Впрочем, «глоссолалия» – слово греческое. «Ахинея», возможно, тоже, но на русской почве это понятие прижилось очень неплохо. Верит ли Угаров сам себе? Неизвестно, он за своим базаром не следит; ещё и поэтому нередко он сегодня говорит одно, а завтра – ровно противоположное. Вчера, напомню, речь шла о «ноль-позиции»; нынче позиция изменилась (правда, ноль остался нолём, но тут уж ничего не поделаешь).
Ну, несёт человек, что ни попади, и хрен бы с ним. А вот зачем, к примеру, «Газета.Ru» это тиражирует? И, главное, читают ли они сами то, что ими же растиражировано?
Позвольте в этом усомниться, господа.
Между тем, г.Угаров продолжает тренировки. Не знаю, не знаю, но Майклу Фелпсу стоит обеспокоиться. На всякий случай.
Subscribe

  • 2021: 12 – 22 августа

    dik_dikij и poziloy Продолжаем свою припозднившуюся «летопись». 12 августа 2021 года умерла Уна Стаббс. « Стаббс в Британии была известна как…

  • Год назад: 2020, 8 – 19 сентября

    dik_dikij и poziloy Ещё 12 дней прошлой осени. 8 сентября 2020 года умерла Нафисет Айтекова-Жанэ. « В 1961 году пришла на работу в Краснодарский…

  • Год назад: 2020, 1 – 7 сентября

    dik_dikij и poziloy Воспоминания вслед. В первый день прошлой осени ушли Крапивин, Клюев и Печерникова. А закончилась та первая неделя смертью…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 18 comments

  • 2021: 12 – 22 августа

    dik_dikij и poziloy Продолжаем свою припозднившуюся «летопись». 12 августа 2021 года умерла Уна Стаббс. « Стаббс в Британии была известна как…

  • Год назад: 2020, 8 – 19 сентября

    dik_dikij и poziloy Ещё 12 дней прошлой осени. 8 сентября 2020 года умерла Нафисет Айтекова-Жанэ. « В 1961 году пришла на работу в Краснодарский…

  • Год назад: 2020, 1 – 7 сентября

    dik_dikij и poziloy Воспоминания вслед. В первый день прошлой осени ушли Крапивин, Клюев и Печерникова. А закончилась та первая неделя смертью…