dik_dikij (dik_dikij) wrote,
dik_dikij
dik_dikij

Круги-14 (отдельной строкой)

dik_dikij и poziloy

2 июля.
35 лет назад умер Владимир Набоков (он же Сирин), один из известнейших двуязычных писателей мира. Что к этому добавить? Сам он однажды сказал: «Я американский писатель, рожденный в России, получивший образование в Англии, где я изучал французскую литературу перед тем, как на пятнадцать лет переселиться в Германию». Умер в Швейцарии, добавим мы. А значит, можно подытожить словами Цинцинната Ц. из «Приглашения на казнь»: «тут не может быть беспорядка, тут может быть только перемещение».
Ну, а теперь – несколько цитат. Нет, не из романов, из «Эссе о театре». Хотя, следуя самому Набокову, «Мы должны провести четкую грань между даром автора и вкладом театра», так что отметим, что в эссе речь скорее идёт о драматургии, нежели о театре как таковом (может, оно и к лучшему).
Итак, «Существует старое заблуждение, следуя которому, некоторые пьесы предназначены чтобы смотреть их на сцене, а другие – чтобы их читать. На самом деле есть два вида пьес: глагольные пьесы и пьесы-прилагательные, ясные пьесы действия и вычурные пьесы характеристик – но помимо того, что эта классификация является просто поверхностным удобством, изящная пьеса, относящаяся к обоим видам пьес, одинаково прекрасна и на сцене и в книге, дома». Тут, честно говоря, возникает вопрос: так ли уж обязательно хорошая пьеса (по Набокову, «изящная») хороша не только на сцене, но и на бумаге? Вопрос, конечно, интересный, но отвечать на него однозначно мы бы не стали: пусть сама пьеса будет сколь угодно хороша, но при постановке у неё есть соавторы – режиссёр и исполнители, и они могут вывернуть исходный текст чуть ли не наизнанку; проиграет от этого текст или, допустим, выиграет, но это будет уже другой текст, изменившийся до неузнаваемости, как тушка, побывавшая в цепких лапах таксидермиста. А что касается пьесы на бумаге... кто сказал, что в этом случае режиссёра нет? да вот же он, собственной персоной – читатель, он же «сам себе режиссёр». И он должен не просто читать драматургический текст, как читает прозу или, допустим, газетную статью, но и одновременно видеть его «внутри головы» на некоей виртуальной сцене. Ну, не то, чтобы в личинке видеть бабочку, но всё-таки что-то неподобие.
Кажется, мы написали «в личинке», а не «в нимфетке», так что надо срочно вернуться к Набокову. «Эссе о театре»: «Горечь, с которой я обозреваю плачевное состояние драматургии, на самом деле не подразумевает, что все потеряно, и что современный театр можно отвергнуть, просто пожав плечами. Я имею в виду, что если не сделать что-нибудь в ближайшее время, драматургия прекратит быть предметом споров, касающихся литературных ценностей. Драму подберет под себя индустрия развлечений, и она будет полностью поглощена иными, действительно великими видами искусства – актерским и режиссерским, которые я горячо люблю, но которые настолько же далеки от настоящего дела писателя, насколько и другие виды искусства: живопись, музыка или танец. Таким образом, пьеса будет создана менеджерами, актерами, рабочими сцены – и парой вялых сценаристов, к которым никто не прислушивается...». Почему Набоков относит режиссёрское и актёрское искусства к «индустрии развлечений», сказать трудно; впрочем, режиссёры бывают разные, да и актёры, между прочим, тоже. А есть ещё менеджеры, и продюсеры, и кураторы; вот они-то и выходят мало-помалу на первые роли, в том числе и в драматургии. В отличие, понятно, от рабочих сцены, которых Набоков, надо полагать, приплёл сюда для красного словца.
Стало быть, к чёрту менеджеров, и всех остальных туда же: «Единственный зритель, которого должен представлять себе автор, это идеальный зритель, то есть он сам. Все остальное имеет отношение к театральной кассе, а не к драматическому искусству».
А это уже совсем забавно: «Зрение и слух, но без вмешательства, с одной стороны, и духовное вмешательство, но при отсутствии зрения и слуха – с другой, являются главными свойствами прекрасно сбалансированного и совершенно справедливого разделения, проведенного линией рампы. Впоследствии может быть доказано, что эта условность есть естественное правило театра, и что когда какой-нибудь чудак пытается его нарушить, то либо нарушение – всего лишь заблуждение, либо пьеса перестает быть пьесой. Вот почему я называю нелепыми попытки советского театра вовлечь зрителей в представление пьесы». Осмелимся предположить, что под «советским театром» Набоков в данном случае подразумевает не академический краснознамённый «театр с колоннами», а какой-нибудь аналог «Синей блузы», столь нелепо копируемый некоторыми нынешними театральными, так сказать, реформаторами.
Собственно, здесь можно бы и точку поставить, но, коль скоро Википедия сейчас не бастует, приведём цитату оттуда, из статьи «Набоков Владимир Владимирович»: «В 1945 году на основании анализа гениталий бабочек-голубянок разработал новую классификацию для рода Polyommatus, отличающуюся от общепризнанной». Понятно, некоторые типа-драматурги из нашего светлого настоящего читают Википедию внимательнее, чем любые эссе о театре; может быть, поэтому они упорно стараются создать новую классификацию homo sapiens на основании анализа чьих-нибудь гениталий.
Но тут уж Набоков совершенно ни при чём. Как и любой другой Владимир Владимирович, – шёпотом добавим мы.
Вот ни при чём – и всё тут.
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • 2021: 23 – 31 августа

    dik_dikij и poziloy Прощаемся с летом. 23 августа 2021 года умер Гоча Ломия. « Ломия... знаком советскому зрителю по своему экранному дебюту – в…

  • 2021: 12 – 22 августа

    dik_dikij и poziloy Продолжаем свою припозднившуюся «летопись». 12 августа 2021 года умерла Уна Стаббс. « Стаббс в Британии была известна как…

  • Год назад: 2020, 8 – 19 сентября

    dik_dikij и poziloy Ещё 12 дней прошлой осени. 8 сентября 2020 года умерла Нафисет Айтекова-Жанэ. « В 1961 году пришла на работу в Краснодарский…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments