dik_dikij (dik_dikij) wrote,
dik_dikij
dik_dikij

Возвращение на круги своя

Алексей Битов (poziloy)

Насколько могу судить, «дискуссия» эта не привлекла внимания пресловутой «широкой общественности» (почему слово «дискуссия» взято в кавычки, скажу позже). Тем не менее, аж 4 корреспондента сбросили ссылку – http://mn.ru/culture_theater/20120703/321962455.html. Куда ж теперь бедному крестьянину податься, noblesse oblige.
Итак, ««МН» публикуют две точки зрения на новые театральные формы»: «Очистить аромат от зловония» (Д.Циликин «о тревожных тенденциях в современном театре») и «Экспериментирующее искусство» (Д.Годер «рассуждает о системах координат»). Думаете, я буду спорить с Годер и поддерживать Циликина? Нет, конечно, не интересно уже: «рассуждения» г-жи Годер – стандартный набор мантр, рассчитанных на всё ту же младшую группу «элитного» детского сада, в обиходе именуемую «тусовкой».
Некоторые мантры произнесены настолько не к месту, что возникает вполне комический эффект. Простой пример. Циликин пишет: «Умеющий написать пьесу не равен графоману, объявившему свои потуги «новыми формами». Вы заметили, кстати, что критерий профессионализма объявляют устаревшим лишь те, кто ничего не умеет. Ни один профессионал с этим критерием не борется». А Годер ему отвечает: «Профессионализм, понимаемый как техническое мастерство и оснащенность, кажется мне в современном искусстве категорией архаической». Заметьте, она не спорит с утверждением Циликина «критерий профессионализма объявляют устаревшим лишь те, кто ничего не умеет», а только радостно сообщает, что, на её взгляд, этот критерий устарел, т.е. де-факто расписывается в принадлежности к славной когорте тех, кто ничего не умеет (театральный критик – тоже профессия, и требует определённых умений и навыков, если кто не в курсе).
Ну, ещё несколько откровенных ляпов, для комплекта. «Мы готовы, сидя в больших залах, восхищаться игрой наших народных артистов в давно поставленных спектаклях, но вы попробуйте перенести эту манеру игры в постановки той же самой новой драмы (пусть даже «так называемой»). Я видела подобные опыты – многие профессиональные актеры с их «подачей», «оценками» и т.д., блиставшие в традиционном, давно ими освоенном театре, здесь выглядели как минимум неуместно». Разумеется: столь же неуместно выглядели бы профессиональные плотники в соревнованиях по забиванию картонных гвоздей, кто бы спорил; профессиональный пианист сыграет на своём инструменте бетховеновскую сонату для фортепиано N 23, фа минор, но не факт, что он сможет сбацать пальцами на зубах простенький «Собачий вальс».
«Посмотрите, в конце концов, кто снимается в новейшем русском кино, востребованном фестивалями, заметьте, как мало там актеров-мастеров и как много новых актерских лиц... Как много там непрофессиональных актеров. Видимо, именно их требует сегодняшнее искусство, много работающее с категорией достоверности, стремлением к правде». Ну, во-первых, г-жа Годер, похоже, путает братьев Коэн с братьями Люмьер; кино появилось немного раньше, чем она думает, и снимать непрофессиональных актёров начали отнюдь не вчера. А во-вторых – как быть с «категорией достоверности, стремлением к правде», если г-жа Годер опровергает сама себя одной из следующих мантр: «О чем мы еще говорим: об искренности? Сама по себе она стоит недорого. Искренней глупости вокруг пруд пруди, избави бог от нее. А содержательное высказывание, что в театре, что в других искусствах ценно, даже если искренность – не главное его свойство». Кстати, актёры, согласно очередной мантре, вообще не определяют ничего: «Такой диджеинг еще сильнее работает в экспериментальном кино, где фильм может сочиняться, как прихотливый микст из киноцитат, хроники и фотографий, и действовать на зрителя не только смыслом каждого фрагмента, но ритмом изображения и звука и теми эмоциональными искрами, которые высекаются из неожиданных монтажных столкновений».
Короче, посмеяться и забыть.
Ах, да, вот ещё что. На слова Циликина: «если мы согласимся не видеть разницы между запахом розы и тухлого мяса, поскольку аморфофаллус тоже, типа, имеет право на самовыражение, это приведет к утрате критериев различения аромата от зловония», – г-жа Годер реагирует, хотя и политкорректно смягчает обонятельные ассоциации: «Вот ведь есть люди, которых тошнит от запаха лилий, а есть те, кто покупает духи, пахнущие как асфальт, – что тут считать ароматом, а что зловонием?». Духи с запахом асфальта – это что, мода такая? Как хорошо, что её не было во времена моей молодости, а то, знаете ли, целовать женщину и при этом испытывать ощущение, что тебя возят мордой по асфальту... бр-р-р, ужас какой! Хотя и не хуже, чем изучать баночки и восторгаться «новой драмой», надо полагать.
Надо бы, наконец, объяснить, почему я изначально поставил в кавычки слово «дискуссия». Нет, не потому даже, что мантры г-жи Годер вряд ли сойдут за аргументы. Обратите внимание, как всё замечательно организовали в «МН».
Обычно дискуссия строится как диалог, либо (с учётом газетной специфики) как изложение сторонами своих взглядов в параллельном режиме, с резюме редакции или без оного. Но тут всё не так: Циликин высказывается, Годер на его высказывание отвечает, и – всё, лишь туманное обещание: дескать, «мы рассчитываем, что в дальнейшем разговор будет продолжен».Как видите, дискуссия тут и рядом не лежала, более правильно сформулировать «обмен» по-другому: редакция отвечает оппоненту (видимо, там хватает людей из той же песочницы, что и Годер). Правда, теоретически не исключён и другой вариант: детскому саду предоставили фору, чтобы хоть как-то уравновесить шансы сторон. Но нет, первое предположение больше похоже на правду, согласитесь.
И ещё раз о профессионализме. Ребята из песочницы непоследовательны на удивление. Как думаете, пойдут они к отолярингологу, который не ведает, с какой стороны у человека находятся ухо, горло и нос? Сядут они в машину к водителю, о котором уже знают, что он не отличает красный от зелёного, а газ от тормоза? Наденут парадный костюмчик, сшитый у портного, отринувшего такую «архаическую категорию» как профессионализм? Понятно, что нет: к своей, так сказать, материи, непрофессионалов никто не подпустит, а вот к сознанию – типа, ради Бога? Нет, как хотите, либо это – детский сад, либо, мягко говоря, откровеннное лукавство. И спорить с ними нелепо – как в том, так и в другом случае.
Спорить, повторю, нужно с Д.Циликиным, но я что-то к детишкам прикипел, долго не отрывался. Придётся теперь, чтобы не мешать всё вместе, перенести взрослый разговор в отдельную, вторую часть.
Извините.
Subscribe

  • 2021: 23 – 31 августа

    dik_dikij и poziloy Прощаемся с летом. 23 августа 2021 года умер Гоча Ломия. « Ломия... знаком советскому зрителю по своему экранному дебюту – в…

  • 2021: 12 – 22 августа

    dik_dikij и poziloy Продолжаем свою припозднившуюся «летопись». 12 августа 2021 года умерла Уна Стаббс. « Стаббс в Британии была известна как…

  • Год назад: 2020, 8 – 19 сентября

    dik_dikij и poziloy Ещё 12 дней прошлой осени. 8 сентября 2020 года умерла Нафисет Айтекова-Жанэ. « В 1961 году пришла на работу в Краснодарский…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 4 comments