dik_dikij (dik_dikij) wrote,
dik_dikij
dik_dikij

Нестройное

Алексей Битов (poziloy)

Нет, спешка, конечно, хороша только в корректуре (при ловле блох), но иногда на что-то хочется отреагировать оперативно. Прямо так хочется, что кушать не могу, а не кушать я совсем не могу, вот и приходится реагировать оперативно.
Из вчерашнего комментария к посту «Проба пиара»; понятно, речь идёт о «новой драме»: «они объединились. И стоят НАСМЕРТЬ – за себя и друг за друга...
А что делаем мы, "неноводрамовские" авторы? НИ-ЧЕ-ГО. Объединиться толком и то не можем. Каждый сам по себе, каждый сам за себя. Вот они нас всех и передавили, поодиночке. Новодрамовцы прут тевтонской свиньей. А "неноводрамовцы" разбегаются, поджав хвосты. Они усвоили тезис "вместе мы – сила!". Результат – налицо. Точнее, на афишах
» (http://dik-dikij.livejournal.com/559257.html?thread=3516313#t3516313).
Идея логичная: кого не устраивает «новая драма», создают свою движуху, а поскольку недовольных (по самым разным причинам) очень и очень много, участи первой движухи, право же, не позавидуешь. Результат? На место «новой драмы» придёт «сверхновая»; для борьбы с ней придётся создавать «архисверхновую», потом «суперархисверхновую», и так далее, и так далее, и так далее. Право же, вспоминается известный рассказ Р.Шекли «Страж-птица»: для борьбы с убийствами создали самообучающийся механизм, а в результате страж-птицы самообучились и стали атаковать не только убийц, но и охотников, рыболов, даже землепашцев (Земля – она ведь, некоторым образом, тоже живая). Для борьбы со страж-птицами изобрели электронного ястреба; рассказ кончается словами: «только что Ястреб сделал открытие: есть еще и другие разновидности живых существ...
Их тоже следует убивать
». Замкнутый круг.
Понятно, кто-то может возразить, что тогда ни против чего объединяться не надо вообще, а это по факту противоречит моей личной «болотной» практике. Не совсем так: есть вещи, которыми надо заниматься скопом, а есть занятия, скажем так, индивидуальные; вопросы политического устройства никак не решаются в одиночку, а в той области, которую мы называем искусством, всё делают одиночки либо, в крайнем случае, небольшие команды (в театре, например).
Более того. Те же пьесы пишут (или пытаются писать) люди, в большинстве своём достаточно амбициозные; они готовы объединяться только с теми, кто положительно оценивает их тексты. Беда в том, что из сотен, если не тысяч, пишущих более-менее умеют это делать в лучшем случае несколько десятков человек, но для того, чтобы «уравновесить» новодрамское войско, такого количества ратников попросту не хватит; следовательно, придётся признать драматургами и тех, кто этому званию соответствует не вполне или вовсе не соответствует.
Смотрите, что происходит в «новой драме». Вот имеется некто П****о, и пишет он всякую лабуду, годную лишь на то, чтобы служить обёрточной бумагой. Не трогаем штатных новодрамских критиков, это особая песня, и мы сейчас ограничимся только авторами – можно сказать, «собратьями» П*****о по ремеслу. В частной переписке и в личных разговорах многие не скрывают ироничного (а то и брезгливого) отношения к малограмотному «классику новой драмы». Но это приватно, а прилюдно они помалкивают (в лучшем случае), а то и изображают, пусть сдержанный, но одобрямс; иначе, скорее всего, придётся покинуть ряды партии.
А теперь представьте П*****о № 2; он амбициозен и хочет попасть сразу в Политбюро, но эндешники готовы принять его разве что сержантом. Такой вариант не устраивает условного № 2, и он охотно вступит в «свехновую», где ему предложат чин повыше. Будем предлагать, да? А потом – стоять за него насмерть?
Нет, уважаемые авторы, ничего хорошего из подобных объединений выйти не может – по определению. В одну телегу впрячь не можно... ну, далее все знают.
Надо разбивать новодрамскую тусовку, да. Но это – скорее, дело критиков, нежели авторов, а критики наши чаще всего руководствуются известным принципом «с сильным не борись, с богатым не судись». Конечно, никакой серьёзной силы в «новой драме» нет, они давят массой и напором. Но есть тусовка, и она их поддерживает – свои. Кроме того, отмечу ещё одну фразу из рассказа Шекли, очень уж она к случаю приходится: «Если желаешь спасать род людской, изволь сперва получить государственный подряд». А позиции «новой драмы» во всякого рода властных предбанниках достаточно прочны, и это тоже факт.
Я знаю только один способ борьбы со всеми этими «Пролеткультами» и прочими «новыми»: не надо бояться иметь и отстаивать своё мнение. Надо выводить жуликов на чистую воду; большинству сектантов это уже вряд ли поможет (поздно пить боржом, когда почки отвалились), но приток неофитов может уменьшиться, а если он уменьшится, пузырь без подпитки лопнет достаточно быстро (эффект МММ, все пирамиды похожи одна на другую).
Массовых движух в искусстве не бывает, возможны разве что временные объединения небольшой численности. А иначе придётся лукавить, без этого «структура» не создаётся...
Другое дело, можно поактивнее пиарить тех, кто, как нам кажется, реально этого пиара заслуживает (по крайней мере, по сравнению с остальными). Можно (и нужно) активнее сотрудничать в развенчивании лже-драматургов. Не надо при этом уклоняться от споров между собой, но не в ущерб борьбе на основном направлении, пусть даже для этого необходимо в каких-то случаях забыть о личных амбициях. Надо – по крайней мере, при оценке чьих бы-то ни было текстов – поднимать планку, как можно выше (а иначе её не оторвать от сегодняшнего плинтуса). Но упаси Бог объединяться по принципу «неважно, кто, лишь бы не из новой драмы».
А то ведь создать можно любую встречную движуху, только хрен, известное дело, редьки не слаще. Создать-то можно, но тут опять-таки надо вспомнить Шекли: «Раздался дружный вопль торжества. Итак, им наконец-то предоставлена возможность спасти мир, подумал Гелсен и с недоумением спросил себя, отчего же ему так тревожно».
И в самом деле, тревожно.
Subscribe

  • Вынужденное

    Алексей Битов (poziloy) Очень не хотелось снова писать про всю эту ковидно-вакцинную вакханалию, но деваться, повторю, некуда. Хотя прекрасно…

  • Мастер, Маргарита и немного футбола

    Алексей Битов (poziloy) « Смотреть матч по телевидению все равно, что изучать животное по скелету. Все вроде бы ясно, а теплого и трепетного…

  • 2021: 1 – 15 ноября

    dik_dikij и poziloy Юрий Клепиков, Геннадий Чихачёв, Виктор Коклюшкин и другие. 1 ноября 2021 года умер кинодраматург Юрий Клепиков – сценарист…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 4 comments