dik_dikij (dik_dikij) wrote,
dik_dikij
dik_dikij

Category:

Немного о другом

Алексей Битов (poziloy)

Начну издалека. Есть в ЖЖ такой странный блогер – porvin, слышал о нём и читал много любопытного. Зафрендил он как-то другого блогера, а минут через пять по-быстрому его же и расфрендил. Потом провёл чистку френд-рядов (это как раз не удивительно, многие так поступают), но сопроводил свои действия оригинальной записью в журнале «любого восстановлю, кто пожелает быть таковым»: http://porvin.livejournal.com/68291.html.
Собственно, ну и что? Как любили говорить лет 20 назад, мы живём в свободной стране; во всяком случае, каждый имеет право на чудачества, если его чудачества, как в данном случае, не наносят сколько-нибудь реального вреда никому другому.
А вспомнил я об этом вот почему. Незадолго до чистки porvin выложил в своём журнале подборку стихов Александра Белякова, а dik_dikij (позже, разумеется, вычищенный), зная о моём интересе к работе Белякова, сбросил соответствующую ссылку вашему покорному слуге. Мне остаётся лишь поблагодарить обоих «посредников» за наводку да сослаться на первоисточник: http://www.newkamera.de/editor/almanach_29.html.
Скажу сразу: не считаю стихи Белякова шедеврами, у меня к ним немало претензий. Хотя и с трудом, могу пропустить мимо ушей вдруг прорывающиеся музыкальные интонации Иосифа Бродского («море уходит туда где глубже рыбы проснулись в сырой пустыне» или «неизбежное ткётся с центробежным меняясь местами») – не попасть в поле притяжения крупной звезды современному автору крайне трудно. Значительно хуже, если попадаются рифмы типа «спешит» – «машин» или «окрепла» – «гекла»; нельзя же так, честное слово, это то же самое, что взять верхнее «ля» вместо нижнего «ми». И всё же я читаю Белякова с интересом и отношусь к нему с уважением (что отнюдь не обо всех нынешних авторах могу сказать). Потому что, пока многие другие отвлекаются на привходящую ерунду или, пуще того, орут дурными голосами, лишь бы привлечь к себе внимание, он работает. И, главное, потому что речь у Белякова – живая.
«Живая речь» не означает наш универсальный воляпюк или сленг, принимаемый в какой-нибудь «элитной» тусовке за эталон современного языка. Всё значительно проще. Живое для нас – только то, к чему мы относимся, как к живому, разве не так? Ну, а за нежелание считать себя одушевлённым живое мстит: бодается и лягается, а молока не даёт. Дело тут не в ласке, а в осторожности подхода, причём в осторожности, основанной не на страхе, что тебя лягнут в ответ на какое-то неуклюжее или чересчур размашистое движение, а на нежелании причинить боль другому. Осторожность прагматична: если вену травмировать, кровь свернётся и в пробирку не потечёт.
Многие современные авторы не считают речь живой. В сущности, им всё равно, а уж если так, почему бы не зарезать курицу, несущую золотые яйца? Или, соблазнившись каким-то ярким грибом, не вытоптать все прочие на много метров вокруг? Природа (или, в нашем случае, речь) мстит достаточно изощрённо: мухомор оказывается в лукошке, а остальное – на сапогах. Мораль очень проста: принцип «после нас хоть потоп» неприменим в работе с живым материалом.
Беляков – из тех немногих нынешних авторов, которые это понимают. За что и ценю.
При этом разбирать его стихи я не готов: сначала всё надо внятно сформулировать для себя, а уже потом – по возможности, точно переводить с внутреннего языка на внешний. Я для себя пока ничего не сформулировал, отчего и приходится ограничиваться некими, как я их сам называю, тостами. Поэтому, наверное, и зашёл издалека.
В следующий раз попытаюсь этим не ограничиться. Стихам, как и пьесам, нужен анализ, а не застольный набор междометий. Пускай беглый, но анализ. Буду предпринимать такие попытки раз в месяц (благо, dik_dikij не возражает). Допустим, в последние воскресенья. Причём речь пойдёт не о современных стихотворных текстах, а вовсе даже о классике. Вот такое наглое намерение.
Предупреждаю заранее (за месяц!): будет очень скучно. Хотя, может быть, кто-нибудь всё же продерётся.
Попробуем. Где наша не пропадала…
Subscribe

  • 2021: 23 – 31 августа

    dik_dikij и poziloy Прощаемся с летом. 23 августа 2021 года умер Гоча Ломия. « Ломия... знаком советскому зрителю по своему экранному дебюту – в…

  • 2021: 12 – 22 августа

    dik_dikij и poziloy Продолжаем свою припозднившуюся «летопись». 12 августа 2021 года умерла Уна Стаббс. « Стаббс в Британии была известна как…

  • Год назад: 2020, 8 – 19 сентября

    dik_dikij и poziloy Ещё 12 дней прошлой осени. 8 сентября 2020 года умерла Нафисет Айтекова-Жанэ. « В 1961 году пришла на работу в Краснодарский…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 27 comments

  • 2021: 23 – 31 августа

    dik_dikij и poziloy Прощаемся с летом. 23 августа 2021 года умер Гоча Ломия. « Ломия... знаком советскому зрителю по своему экранному дебюту – в…

  • 2021: 12 – 22 августа

    dik_dikij и poziloy Продолжаем свою припозднившуюся «летопись». 12 августа 2021 года умерла Уна Стаббс. « Стаббс в Британии была известна как…

  • Год назад: 2020, 8 – 19 сентября

    dik_dikij и poziloy Ещё 12 дней прошлой осени. 8 сентября 2020 года умерла Нафисет Айтекова-Жанэ. « В 1961 году пришла на работу в Краснодарский…