dik_dikij (dik_dikij) wrote,
dik_dikij
dik_dikij

Давыдова vs Давыдова: битва в открытом космосе

Алексей Битов (poziloy)

Поразительный всё-таки человек – Марина Давыдова. Ещё раз констатирую факт: она была замечательным театральным критиком, пока от пресыщения не пустилась во все тяжкие и не омарсианилась вконец. Но даже и теперь та, прежняя Давыдова порой даёт о себе знать.
В очередной (вторничной) публикации на openspace («Театр как зона риска», http://www.openspace.ru/theatre/events/details/37729/), помимо обычных мантр, вдруг возникает замечательный афоризм: «Театральные провокаторы обычно плохо владеют собственно театральными профессиями». Браво, г-жа Давыдова, целиком и полностью с Вами согласен (я бы даже уточнил: не «обычно», а «почти всегда»). Кстати, за примерами далеко ходить не надо, вспомним хотя бы недавнее высказывание одного малограмотного худрука: «Профессионализм в 90 процентах случаев – прикрытие собственной творческой импотенции. Апеллируют к профессионализму люди мертвые, те, кто не в состоянии себя изменить, заразиться, бросить вызов» – эдакий крик души несчастного театрального деятеля, явно не способного ни к какой театральной деятельности, кроме пиара, но эту профессию никак не назовёшь «собственно-театральной».
К сожалению, практически всё остальное писала совсем другая Давыдова – верная союзница этих самых «плохо владеющих» (а чаще – не владеющих вовсе). Всё это мы уже читали, переливать из пустого в порожнее не хочется, так что ограничусь минимумом цитат.
Вот самые сочные. «В тот день, когда спектакль смотрела я, занавес не открывался первые пять часов из двенадцати. Все это время один из героев… считал. Ну вот просто считал – один, два, три, четыре и так далее... Но самое невероятное заключалось в том, что, когда занавес таки поднялся, в зале оставалось примерно 75 процентов от первоначального числа зрителей. Что заставляло их сидеть на месте все это время, знает один Бог и, вероятно, сам режиссер. Ведь счет мог продолжаться все 12 часов – с Винге сталось бы. Но, так или иначе, в его игру на грани фола публика охотно вовлеклась». Ну, хорошо, нашлись желающие понаблюдать, как кто-то считает или ковыряет в носу, но при чём тут театр? Если он там вообще присутствовал (не знаю, не видел), то только с шестого часа.
Короче, пришедшие к шестому часу получили ровно столько же театральных «динариев», сколько и пришедшие к первому часу (см. Мф 20:2-16).
Ещё цитата: «Слух о том, что в нем творятся жуткие непотребства вплоть до поглощения одним из исполнителей собственной урины, причем самым непосредственным акробатическим образом – из пениса в рот, – чрезвычайно подогрел интерес публики. И большая часть пришла поглазеть на «разврат»». Без комментариев.
Ладно, хватит на сегодня заниматься «сочниками», попахивающими уриной, и рассматривать их «как ученые рассматривают и изучают образцы грунта с Марса или Венеры» (не поверите, это тоже написала Давыдова; как видите, по части космогонии мы с ней иногда совпадаем).
Забавно и то, что в части, посвящённой С.Кейн, Давыдова долго не может выговорить слово «пьеса», употребляя всяческие эвфемизмы, как то «опус» или «текст». Но потом всё-таки собирается с духом и – как в холодную воду бухается: «пьеса», «пьеса», «пьеса»...
Или такое высказывание: «Кейн ставят далеко за пределами Англии, а Елинек – за пределами Австрии. Они давно уже достояние не национальной, а мировой культуры – как Ибсен, Чехов, Беккет или Кольтес». Извините, но классики в аналогичном случае ограничились тремя фамилиями: Гомер, Мильтон и Паниковский.
Ну, и самое главное: заключительная часть статьи, где Давыдова едва ли не оправдывается перед самой собой: «Он [кризис] не в том, что в России закрываются театры (за время, прошедшее с развала Союза, не закрылся ни один), не в том, что публика не ходит на спектакли (залы полны), не в отсутствии талантливых людей и даже талантливых экспериментаторов (они есть, но едва ли не все мечтают уехать на Запад). А в том, что наше грандиозное театральное изобилие практически не предполагает пространства для театра как зоны риска. Эта зона сужена до тесных полуподвальных помещений. На любую большую и статусную площадку вход неформатному спектаклю строго воспрещен. Между тем сила театральной культуры определяется не количеством зданий, режиссеров, артистов на ставке и проданных билетов, а именно тем, насколько велика в нем зона риска. Ведь не только большая часть театральных провалов, но и все без исключения открытия случаются именно здесь».
Что такое «сила культуры» и в чём она измеряется, я, честно говоря, не знаю (в СГС, возможно, в динах, а у нас – в медынах). Но давайте попробуем чуть серьёзнее: можно ли сказать, что уровень соревнований по прыжкам в высоту определяется количеством попыток на 2.50? Какая разница, сколько, типа, прыгунов пролетели далеко-далеко под планкой? Либо уж пускай прыгают в район гроссмейстерских высот, либо хотя бы изобретут какой-нибудь новый стиль прыжка (фосбери-флоп, например), но последнее бывает ещё реже, чем мировые рекорды. А попытки прыгнуть в высоту, отталкиваясь правым ухом от левой ноги (или наоборот) на публику выносить незачем: реальным победителем всё равно останется тот, кто прыгнет выше всех, независимо от способа.
Для неумех хватит и первенства подвала. Только не надо называть такие соревнования Олимпийскими играми. А то получится не кризис, а разруха. И не в прыжках, а сами понимаете, где.
Непрофессионально, знаете ли.
Subscribe

  • Год назад: 2020, 20 – 25 сентября

    dik_dikij и poziloy В прошлом году по техническим причинам пришлось разбить наш последний сентябрьский мемориал на две недлинные части. Может быть,…

  • 2021: 1 – 15 сентября

    dik_dikij и poziloy Осень... 1 сентября 2021 года умер Александр Храбунов, « Бессменный гитарист группы «Зоопарк» и соратник Майка Науменко в…

  • Памяти Бельмондо

    dik_dikij и poziloy 6 сентября 2021 года умер Жан-Поль Шарль Бельмондо. Тот редкий случай, когда можно без малейшего преувеличения сказать:…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 4 comments