dik_dikij (dik_dikij) wrote,
dik_dikij
dik_dikij

Categories:

Сон в майскую ночь (окончание)

Алексей Битов (poziloy)

Ну, что, продолжим.
Затравка второго действия – ещё несколько ответов А.Титтеля, худрука Музыкального театра имени Станиславского и Немировича-Данченко, газете «Комсомольская правда» в связи с готовящейся постановкой оперы Б.Бриттена «Сон в летнюю ночь» (http://kp.ru/daily/25887/2848506/).
Вопрос: «То есть родители изначально дали согласие на участие их детей в спектакле?»
Ответ: «Там работают только дети, чьи родители видели от и до видеозапись английской версии оперы, в течение часа беседовали со мной, Уриным и руководителем хора и, имея полную информацию, приняли такое решение, что да, они не видят здесь опасности или предпочитают, чтобы лучше дети узнают о том, что люди курят, пьют и занимаются сексом в театре, чем на улице».
Вопрос: «Откуда тогда такие заявления родителей?»
Ответ: «Я думаю, что всегда находятся такие люди. Мне трудно сказать… Бывает и ханжеское воспитание… У нас многие вещи общество воспринимает очень болезненно и, наверное, имеет право. Кому-то этот спектакль понравится, кому то нет. Могу сказать, что то, что действие спектакля происходят по разряду искусства, а не по разряду спекуляций на горячую тему».
Вопрос: «И все-так-и это письмо, которое непонятно откуда появилось. Что это за родители?»
Ответ: «Я не знаю таких людей. Те, кто хотели забрать детей – забрали, кто захотел оставить – оставили. Лично я не знаю человека, который подписал это письмо, я не знаю такой родительницы. Я спросил у руководителя детского хора – и она не знает».
Вопрос: «Прошла информация, что и руководитель детского хора сама выступает с протестом против постановки».
Ответ: «Это слухи ничем не подтверждаемые».
Вопрос: «Всеволод Чаплин к вам не обращался?»
Ответ: «Нет. Письмо было направлено в комитет по культуре, который соответствующим образом нас информировал. Мы подчиняемся комитету, поэтому, естественно, театр подготовит и даст внятный и ясный ответ на эту жалобу, разъяснит свою позицию и ответит на подобный призыв к защите.
Общество, разумеется, должно заботиться о своем здоровье и о здоровье своих детей и об их эстетическом воспитании и выработало какие-то критерии. Есть искусство, а есть профанация. А кому-то кажется, что здесь подрыв устоев и каких-то нравственных ценностей. Я не хочу этого касаться и обсуждать это
».
И опять-таки не будем обращать внимание на странную реплику худрука: «лучше дети узнают о том, что люди курят, пьют и занимаются сексом в театре, чем на улице». Ну, за секс не скажу, тут уж кому как повезёт, а вот о том, что люди курят и даже пьют, дети, как это ни прискорбно, узнают чаще всего не на улице, не в театре и не на футболе, а с доставкой на дом, так что с ликбезом г.Титтель, скорее всего, опоздал, да и логика тут слегка кривоватая. Существеннее то, что г.Титтель, по существу, не оспаривает большинства обвинений, а лишь ссылается на некоторые особенности произведения. Как мы уже выяснили, Шекспир тут ни при чём, а что касается оперы Бриттена – судить не могу, музыки не слышал и даже либретто не читал. Впрочем, есть подозрение, что не я один такой неграмотный; точно так же не слышали и не читали волонтёры, сразу же набежавшие с обеих сторон.
Казалось бы, разумнее всего, коли уж поступил такой, так сказать, сигнал, предложить организовать специальную «прослушку» и по её итогам принять решение... нет, не о том, выпускать оперу или снимать, но о том, допустимо ли участие в подобном спектакле несовершеннолетних детей, пусть и с согласия родителей. Но это было бы слишком просто, то бишь не по-нашему; мы сразу начинаем высказываться «за» или «против» (не читал/не видел/не слышал, но осуждаю или, наоборот, одобряю).
И вот что получается. Один «охранитель», с которым я уже и спорить устал, возлагает все надежды на министра Плагиатского... виноват, Мединского: «Вот и первая проблема для новоиспеченного министра культуры – скандал с постановкой «Сна в летнюю ночь» в МАМТе... Как проявит себя, самодуром-консерватором или совестливым прогрессистом?». Ага, прямо из школьной программы: «"Вот приедет барин – барин нас рассудит, Барин сам увидит, что плоха избушка, И велит дать лесу", – думает старушка». Уважаемого охранителя не смущают даже слова худрука театра «Мы подчиняемся комитету» [имеется в виду Департамент культуры города Москвы]. Нет, я понимаю, конечно, что все вопросы у нас решаются сугубо на верхнем уровне, но, вообще-то, стыдно апеллировать к власти там, где мы должны справляться своими силами, без оглядки на тусовки, пытающиеся установить свои порядки.
Но и другая сторона не отстаёт: один её представитель, ничтоже сумняшеся, объявляет «Сон в летнюю ночь» «лучшей оперой Бриттена»; интересно, он сам так решил? а почему не «Поворот винта» или не «Смерть в Венеции»? А другой его коллега и вовсе восхитил: как только прочитал текст жалобы, до крайности заинтересовался и решил: «Надо идти» (кому что интересно, как говорят в подобных случаях). А вот как он же реагирует на фразу «второй и третий акты спектакля "пронизаны развратными сценами совращений и призывов к сексу, оральных ласк гениталий, актов мастурбации, садомазохизма, пропаганды употребления алкоголя и наркотиков, мата, мочеиспускания на сцене"», следите за руками: «Текст отличный, кстати. Как вам это: "Пропаганда мочеиспускания"? Или "Оральные ласки гениталий"?». Об «оральных ласках», понятно, промолчу, а вот куда делось главное слово в исходной цитате? Нет, не смею подозревать нашего критика в передёргивании – лучше уж предположу, что слово «сцена» ему неведомо, а спросить он то ли постеснялся, то ли его собеседники сами не очень в курсе, бывает.
Кстати, если уж речь зашла о «мочеиспускании на сцене». Сначала, наверное, это был ах, какой крутой эпатаж, но со временем не осталось ничего, кроме дурацкой моды. А ведь на самом деле и такая сцена возможна, особенно если решить её озорно и с юмором, как в РАМТовском «Томе Сойере». Спектакль-то детский, между прочим, но никакого криминала там углядеть невозможно, дети смотрят и смеются. С одной стороны, это, конечно, счастливое исключение, а с другой – лишнее напоминание: «встроить» в спектакль можно едва ли всё, если умение позволяет. Большинству постановщиков не позволяет, но это уже другой вопрос.
Сцена, господа, в том числе сцена оперная, не витает в открытом космосе, а находится на грешной земле и, как то самое зеркало, банально отражает нашу разруху. А эпицентр разрухи находится – напомнить, где?
Есть вопросы? Есть. Надо разбираться? Надо. И лучше самостоятельно, без барина, который, если даже приедет, нарешает так, что мало не покажется никому.
Но ещё хуже – реагировать без разбора на команду «фас» и, задрав штаны, бежать на защиту чего-то-там.
На потеху барину, разумеется.
Subscribe

  • 2021: 23 – 31 августа

    dik_dikij и poziloy Прощаемся с летом. 23 августа 2021 года умер Гоча Ломия. « Ломия... знаком советскому зрителю по своему экранному дебюту – в…

  • 2021: 12 – 22 августа

    dik_dikij и poziloy Продолжаем свою припозднившуюся «летопись». 12 августа 2021 года умерла Уна Стаббс. « Стаббс в Британии была известна как…

  • Год назад: 2020, 8 – 19 сентября

    dik_dikij и poziloy Ещё 12 дней прошлой осени. 8 сентября 2020 года умерла Нафисет Айтекова-Жанэ. « В 1961 году пришла на работу в Краснодарский…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 30 comments

  • 2021: 23 – 31 августа

    dik_dikij и poziloy Прощаемся с летом. 23 августа 2021 года умер Гоча Ломия. « Ломия... знаком советскому зрителю по своему экранному дебюту – в…

  • 2021: 12 – 22 августа

    dik_dikij и poziloy Продолжаем свою припозднившуюся «летопись». 12 августа 2021 года умерла Уна Стаббс. « Стаббс в Британии была известна как…

  • Год назад: 2020, 8 – 19 сентября

    dik_dikij и poziloy Ещё 12 дней прошлой осени. 8 сентября 2020 года умерла Нафисет Айтекова-Жанэ. « В 1961 году пришла на работу в Краснодарский…