dik_dikij (dik_dikij) wrote,
dik_dikij
dik_dikij

На закате

Алексей Битов (poziloy)

Извините, но сегодня пост начнётся сразу с двух преамбул, причём первая из них с последующим текстом не связана никак.
Вчера наш «сдвоенный» пост начинался фразой «Мы не собирались ничего писать о вчерашнем «Марше миллионов», чтобы всё-таки по возможности не уклоняться от основной темы». И завершили мы пост обещанием: «Завтра вернёмся на круги своя». А через несколько часов часов до нас с большим опозданием дошла информация, что 6 мая на «Марше миллионов» в число «свинченных» попал режиссёр Валерий Сторчак. Так уж совпало, мы недавно вспоминали его спектакль «Пьеса для Аделаиды», но тут пошла уже совсем другая пьеса. В общем, мы пришли к выводу, что 8 мая надо будет написать именно об этой «другой пьесе», т.е., в нарушение собственного обещания, вернуться к «Маршу миллионов». Но вчера поздно вечером Валерий всё же вернулся домой, хотя дело против него, насколько мы понимаем, не закрыто. Возможно, из-за новых задержаний в изоляторах не хватает мест, отсюда и своеобразный «гуманизм» властей. В общем, Валерий дома, чему мы очень рады и желаем ему удачи в этой истории и вообще.
Теперь можно и на круги своя возвращаться, а надолго ли – зависит, увы, не вполне от нас. Как бы то ни было, переходим к основной части поста.
2 мая в комментарии к посту «Марсианские хроники» gorgonopsia сослался на http://screen.ru/Smirnov/7a.htm. Повод был локальный, но я не утерпел, полюбопытствовал. Как оказалось, это – одна из глав известной (но мною не читанной) книги И.Смирнова «Либерастия». В общем, прочёл я две главы, и отнюдь не со всем могу согласиться. Более того, как мне показалось, мы со Смирновым очень по-разному понимаем причины одного и того же явления, хотя оба оцениваем его, мягко говоря, негативно. Речь о т.н. «современном искусстве» со всеми его перформансами и тягой к патологии (если угодно, это можно назвать апотемнофилией или квазимодофилией).
По Смирнову следует (во всяком случае, я понял его именно так), будто есть некий источник заразы, откуда она расползается по белому свету. А я уверен, что собака, к сожалению, зарыта в нашей человеческой природе. Историки давно заметили, что точно такой же расцвет всякого рода извращений и тяга к «лучам славы» характерны для Римской Империи периода упадка. В самом деле, дело было вечером (на закате определённой цивилизации), делать было нечего (тогда для этого существовали рабы, теперь – механизмы, а отчасти и гастарбайтеры). А когда человеку нечего делать, его тянет на «остренькое» или ещё на какую-нибудь фигню, а равно и на утверждение собственного «я» в любой форме. Собственно, так и возникает «постнодерьмизм».
О тупике европейской цивилизации не пишет сейчас только ленивый; часто ссылаются на О.Шпенглера («Умирая, античный мир не знал, что он умирает, и потому наслаждался каждым предсмертным днем, как подарком богов»), но тут есть некоторая закавыка: через полтора десятилетия после «Заката Европы» тот же Шпенглер в противовес общему упадку указал на «триумф научных открытий, порожденный техническим гением Европы» («Человек и техника»), а на самом деле именно с помощью всяких открытий современная цивилизация угодила в эпоху пресыщения, что и позволило не просто «наслаждаться каждым предсмертным днём», но и искать всё более непривычных, так сказать, наслаждений. К сожалению, пресыщение весьма притупляет инстинкт самосохранения, хотя я всё же стараюсь оставаться оптимистом: суицид целого биологического вида – это, знаете ли, перебор.
Боже, куда меня занесло? Что за философствования в выходной день? Так, пора срочно переходить к десерту.
Итак, на сладкое – цитата, вытащенная мной из работы Смирнова (написано, как я понял, в 1999 году). Смирнов отмечает кризис изобразительного искусства, куда стаями набежали всякие гавкающие создания, а потом...
Дословно: «театр уже несколько столетий как отделился от религиозного ритуала и ярмарочной “сферы обслуживания”. Тем не менее, на сцену не выходит вместо актеров или музыкантов пара монтировщиков, чтобы выругаться матом, помочиться в суфлерскую будку и уйти обратно за кулисы – занавес, представление окончено, аплодисменты, браво».
Далее следует абзац, с которым я не согласен, т.к. не считаю «социальный заказ» главной причиной происходящего (см. выше); «социальный заказ» – скорее, сопутствующий фактор или, точнее сказать, попутный ветер, а само плавающее нечто сошло, повторю, совсем с других стапелей.
Но продолжу цитату: «Впрочем, еще не вечер. И если все пойдет так, как оно идет сегодня – точнее, так, как его сегодня подталкивают... то театральный вечер с парой пьяных монтировщиков может стать таким же обычным “культурным мероприятием” как выставка голых задниц вперемешку с ворованными фотографиями».
Тут Смирнов, нельзя не признать, попал в самую точку. Пусть этой точкой и завершится сегодняшний «прыгающий» пост.
Точка.
Subscribe

  • Вынужденное

    Алексей Битов (poziloy) Очень не хотелось снова писать про всю эту ковидно-вакцинную вакханалию, но деваться, повторю, некуда. Хотя прекрасно…

  • Мастер, Маргарита и немного футбола

    Алексей Битов (poziloy) « Смотреть матч по телевидению все равно, что изучать животное по скелету. Все вроде бы ясно, а теплого и трепетного…

  • 2021: 1 – 15 ноября

    dik_dikij и poziloy Юрий Клепиков, Геннадий Чихачёв, Виктор Коклюшкин и другие. 1 ноября 2021 года умер кинодраматург Юрий Клепиков – сценарист…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 2 comments