dik_dikij (dik_dikij) wrote,
dik_dikij
dik_dikij

Category:

Из заколдованного круга (часть вторая)

Алексей Битов (poziloy)

Вчера я остановился на том, что два первопроходца, осторожно ступившие на «теневую сторону», куда доселе не ступал ходильный орган марсианина, имели на вооружении некоторый набор тусовочных стереотипов. Поначалу, понятно, всё, что шевелилось на чужой территории, воспринималось как угроза; следовал мощный залп стереотипов. А потом... то ли боезапас иссяк, то ли первопроходцы А.Киселёв и А.Хитров попривыкли немного и устали палить, почём зря.
Ещё раз повторю: и под «куполом», где обосновались столичные марсиане, и вне его хватает и безвкусицы, и дилетантизма, и конъюнктуры. Угрожает ли это театру? Нет, нисколько, но ровно до тех пор, пока какую-нибудь фигню или кальку с чужих образцов не начинают внедрять квадратно-гнездовым методом, вне зависимости от особенностей почвы и прочих местнозначимых факторов. Но внедрение процветает как раз «под куполом», а вне его, на открытом пространстве, руководящие указания куда-то улетучиваются сами собой. Так что ничего страшного – большинство театров (книг, картин и т.д.) лишь создают некий гумус, без которого не произрастают нужные человеку культуры.
Да и вообще – чем кумушек считать трудиться... как говорится...
Ладно, пора переходить к самому отчёту о космической экспедиции.
В оснащении исследователей чувствуется рука опытного «постановщика» – отделять зёрна от плевел следовало для начала по таким признакам как наличие патологии (А.Хитров: «У меня – первая удачная находка!... Аманда очевидно больна... новый театр принципиально антигламурен. Лаконизм, странные лица, интерес к патологиям тому доказательство. Стоит его запомнить») и сходство с авангардным театром, лучше всего – с польским. Здесь приведу сразу несколько цитат из отчёта. А.Киселёв: «Театральный язык, сформировавшийся и утвердившийся в Европе в XIX веке, по сей день является актуальным в Московском Армянском театре»; «Как элемент сценографии обильно и ненавязчиво используются видеопроекции – движение картинки проецируется во все стороны. Нагляднейший образец того, как конформистский театр грамотно присваивает достижения прогрессивного театра 80-х годов. То есть в тот момент, когда от них отказывается авангард, признав отжившими, эти приемы мгновенно принимаются на вооружение в театрах второго плана»; «Если же говорить о художественной ценности, об актуальности и прочей мало кого интересующей материи, здесь все так же уныло». А.Хитров: «Театр «Сопричастность», разменяв третий десяток, так и остался вне театрального процесса»; «Удивительная внешность актрисы, аккуратный и точный рисунок роли, несуразный костюм – шерстяная кофта с лохматым воротником поверх выцветшего вечернего платья – в сумме дают жестокий образ, который оказывается сродни женским персонажам спектаклей Варликовского и Клечевской, слабым и злым созданиям. Мать, застывшая невольной эринией сына, чем-то похожа на красногубую Клитемнестру из знаменитой «(А)поллонии»».
Ещё один алгоритм – имена на афише. Странно, конечно – «авангардисты» могут сделать чёрт-те что, прикрываясь хоть Софоклом, хоть Аристофаном. И тем не менее: «думаю, за этим театром все же имеет смысл следить. Красивая угловатость репертуара, где Драгунская и Гремина соседствуют с Гоголем и Лемом, говорит о том, что театру в целом не чужд поиск и эксперимент» (Киселёв); «Остальной репертуар интригует – здесь есть, например, Гофман и Станислав Лем» (Хитров).
Ладно, странных утверждений в «отчёте» хватает. Да вот, например: «Исполняемые под ужасающе дешевую, искусственную музыку песни –жалкий запоздалый выкидыш советского эстрадного сознания (про композитора выяснил только год рождения – 1936-й)» (очевидно, г.Киселёв совсем не знаком с современной эстрадой, на фоне которой самый плюгавый советский мелодист выглядит чуть ли не Моцартом). Или: «Похоже, верх мечтаний «Сопричастности» – театр, который деревянный мальчик из советского фильма нашел за куском старого холста» (г.Хитров не вполне точен: в фильме Птушко Буратино обнаружил за холстом некую счастливую страну – возможно, построенную по заветам Папы Карло, но это так, к слову, не более).
Но это всё – мелкие странности, а вот и нечто, более интересное: «То, что до сих пор называется бульварным театром, впору переименовать в театр окраинный» (А.Киселёв).
Вспоминается опять-таки «Вий»: «Философ, пошаривши ногами во все стороны, сказал наконец отрывисто:
– А где же дорога?
Богослов помолчал и, надумавшись, примолвил:
– Да, ночь темная
».
Трудно, конечно, передвигаться по бездорожью. «Расширяем театральную топографию – был на «Бабушкинской... Движемся на другой конец Москвы... «Бабушкинская», «Юго-Западная», «Новогиреево»… «Кузьминки»», – пишет тот же Киселёв. «Спальные» районы – явно не то место, где пришельцы из открытого космоса чувствуют себя уютно. Хотя, по логике вещей, театр нужнее именно в «спальном» районе – глядишь, кто-то из соседей заглянет на огонёк. Во всяком случае, шансов на это больше, чем в центре, где, если называть вещи своими именами, в основном тусуется всяческий бомонд. Нет, тому, кто хочет привлечь в свой театр нового, нетусовочного зрителя, очень даже осмысленно обосноваться именно в «спальнике». Плюс, между прочим, оно и дешевле намного; правда, и часть помещений труднее в аренду сдать, но это, вроде бы, к основной театральной деятельности не относится.
И всё-таки при внимательном изучении путевых дневников можно заметить, как, мало-помалу, сходит на нет брезгливый тон и реакция становится уже не марсианской, а почти человеческой. Порой даже начинает мерещиться, будто резкие оценки исследователей относятся не только к «теневым» театрам, но и к «подкупольным» тоже. Вот, скажем, один из ехидных выпадов А.Киселёва: «Сверхзадача – разыграть сюжет, чтобы было понятно и не скучно» – что, внутри «купола» мало таких типа-театров, которые марсианская критика пусть и не хвалит взахлёб, но и наезжает на них не особо: свои. А это уже похоже на конкретный выпад в адрес, скажем, «Практики» и её, так сказать, спектакля «Коммуниканты»: «На дворе весна: изящество изгибов женских тел было оценено по достоинству». И потом – по другому, вроде бы, поводу: «На самом деле актеры страшно зажаты. Нет, не потому, что голые, просто таков их профессиональный уровень... Перцу поддал гражданский пафос... Созерцая груди ни в чем не повинной актрисы, я вдруг подумал: все было бы не так плохо, если бы все зрители были пьяные:
– артистам не пришлось бы искать по 10 минут добровольцев;
– действие напоминало бы конкурсы на панковской свадьбе;
– действие, на радость Дионису, переросло бы в оргию
». Оговорю на всякий случай: о панках мне неизвестно почти ничего, но, полагаю, здесь выпад в их адрес, а вовсе не в адрес режиссёра В.Панкова и его «SaunDrama».
А это в чей огород камушек, не подскажете? Пишет А.Хитров: «Очередное безжизненное чтение вслух по ролям». М-да.
Так или иначе, «выводы» венчает поразительный пассаж: «При тотальной профанации искусства заявить о себе так, чтобы тебе поверили, почти невозможно. А критик привычно пойдет на спектакль какой-нибудь раскрученной театральной площадки, где его порой потчуют ничуть не меньшей ахинеей, чем на сценах театров «темной стороны» ». Вот, честное слово, подпишусь тут под каждым словом, только «критик» написал бы в кавычках: нетрудно догадаться, что имеются в виду сугубо марсианские «критики» (нет-нет, я тут по-любому ни при чём, т.к. к театральной критике никакого отношения не имею). Но эта тема скорее относится к одному из объявленных «ответвлений»; стало быть, не сейчас.
Увы, в разделе «выводы» есть ещё и первый абзац, написанный сугубо по-марсиански; впрочем, не знаю, кто его писал – возможно, это был командир-инструктор: «На «темной стороне» театры говорят на иллюстративном языке, до отвращения понятном. Драмы здесь превращаются в комедии, комедии в мелодрамы. Жизнь протекает размеренно и совершенно оторвана от окружающей реальности. Немногие молодые актеры и режиссеры, чувствующие современное искусство и знающие его в лицо, рискуют окончательно затеряться здесь». Как же, как же, помню: одна марсианская дама сообщала (чуть ли не из открытого космоса), что театральная «жизнь» в её представлении приближается к реальности тогда, когда актёры на сцене начинают обмазывать друг дружку дерьмом. Ссылку давать не буду, не хочу; тем более, марсианская жизнь, не исключу, и впрямь невозможна без игрищ с дерьмом (ох, и запашок там у них под «куполом», надо полагать).
Насчёт «современного искусства». Раньше мы знали, как оно выглядит, и даже имя-отчество не скрывалось особо. Сейчас, возможно, что-то в именах собственных поменялось, а кто-то, не исключено, просто залёг на дно. Как бы то ни было, к искусству всё это никакого отношения не имеет – разве что, к марсианскому, которое никого, кроме самих марсиан, не интересует, только не надо впаривать его другим. А когда надоест изображать свиту голого короля... в общем, постарайтесь вернуться назад.
И, наконец, о «понятном до отвращения». Сдаётся мне, Товстоногов или Эфрос отнюдь не стремились сделать свои спектакли непонятными – скорее, наоборот. Есть такая цитата, знаете ли: «В родстве со всем, что есть, уверясь / И знаясь с будущим в быту, / Нельзя не впасть к концу, как в ересь, / В неслыханную простоту» (на всякий случай: Пастернак, «Волны»).
А может, не стоит ждать конца, эсхатологичные вы наши? Вылезайте из-под своего «защитного купола», пока вы там совсем не скукожились. Или уже?
Жаль, если так.
Subscribe

  • Вынужденное

    Алексей Битов (poziloy) Очень не хотелось снова писать про всю эту ковидно-вакцинную вакханалию, но деваться, повторю, некуда. Хотя прекрасно…

  • Мастер, Маргарита и немного футбола

    Алексей Битов (poziloy) « Смотреть матч по телевидению все равно, что изучать животное по скелету. Все вроде бы ясно, а теплого и трепетного…

  • 2021: 1 – 15 ноября

    dik_dikij и poziloy Юрий Клепиков, Геннадий Чихачёв, Виктор Коклюшкин и другие. 1 ноября 2021 года умер кинодраматург Юрий Клепиков – сценарист…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 2 comments