dik_dikij (dik_dikij) wrote,
dik_dikij
dik_dikij

Category:

О борьбе марсиан за картонную тарелку

Алексей Битов (poziloy)

Нам тут упорно подкидывают... и комментаторы, и корреспонденты... ага, насчёт обострения классовой борьбы вокруг Центра драматургии и режиссуры. Кто там Сталин, а кто Троцкий, хрен разберёшь; впрочем, тов. Троцкого вспомнить ещё придётся.
По существу вопроса, не зная многих деталей, лучше не высказываться, хотя с Э.Михалёвой (http://ellmikhaleova.livejournal.com/310282.html) соглашусь почти во всём. А методы кукушонка по выбрасыванию местных птенцов из гнезда по-любому вызывают брезгливость.
И ещё одно общее замечание: борьбу между собой ведут именно марсиане, и на кону стоит прежде всего этот... как его... не знаю, как сказать «театр» по-марсиански. В подтверждение того, что происходит отнюдь не борьба миров, а спор славян (сиречь, марсиан) между собою, / Домашний, старый спор... Вопрос, которого нам с вами не разрешить.... так вот, в подтверждение этого самого – одна цитата из древнего (2000 год) манускрипта: «Опыт Субботиной заслуживает всякого уважения – за первопроходство в освоении нового для нас драматургического пространства. Московский «Центр драматургии и режиссуры», возглавляемый А. Казанцевым и М. Рощиным, дает молодым режиссерам, драматургам, художникам возможность реализовать свои замыслы – о таком «открытом пространстве» говорится в программке. В рамках этого проекта и существует спектакль Субботиной, главное достоинство которого – адекватность способу высказывания драматурга, уже имеющего успех с «Шоппингом» на европейских площадках. Опрометчиво было бы называть опыт Равенхилла и спектакль Субботиной новаторскими в области языка, драматургического и сценического. Скорее, это пример удачного погружения в реально существующую среду и отражения ее языка, обычаев, мировоззрения с необходимой степенью естественности, без которой все превратилось бы в нелепую имитацию под названием «из жизни молодых». И это погружение-отображение кажется важным и довольно редким на нашей сцене достоинством» (http://ptj.spb.ru/archive/20/chronicle-20/garmoniya-mira-nastupit-sejchas/). Автор этого панегирика – К.Матвиенко, знаете такую? Однако, родство родством, а тарелка врозь...
Бог его знает, возможно, и нужна площадка, где всякий молодняк набивал бы руку, только не надо использовать для этого готовое гнездо, да и к созданию такой площадки лучше не подпускать граждан, не знающих элементарных вещей (ни того, что театр прежде всего визуален; ни того, что драматургия как жанр имеет свои границы; ни... и т.д., и т.п.)
Как бы то ни было, дискуссия проходит на высочайшем уровне, и вот этого не оценить просто невозможно. Вот, к примеру, выступает Г.Заславский (см. http://www.radiovesti.ru/articles/2012-04-13/fm/42423): «Во время всех последних встреч с руководителями страны – с президентом Медведевым, с премьер-министром Путиным – театральные деятели среди первоочередных и самых острых проблем называли как раз вот этот застой, невозможность перевести актеров на контракты». Непонятно, то ли у нас уже в любой текст полагается вставлять упоминания о дорогом Леониде Ильиче, то ли аффтар всё же поторопился несколько. Но, во всяком случае, система ныне существующих театров г.Заславского не устраивает: «В некоторых московских театрах, как известно, в труппе – по 70 актеров, кошмар и ужас... в театре ведь даже больше, чем в шахте необходима контрактная система!»
Подумать только, как всё меняется! Не прошло и полутора лет с тех пор, как тот же Заславский заступался за существующую систему и с ретроградных позиций клеймил М.Давыдову, сравнивал её с Л.Тимашук и обозревателями былых времён («У меня перед глазами как живой встает ближневосточный обозреватель Гостелерадио СССР Фарид Сейфуль-Мулюков...», http://ria.ru/authors/20101220/311168013.html). Вывод тогда Заславский делал такой: «не оставляет неприятная мысль, что весь пафос критика вырос из недовольства, высказанного недавно, может, месяц тому назад. Дело в том, что Марина Давыдова – не только критик. Она еще и арт-директор фестиваля NET, нового европейского театра» (кстати, Р.Должанскому там тоже перепало). Вот и меня при чтении новой публикации г.Заславского «не оставляет неприятная мысль», что в угаровском ЦДиР почтенный критик по совместительству является арт-директором каких-то проектов...
А вот это уже чистое совпадение, конечно. Та, старая (декабрь 2010 года) статья Заславского заканчивалась так: «"Иди, душа, во ад, и буде вечно тленна! Ах, если бы со мной погибла вся вселенна!", – навсегда впечаталась в память последняя реплика Димитрия Самозванца из одноименной трагедии Сумарокова. Нынешние герои, желая смерти другим, сами, судя по всему, надеются на жизнь долгую, счастливую и, конечно, благополучную».
Нет, уходить, разумеется, надо тихо, чинно и благородно, что и советует оппонентам М.Курочкин («мудрый и добрый», как назвала его одна рьяная поклонница Угарова сотоварищи). Поцитирую теперь Курочкина: «Фраза: «Получается, что я должен освободить место для других людей? На каком основании?» – настолько саморазоблачительна, что рекомендую ее автору больше слова не давать, чтобы он нас всех не позорил» (http://www.facebook.com/profile.php?id=729328084&ref=pb#!/permalink.php?story_fbid=10150655720558085&id=729328084).
Оттуда же: «При этом, кто бы что ни говорил, Михаил [Угаров, вестимо] любит именно театр, любит людей театра». Кто там у нас так любил детей, что съедал их с утра по несколько штук? Да уж, любовь зла, а голод – не тётка.
И снова Курочкин об Угарове: «Он, в чем я его поддерживаю, не сторонник мифа о «штучных профессиях»». Интересно, насколько Курочкин борется с этим мифом в мирной жизни, когда выбирает врача или портного. О портном не скажу (Курочкина не видел, может, он в простыню заворачивается и так ходит), а вот насчёт врача – не верю, поскольку означенный ниспровергатель мифов до сих пор, слава Богу, жив.
Ладно, хватит об Угарове. Обещал вспомнить о Троцком – отвечаю за базар. Курочкин Троцкого цитирует вполне откровенно: «Он [Центр, а не Угаров] должен существовать в режиме перманентной революции». Смотрите, какая летка-енка выстраивается: я цитирую Курочкина, который цитирует Троцкого, который любил цитировать Э.Бернштейна («Конечная цель – ничто, движение – все!»). Похоже, передо мной во всю длину цепочки – весьма продвинутые товарищи; пора отскакивать, пока не поздно.
А напоследок – ещё одна цитата из Курочкина: «Центр стал крупным игроком на крохотном рынке театральной правды». Интересно, а почём на этом рынке упаковка правды? Кстати, а кто такие – игроки на рынке? Может быть, имеются в виду напёрсточники – те, которые у входа? Эх, Курочкин, Курочкин... «Фраза... настолько саморазоблачительна, что рекомендую ее автору больше слова не давать».
Нет, ребята, не ходите на этот рынок: во-первых, вас там легко «обыграют» по полной программе, а во-вторых, правда там хоть и вразвес, но не первой свежести. Пока её с Марса везли, да пока по тарелкам раскладывали...
Запашок-с...
Subscribe

  • 2021: 12 – 22 августа

    dik_dikij и poziloy Продолжаем свою припозднившуюся «летопись». 12 августа 2021 года умерла Уна Стаббс. « Стаббс в Британии была известна как…

  • Год назад: 2020, 8 – 19 сентября

    dik_dikij и poziloy Ещё 12 дней прошлой осени. 8 сентября 2020 года умерла Нафисет Айтекова-Жанэ. « В 1961 году пришла на работу в Краснодарский…

  • Год назад: 2020, 1 – 7 сентября

    dik_dikij и poziloy Воспоминания вслед. В первый день прошлой осени ушли Крапивин, Клюев и Печерникова. А закончилась та первая неделя смертью…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 2 comments