dik_dikij (dik_dikij) wrote,
dik_dikij
dik_dikij

Снова-здорово-2

Алексей Битов (poziloy)

Если помните, наш пятничный пост, где я комментировал статью А.Лошака «В офлайн!» (http://www.openspace.ru/society/projects/201/details/35508/), заканчивался так: «В статье Лошака есть ещё одна ипостась – назову её культуртрегерской и отложу на потом. Не на вечер пятницы и не на выходные, естественно.
Что бы там ни было позади, а торопиться некуда
» (http://dik-dikij.livejournal.com/498633.html). Торопиться действительно некуда, но и откладывать решительно незачем. Что ж, поехали.
Уже название статья Лошака – ни что иное, как изящный эвфемизм: говорим «В офлайн!», а подразумеваем «В народ!» Как известно, от модернизации понятий ни сумма, ни суть не меняются. Лошак пишет: «Старый лозунг Герцена «В народ!» нуждается в некоторой модернизации: «В офлайн!» Пришло время креативному классу покинуть свои уютные кластеры и отправиться за пределы Садового кольца. В прямом и переносном смысле. Нужна культурная экспансия из столицы в регионы. Назовите это «новым народничеством», «новым земством» – не суть».
Не надейтесь: о нанотехнологиях речь не идёт. Только о «культурной экспансии».
Чтобы было понятнее, приведу ещё несколько цитат из разных мест статьи.
«Современные либералы сложили с себя ответственность за положение народа, отгородившись от него «креативными кластерами». И в этом смысле перестали отличаться от «охранителей» режима. Разница – исключительно в подходе. Либералы упрекают народ в том, что он говно, охранители просят не трогать народ, потому что он говно».
«По-моему, глупо призывать людей к покаянию – для этого надо иметь такой моральный авторитет, какого в России ни у кого сейчас нет. И вообще обвинять народ – это все равно, что пенять на нашу холодную погоду.
С людьми – то же самое. Если их просвещать – они изменятся. Герцен писал: «Народы обвинять нелепо, они правы, потому что сообразны обстоятельствам своей былой жизни; на них нет ответственности ни за добро, ни за зло, они факты, как урожай и неурожай, как дуб и колос. Ответственность скорее на меньшинстве, которое представляет собою сознанную мысль своего времени»
».
«Мы все – и те, кто с айфоном, и те, кто с шансоном, – один народ [тут, если помните, я усомнился]. Если отбросить в сторону стилистические разногласия обеих сторон, никакого конфликта между нами нет. Есть общий интерес: жить в богатой, цивилизованной, безопасной и свободной стране. Конфликт в России испокон веков один: между государством и населением[а тут я согласился, хотя и с некоторым уточнением]».
«На самом деле все предельно просто: в человеке есть дурное и хорошее, характер зависит от того, что в нем развивать. Герцен был прав, сравнивая народ с беззащитным ребенком. Многое, если не все, зависит от того, какое ребенок получил воспитание».
«По-моему, мы внутри Садового кольца уже обо всем друг с другом договорились и пошли по второму кругу. Но для большинства населения то, о чем говорят на митинге и в интернете, – сенсационная новость. Скверно оставлять людей наедине с Путиным и Стасом Михайловым. Бесполезно пытаться разлучить их силой, но вести просветительскую работу надо. Благодаря своему происхождению и воспитанию среднестатистический столичный работник умственного труда, как правило, изначально в более выигрышном положении, чем нижнетагильский рабочий. Было бы правильно этими преимуществами не только наслаждаться, но и делиться с теми, кто их лишен».
И, наконец, «Согласно Конституции, у нас есть 6 лет, чтобы объяснить людям, как все устроено».
Вообще-то, чтобы объяснить, сначала надо бы узнать самому. И для начала неплохо бы разделить понятия «знание» и «культура». Всё-таки культура – не информация, помноженная на самомнение, а некий внутренний алгоритм, заложенный в человеческой особи и не особенно связанный с объёмами усвоенной (или недоусвоенной) информации. Байты и биты побоку, культура в них не измеряется (с учётом моей фамилии – знаю, что говорю). Да, в марте условная «не-Москва» не поддержала условную «Москву», и подтасовки тут сыграли вовсе не главную роль. Беда в том, что информация за пределами крупных городов распространяется прежде всего через СМИ, особенно – по ТВ, а все козыри голубого экрана – в одних руках, и это отнюдь не руки оппозиции. Если бы Лошак предложил нести по градам и весям информацию (по возможности – не только через Интернет), я бы с ним согласился. Но Лошак говорит о другом – о «культурной экспансии».
Ничего не знаю о вкусах и эстетических пристрастиях лично г.Лошака, но когда речь заходит о культурной экспансии в регионы... нет, я не хватаюсь за пистолет или за ПЗРК «Игла», но сразу вспоминаю одно географическое название: Пермь. Господи, сколько по просторам условной «Москвы» бродит гельмано-мильграмо-сурковых стратегических единомышленников! ничего удивительного, что некоторые из них зимой потрясали белыми лентами, оно обидно, но факт, упрямая вещь.
И вот эту свою «культуру» они понесут в офлайн, сиречь – в народ? Повторю ещё раз, я ничего не знаю про пристрастия самого Лошака, но с порталом openspace никаких сомнений нет и быть не может: «актуальное искусство» из той самой баночки тут в чести. Достаточно привести легендарную цитату из одной арт-дамы, некоторым образом связанной с этим самым порталом: «"Дерьмо художника" является произведением искусства, а не дерьмом художника, поскольку в него вложены значительные интеллектуальные силы самого автора и тех сотен искусствоведов и философов, которые об этом писали и пишут. Не читав этого, понять это произведение (как и вообще современное искусство) невозможно» (http://lenta.ru/conf/degot/). Кстати, вчера сему откровению исполнилось ровно 3 года – как же забыть столь славную годовщину?
Вам чего-нибудь посвежее? Вот ещё один автор откровений с выходом в наш openspace: «Прямой эфир на радио "Говорит Москва". В студии Авангард Леонтьев и еще кто-то, а я дома по телефону. Разговор о наготе на сцене и экране. Мои собеседники говорили, что голое тело должно быть красиво и прикрыто, т.е. хотели красоты и непорочности. Я съязвил, что это русское национальное, видимо мы сами некрасивы и порочны, поэтому и хотим обратного. И потом – откуда этот страх увидеть голое тело на сцене, почему такая высокая искушаемость?!» (http://m-u.livejournal.com/618288.html). Наверное, эту культуру агитатор и понесёт в офлайн, только разденется предварительно.
А это – о любимом авторе цитированного выше автора: «Грамматические ошибки, которые возникают в процессе написания, автор аккуратно фиксирует, потому что «есть ошибка или нет, это не смертельно. Хуже мне кажется, когда начинаешь исправлять. Это уже типа думаешь надо чтобы всё было красиво. чтобы всё было правильно. И это красиво и правильно затмевает весь смысл». Смысл как раз в том, чтобы быть адекватным и убедительным, а убедить в своей искренности можно, в первую очередь, полностью обнажив себя – не стараться быть лучше, чем есть на самом деле. «Есть ошибки которые делаются на бегу в торопях у меня мысль быстрее пальцев. А есть ошибки когда слово неправильно потому что не знаешь как правильно. И надо искать исправлять а тут уже получается что хочешь казаться лучше»
Благодаря найденному подходу, Пряжко удается выйти за рамки общепринятой драматургической формы. Слушая этот текст со сцены, возникает удивительное ощущение – не театра
» (Т.Артимович о П.Пряжко, http://n-europe.eu/article/2012/04/05/razgovor_o_sovremennosti_pavel_pryazhko_v_mogilevskom_teatre). А чё? Грамматические ошибки составляют суть подхода, помогающего соседскому недорослю выйти «за рамки общепринятой драматургической формы». Как же не отнести это в офлайн (в народ)?
А откуда берутся эти культовые фигуры, знаете? Завесу тайны приоткрывает ещё один постоянный автор, г-жа Давыдова: «В театральной Москве появился новый культ – это культ семидесятилетного мэтра польского театра Кристиана Люпы. Тут можно было бы пуститься в рассуждения о том, как возникают культы в России, как режиссер, на изумительный спектакль которого «Калькверк» не так уж давно на питерском фестивале «Балтдом» невозможно было собрать даже один зрительный зал, вдруг на глазах превратился в икону. Это отдельный и интересный разговор» (http://www.openspace.ru/project/authors/120/). Неужели непонятно, как? Люпа тут, собственно, ни при чём, о нём судить не могу, не видел, но как это – вчера «невозможно было собрать даже один зрительный зал», а нынче, как по мановению волшебной палочки, «появился новый культ»? Прозрели? Да нет, вряд ли, тут, надо полагать, вопрос пиара, проводимого чаще всего под лозунгом «наша ткань обладает одним небывалым чудесным свойством… Её только умный и увидит». Аборигены столичной тусовки более всего боятся прослыть дураками, а посему начинают себя убеждать: нет, чудесная ткань, сейчас поднатужусь немного и тоже увижу – и начинает всматриваться, пока глюки не начнутся (а когда глючит – ещё и не то увидишь).
Вот эту «культуру», это «разумное, доброе, вечное» и предлагается нести в офлайн? Нет, хотелось бы, конечно, верить, что речь идёт о чём-то ином, но другой современной культуры для экспансии у них, боюсь, нет.
А знаете, зачем нужно такое культуртрегерство? Чтобы спасти несчастный офлайн-народ от «прозябания со Стасом Михайловым» (так пишет Лошак).
Забавно: заткните уши или посмотрите издалека в бинокль – и вы ни за что не поймёте, относится ли к культуре означенный, так сказать, певец. А вот в случае с легендарной баночкой Мандзони всё понятно с любого расстояния, так что вопрос, в какую сторону целесообразнее проводить «культурную экспансию», возникает, извините, сам собой.
И ещё один интересный момент. Что будет, если «культурную экспансию» организовать, условно говоря, по Лошаку? Боюсь, ничего хорошего. Прежде всего, без охраны несчастных «пропагандистов», скорее всего, просто побьют и в пику им проголосуют за Путина ещё сорок тысяч раз. А во-вторых – не дай Бог, случится чудо, и широкие массы «офлайн» уверуют в «Чёрные квадраты» и художественные баночки... нет, лучше уж Стас Михайлов, это проходит довольно быстро и, бывает, обходится без осложнений. В отличие от...
Может, хватит, а?
Subscribe

  • 2021: 23 – 31 августа

    dik_dikij и poziloy Прощаемся с летом. 23 августа 2021 года умер Гоча Ломия. « Ломия... знаком советскому зрителю по своему экранному дебюту – в…

  • 2021: 12 – 22 августа

    dik_dikij и poziloy Продолжаем свою припозднившуюся «летопись». 12 августа 2021 года умерла Уна Стаббс. « Стаббс в Британии была известна как…

  • Год назад: 2020, 8 – 19 сентября

    dik_dikij и poziloy Ещё 12 дней прошлой осени. 8 сентября 2020 года умерла Нафисет Айтекова-Жанэ. « В 1961 году пришла на работу в Краснодарский…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 8 comments