dik_dikij (dik_dikij) wrote,
dik_dikij
dik_dikij

Снова-здорово

Алексей Битов (poziloy)

Что ж, опять openspace, второй день подряд, только тема совсем другая – намного более грустная и долговременная, чем бодания г-жи Давыдовой со стационарным театром в России. В конце концов, всякий, кому не жалко своей головы, вправе бодаться, с чем угодно, а жалеть свою голову или нет – личное дело каждого.
Сегодня – не о личном, однако. И начать, пожалуй, лучше не с openspace, а с цитаты из журнала dik_dikij, пост от 22.12.2010.
Итак, цитата – извините, довольно длинная: «что Российская Федерация – государство многонациональное, знают, кажется, все (даже если не все понимают). Но и собственно Россия уже, по существу, превратилась в многонациональную страну, и вовсе не по дурацкому признаку «чистоты крови». Я бы выделил прежде всего три национальности; остальные, если и встречаются, то совсем редко. Одну из трёх проще всего назвать – «ордынцы»; у них свой мир, своя система ценностей, а на остальных им, в сущности, глубоко наплевать, лишь бы исправно платили ясак да под копытами не путались. К той Орде никакого отношения этот народец не имеет (этнические татары там, скорее всего, есть, с этническими монголами, полагаю, туго), но являются по сути такими же «пришельцами», а осознают себя высшими существами и хозяевами жизни. Третья национальность (ко второй скоро вернёмся) – это, собственно, и есть те, кто осознаёт себя русскими; всё-таки нельзя относиться ни к какому народу, если ты сам не осознаёшь себя его частью. Совершенно не обязательно при этом считать, что твоя национальность чем-то лучше любой другой (так же, как мы относим себя к тому или иному поколению, но не кичиться же своей принадлежностью!). Русский – это тот, кто ощущает неразрывную, корневую связь с Россией; совершенно не обязательно делать это 24 часа в сутки без выходных, но мы и о матерях вспоминаем отнюдь не каждую секунду. Вот здесь и вычленяется та самая «прослойка», вторая группа – те, кто по каким-то причинам остался без корней, но и в ряды «ордынцев» не влился. Кстати, номинальной своей «русскости» такие люди нередко стыдятся, что не более умно, нежели упиваться собственным происхождением.
Людей этой, второй, нации довольно много среди более-менее окультуренной публики. «Ордынцев» они не переваривают (как и русские), но некоторые «избранные» при случае охотно перебираются в ряды «хозяев жизни» и пригреваются при трубе. Есть и такие, кто не пойдёт в «ордынцы» ни за какие коврижки. Но к собственно русским и те, и другие относятся с презрением
» (http://dik-dikij.livejournal.com/181987.html).
И только теперь – задержавшийся выход в openspace. 27.03.2012, колонка А.Лошака: «Россия для жителя Садового кольца – это «Район № 9», опасная замусоренная территория, на которой копошатся малоизученные инопланетяне. Что у них в головах – отсюда понять невозможно» (http://www.openspace.ru/society/projects/201/details/35508/). Справедливости ради, дальше Лошак пишет: «Точно так же огромная Россия ужасается зажравшейся столице». Типа, Запад есть Запад, Восток есть Восток, и с мест они не сойдут (а до Страшного суда дело пока, надо полагать, не дошло, так что поминать его всуе незачем).
Разумеется, границу по Садовому кольцу Лошак проводит условно, да и роль своих единомышленников-либералов в зимних протестах он несколько преувеличивает – готов засвидетельствовать то, что видел своими глазами. Кстати, забавно: такое преувеличение характерно не только для либералов, но и для путинского Агитпропа, только Агитпроп мифологизирует протестное движение потому, что власти это выгодно, а либералы вторят пропагандистам из чистого тщеславия. Прискорбно, однако, но останавливаться на этом не собираюсь.
Возвращаюсь к колонке Лошака. Сколько я понимаю, «малоизученные инопланетяне» в «Районе № 9» проживали («копошились») на небольшом клочке чужой планеты. Неужели трудно заметить, что у нас всё наоборот: «инопланетяне» живут на своей земле, а те, кого Лошак обозначил эвфемизмом «жители Садового кольца» – отнюдь не на своей. И не потому, что в каком-нибудь Заморье-Забугорье у них есть своя земля, а потому, что эти люди «беспочвенны» и стараются парить в воздухе. Корней нет (или они настолько резиновые, что не ощущаются вовсе) – вот и остаётся имитировать полёт, невесомость.
Ещё несколько цитат из колонки Лошака.
«Все эти фобии легко преодолеваются при непосредственном контакте» (имеется в виду контакт существ разного вида; кстати, в «Районе № 9» такой контакт отнюдь не привёл к исчезновению фобий).
«Москва и Россия – и вправду две страны, плохо знающие друг друга».
«на презрении друг к другу и даже к себе ничего не построишь, гораздо лучше, когда речь идет о взаимном уважении» (опять речь идёт о двух разных видах, причём Лошак наивно полагает, что его условные соотечественники способны зауважать тех, кого только что считали «быдлом»).
«Наконец, мудрейший Григорий Ревзин сказал самые важные слова: «Россия выбрала Путина президентом. У нас есть два способа поведения. Или развестись с ней и лететь куда-нибудь очень легким и независимым, или полюбить ее заново»». Не буду уточнять, кто кого выбрал и кого кому навязали; правда, не удержусь, съехидничаю, что полгода назад из фразы Ревзина можно было бы выкроить шикарный предвыборный лозунг «Полюбите заново Дяденьку Зюганова!», а теперь уже всё, поезд ушёл. Но это, конечно, реплика в сторону; возвращаюсь к теме и продолжаю цитировать.
Нет, стоп, чуть не пропустил самое главное. Как это – полюбить заново? Своё может устраивать или не устраивать, но любить или не любить его – это как? Вот чужое – да, чужое (теоретически) и полюбить можно. А в нашем случае, если речь идёт о Государстве Российском, я, например, готов первым признаться в нелюбви к нему, и оно для меня – чужое. Другое дело – сама Россия: это моя страна; меня не всё в ней устраивает, конечно, но и такая, какая есть, она – моя страна, а всякие Путины тут – сбоку припёка. Смешно, если кто-то заявит: дескать, не хочу перебираться в другую среду, да и непросто это, так что придётся снова полюбить этот противный кислород. Ребята, я понятия не имею, люблю я кислород или нет, просто для дыхания мне нужен именно кислород… Просто я ощущаю себя русским, а вы – нет, вот и весь бином Ньютона.
Ладно, следующая цитата: «обвинять народ – это все равно, что пенять на нашу холодную погоду». Как нетрудно догадаться, написать такое может только тот, кто к этому самому народу себя не относит. Правда, вскоре Лошак напишет слова, формально противоположные: «Мы все – и те, кто с айфоном, и те, кто с шансоном, – один народ». Но тут же добавит: «Если отбросить в сторону стилистические разногласия обеих сторон, никакого конфликта между нами нет». Интересная мысль: есть две стороны одного народа? Передняя и задняя? Верхняя и нижняя? Не понимаю.
Лошак далее пишет: «Есть общий интерес: жить в богатой, цивилизованной, безопасной и свободной стране. Конфликт в России испокон веков один: между государством и населением». Ну, насчёт конфликта – соглашусь целиком и полностью (правда, не уверен, что эту мысль до Лошака никто не высказывал, но приоритеты сейчас не важны) Интереснее другое: «общий интерес» всё же подразумевает, что имеющие этот интерес не составляют единого целого; логика языка беспощадна. Но тогда, может быть, надо говорить не о едином конфликте, а о конфликтах государства с разными популяциями, проживающими на его территории?
Конечно, тут во многом виновата двусмысленность самого понятия «народ». Сначала из некоей массы (народа) выделилась так называемая «элита», следом – полуэлита и приэлита, а остался «народ», он же «чернь», он же «быдло» или, в крайнем случае, «богоносец» (об этом Лошак тоже пишет). Итак, слово «народ» обозначает и условный социальный низ (безымянные существа), и общность, не связанную с социальным расслоением (русский народ, а равно татарский народ или любой другой). И, в любом случае, если речь идёт об угрозе национальным интересам, употреблять местоимение 3-го лица могут только те, кто сам себя к этому народу не относит; но в этом случае и угроза относится к чужим национальным интересам.
Впрочем, в отдельных случаях интересы разных народов могут на какой-то период совпадать, примеры из истории приводить смешно, они и так на виду. Так что союзничество вполне возможно – но это не тождество, извините.
В статье Лошака есть ещё одна ипостась – назову её культуртрегерской и отложу на потом. Не на вечер пятницы и не на выходные, естественно.
Что бы там ни было позади, а торопиться некуда.
Subscribe

  • 2021: 23 – 31 августа

    dik_dikij и poziloy Прощаемся с летом. 23 августа 2021 года умер Гоча Ломия. « Ломия... знаком советскому зрителю по своему экранному дебюту – в…

  • 2021: 12 – 22 августа

    dik_dikij и poziloy Продолжаем свою припозднившуюся «летопись». 12 августа 2021 года умерла Уна Стаббс. « Стаббс в Британии была известна как…

  • Год назад: 2020, 8 – 19 сентября

    dik_dikij и poziloy Ещё 12 дней прошлой осени. 8 сентября 2020 года умерла Нафисет Айтекова-Жанэ. « В 1961 году пришла на работу в Краснодарский…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 22 comments

  • 2021: 23 – 31 августа

    dik_dikij и poziloy Прощаемся с летом. 23 августа 2021 года умер Гоча Ломия. « Ломия... знаком советскому зрителю по своему экранному дебюту – в…

  • 2021: 12 – 22 августа

    dik_dikij и poziloy Продолжаем свою припозднившуюся «летопись». 12 августа 2021 года умерла Уна Стаббс. « Стаббс в Британии была известна как…

  • Год назад: 2020, 8 – 19 сентября

    dik_dikij и poziloy Ещё 12 дней прошлой осени. 8 сентября 2020 года умерла Нафисет Айтекова-Жанэ. « В 1961 году пришла на работу в Краснодарский…