dik_dikij (dik_dikij) wrote,
dik_dikij
dik_dikij

Откровение, епть!..

Алексей Битов (poziloy)

Ну, если уж комментарии про то, как я расправляюсь с молодыми Гоголями, пишут в виде пьес... то есть, конечно, не пьес, а сценок... до пьесы, страниц эдак на 30-50, выходит, не дорос я ещё, но ничего, не отчаиваюсь, лиха беда начало (http://dik-dikij.livejournal.com/494072.html?thread=3279608#t3279608)...
Короче, придётся ещё раз вернуться к теме. Тем более, несколько дней назад лучший друг всех физкультурников... виноват, драмоделов... в очередной раз изложил своё кредо: «В драматургии направление ХСП (хорошо сделанная пьеса) – абсолютно мертво. Пьеса покойного режиссера Тео ван Гога "Интервью", это ацкий ужас, если вдуматься. При том, что там есть все – война в Сербии, беременным разрезают живот, больная раком героиня, – и прочие ужасы... Ощущение изящно собранного конструктора Лего, после прочтения возникает адская пустота внутри, хочется спросить – какого хера я это читал? А по формальным признакам пьеса безупречна, идет на всех сценах мира от Парижа до Токио, епть!..
ХСП категорически не допускает в себя жизнь, это основное условие. Невротикам очень нравится.
Чтобы пьеса задевала, в ней должна быть какая-то глобальная ошибка, частичка чумы
» (http://m-u.livejournal.com/613941.html; кстати, это полный текст, без купюр).
М-да, «там есть все – война в Сербии, беременным разрезают живот, больная раком героиня» – это круто, конечно. То есть Рудневу, как я понял, понравилось, он такое любит, а Угаров всё равно против. И ещё надо бы отметить писательское мастерство господина m_u, умело поставившего рядом словосочетания «беременным разрезают живот» и «возникает адская пустота внутри».
Тем не менее, ещё раз размазывать безграмотного лекпома, которому вдруг взбрело в голову, что он вправе констатировать смерть и выписать справку с печатью, на сей раз не стану. Во-первых, вещает он беспрерывно, а на всякий чих, как известно, не накрестишься. Во-вторых, мне очень понравилось про «частичку чумы» – это он, надо полагать, самокритично имел в виду «новую драму». А в-третьих, по теории вероятности, если бить по клавишам наугад, должно же когда-то появиться хоть что-то, напоминающее осмысленную фразу; что ж, поищем у нашего героя хотя бы одну такую фразу.
Ага, вот, что-то похожее. Типа, идеальные пропорции не создают гармонии, нужна какая-то неправильность – изюминка, попросту говоря. Ну, что, есть такое дело; ценители женской красоты согласятся: соответствующее всем канонам возбуждает крайне редко. Правда, это не повод исключать апотемнофилию из перечня сексуальных отклонений, но я сейчас не об этом.
Вот, скажем, идеальные пропорции: 90 на 60 на 90. Но никто ведь не бегает вокруг дам с сантиметром, всё на глазок (скажем так). А кого-то впечатляют совсем другие габариты – например, 100 на 160 на 240, и в этом тоже что-то есть, согласитесь. Совсем не по каким-то пропорциям женщину определяют, вообще-то; просто есть то, что у всякой женщины должно быть, и, наоборот, то, чего ни у какой женщины быть не должно, и речь тут не только о рогах и копытах у суккубов, но и о таких невозможных для женщины, хотя и вполне безобидных деталях, как хвост, или хобот, или третье ухо на лбу. Вот и с пьесами то же самое, обратите внимание. А извращенцы... ну, на то они и извращенцы, что о них говорить?
Короче, пьеса должна быть пьесой, а масло – маслом; арбуз, свиной хрящик, кирпичная крошка или стекловолокно в одинаковой степени не годятся для того, чтобы намазывать их на хлеб, хотя в другом качестве некоторые из этих субстанций вполне съедобны. Разумеется, нет никакой нужды устанавливать для сливочного масла жёсткие – например, цветовые – параметры: масло бывает и жёлтым, и почти белым; сводить возможные цвета к одному строго определённому оттенку способен только чиновник, которому больше всё равно делать нечего. Да, но при этом масло, как и брынза, не бывает зелёного цвета; драгоценный мой, это вас кто-то обманул. А в пределах допустимого – возможны варианты, кто бы спорил.
Итак, с понятием «пьеса», вроде бы, ясно. А как насчёт «хорошо сделанной»?
Для справки: «сделанная» – это ругательство в искусстве. Нет, не то, чтобы «стихи не пишутся – случаются»; цитировал как-то четверостишие старого приятеля: «Стихи не пишутся – случаются / Собаки на исходе дня / И ничего не получается / Ни у собак, ни у меня»; так вот, случаются пускай собаки, а делаются – делишки. Понятно, что детей тоже, некоторым образом, делают, но ведь не говорят потом «хорошо сделанный ребёнок» и «плохо сделанный ребёнок»; вот «не пальцем деланый» – это да, это правильное замечание. Так что слово «сделанная» («слепленная») оставим для ремесленных поделок, действительно деланых пальцем, и чаще всего – кривым.
Что ещё осталось? Хорошо – плохо, да? Видимо, крошке m_u не объяснили в детстве очень простую вещь: любую работу, уж коли взялся, надо делать хорошо – то есть добросовестно. Даже детей, знаете ли, не стоит делать, абы как, абы с кем и абы когда. И опять же, если говорить о нас, мужиках, надо сначала найти себе бабу (лучше – с изюминкой), а потом детей с ней делать, или проводить комплексные мероприятия по профилактике спермоэмболии головного мозга, или просто трахнуть пару раз из спортивного интереса, или ещё что.
Кроме того, с литературой есть ещё один, насколько я понимаю, нюанс. Её, если мы говорим о настоящей литературе, зачать маловато будет: зародыш должен дойти до кондиции, потом зажить самостоятельно, подрасти и начать размножаться дальше. Так это уже внуки получаются, извините, а откуда они берутся, нам не понять. Мы их, по крайней мере, точно не делаем, хотя без нас их появление очевидным образом не могло бы состояться.
Ладно, о внуках – как-нибудь в другой раз. А пока – небольшое резюме.
Пьеса как жанр отнюдь не умерла, и естественная смерть ей не угрожает, а все старания безграмотных лекпомов её уморить (или объявить умершей) тщетны и смешны.
«Сделанная» литература, конечно, «абсолютно мертва»: слово «сделанная» в данном случае – синоним слова «мертворождённая». Увы, глиняных изделий много, Бог один, а на каждого Альберта найдётся свой Фома.
А понятие «хорошо» вполне себе существует, чтобы там ни говорили всякие халтурщики. «Хорошо» – это лучше, чем «плохо», причём по определению: на то и работа, чтобы делать её хорошо. А вы как хотели, епть?
Subscribe

  • Год назад: 2020, 20 – 25 сентября

    dik_dikij и poziloy В прошлом году по техническим причинам пришлось разбить наш последний сентябрьский мемориал на две недлинные части. Может быть,…

  • 2021: 1 – 15 сентября

    dik_dikij и poziloy Осень... 1 сентября 2021 года умер Александр Храбунов, « Бессменный гитарист группы «Зоопарк» и соратник Майка Науменко в…

  • Памяти Бельмондо

    dik_dikij и poziloy 6 сентября 2021 года умер Жан-Поль Шарль Бельмондо. Тот редкий случай, когда можно без малейшего преувеличения сказать:…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 6 comments