dik_dikij (dik_dikij) wrote,
dik_dikij
dik_dikij

К завтрашнему посту: типа, преамбула

Алексей Битов (poziloy)

Давно собирался написать отдельный пост о весьма, на мой взгляд, неординарном тексте Д.Богославского «Любовь людей», волею судеб угодившем в шорт-листы нескольких драматургических конкурсов («Евразия», «Действующие лица»). Ладно, на пьесу «Любовь людей» всё же похожа больше, чем на проект памятника П.А.Столыпину (есть и такой конкурс; он тоже, насколько я знаю, вызывает массу вопросов); так что, можно сказать, и на том спасибо.
Разговор по делу рискну предварить цитатой; полагаю, она тут в жилу. Итак: «Я больше всего люблю это место, где собаки съедают ее. Мама говорит, что на сцену нельзя выводить собак, а мне не ясно, почему. Можно ведь использовать дрессированных собак». Так говорит несчастная уродливая девочка 11-12 лет, забавляющаяся тем, что потихоньку травит окружающих взрослых – сначала дедушку, потом няню. А мама у маленькой убийцы, между прочим, актриса – вроде бы, ни разу не выдающаяся, но вполне профессиональная.
Агата Кристи, автор детектива «Убийство в кривом доме» (а цитату я взял именно оттуда) в театре кое-что понимала, не впервые в этом убеждаюсь.
Но начну я всё же не с того, что для сцены подходит, а что – нет; начать, мне кажется, лучше с проблемы Иезавели (пьеса, о которой идёт речь у Кристи, посвящена печально знаменитой царице из Книги Царств). Понимаю, тема скучная, но напомнить о ней необходимо, иначе всякий разговор о самой «Любви людей» рискует оказаться бессмысленным.
Есть такие люди, которые охотно придут полюбоваться сценами насилия. Не надо быть большим знатоком античной истории, чтобы вспомнить, к какому финалу пришла империя, свободные граждане которой требовали «panem et circenses», а самыми качественными зрелищами считались «спектакли», по ходу которых низшие существа убивали друг друга или голодные хищники пожирали незадачливых бестиариев прямо на арене. Ну, прямо хлебом иных свободных граждан не корми, дай только насладиться смертоубийством.
Что, собственно, изменилось с тех пор? С одной стороны, человек изнежился, и ему уже не нужна натуральная кровь, достаточно заменителей (например, пресловутого клюквенного сока). С другой – одной крови уже мало, её надо разбавить спермой, можно тоже бутафорской, но чтобы присутствовали оба цвета – красный и белый. Можно ещё и коричневого добавить, тогда и вовсе будет самое оно. Кино и телевизор, конечно, утоляют потребности граждан, но всё-таки не до конца – экран, будь он голубой или нормальный, создаёт свой обособленный мир, отделённый от нас прозрачной, но непреодолимой преградой: зритель как бы подглядывает в замочную скважину, а интереснее было бы оказаться по ту сторону двери. Скажете, 3D успешно создаёт эффект присутствия? Нет, это только поначалу так кажется, а потом привыкнем. На заре кинематографа первозрители пугались паровоза братьев Люмьер, когда огнедышащая махина пёрла по простыне прямо на них; попугались немного, а потом ничего, привыкли и передали эту привычку следующим поколениям, чуть ли уже не генетически. Вот и с 3D, уверяю вас, произойдёт то же самое, и куда быстрее, чем кажется нам сейчас.
То ли дело – сцена; не страшно, что степень условности тут намного выше, зато эффект живого присутствия никуда не денется. И граждане хочут хлеба и зрелищ вживе. Спрос есть – значит, и за предложением дело не станет. Так появилась «чернуха».
Помнится, физика утверждает, что чёрный цвет нельзя получить наложением других цветов. А здесь, вроде бы, всё наоборот: при наложение на фальшивое красное фальшивого белого и фальшивого коричневого возникает это самое фальшивое чёрное. Кстати, психологи говорят, что чёрный цвет привлекает прежде всего тех, кто находится в состоянии депрессии. А в депрессию, увы, свободные граждане впадают достаточно легко, так что спрос на «чернуху» есть, а предложение следует, как и было сказано.
На самом деле, физики, конечно, правы: «чернуха» отличается отсутствием реального светового потока; от бутафорских симулякров вообще ничего не исходит, ни света, ни тепла; с точными науками спорить не приходится. Вся эта «чернуха», конечно, величина мнимая, как и тот якобы-театр, который с ней неразрывно связан. К сожалению, объяснять это наивным поклонникам «нового искусства» бесполезно, они, как религиозные сектанты, не хотят слышать того, что не соответствует бредням самопальных проповедников, в таком изобилии расплодившихся вокруг; поэтому обращаюсь я прежде всего к людям, оценивающим это «новое» по заслугам, но при этом порой в своём отрицании готовым выплеснуть ребёнка вместе с водой.
Историю библейской Иезавели благостной никак не назовёшь, всё написано достаточно мрачными красками, включая финал, где наказывается зло: «И брызнула кровь ее на стену и на коней, и растоптали ее. И пришел Ииуй, и ел, и пил, и сказал: отыщите эту проклятую и похороните ее , так как царская дочь она. И пошли хоронить ее , и не нашли от нее ничего, кроме черепа, и ног, и кистей рук. И возвратились, и донесли ему. И сказал он: таково было слово Господа, которое Он изрек чрез раба Своего Илию Фесвитянина, сказав: на поле Изреельском съедят псы тело Иезавели, и будет труп Иезавели на участке Изреельском , как навоз на поле, так что никто не скажет: это Иезавель» (IV Цар. IX, 33-37). Прикажете считать это «чернухой»? Нет, не получится, Иезавель можно назвать, кем угодно, только не симулякром: она из плоти и крови, и мерзость её описана, как есть, а не сочинена самодеятельным автором на потеху пресыщенной публике.
Точно так же делятся и все прочие тексты, вне зависимости от жанра: есть выдуманная «чернуха», а есть честное описание происходящего вокруг, где розовые оттенки, извините, встречаются совсем не часто, если встречаются вообще. И это относится не только к классике (Гоголь и Достоевский хотя бы), но и к текстам современным, которых с Гоголем или с Достоевским, понятное дело, сравнивать, мягко говоря, рановато.
Собственно, к этому и веду. О том, что «Любовь людей» Д.Богославского не имеет никакого отношения к драматургии, напишу завтра, а пока ограничусь превентивной реакцией на возможные обвинения: да, мне понравилась эта проза, и «чернухой» я её не считаю, несмотря на полный набор формальных «чернушных» признаков (включая мат в речи персонажей). Побойтесь Бога, какая же это «чернуха», если скептический читатель, ваш покорный слуга, ощущал подлинную боль этих героев и сочувствовал им, как мог?
И это, подчеркиваю, даже при том, что ничего хорошего от этого автора я не ожидал – ведь единственный текст Богославского, прочитанный мной ранее («Брачо»), не просто слаб, но очень слаб, и там не только живых персонажей нет, но даже и симулякры напоминают копии не с первых копий, а с десятых или сотых, бледных до невозможности что-либо разобрать. Так что ничего личного, напротив.
Вот ведь какая жизнь пошла: стоит кого-нибудь похвалить – и приходится долго оправдываться.
Ничего, переживу.
А о том, почему проза – всё-таки завтра. Мешать весь обед в одной тарелке – может, и актуально, но не рекомендую никому.
В отличие от...
Subscribe

  • 2021: 23 – 31 августа

    dik_dikij и poziloy Прощаемся с летом. 23 августа 2021 года умер Гоча Ломия. « Ломия... знаком советскому зрителю по своему экранному дебюту – в…

  • 2021: 12 – 22 августа

    dik_dikij и poziloy Продолжаем свою припозднившуюся «летопись». 12 августа 2021 года умерла Уна Стаббс. « Стаббс в Британии была известна как…

  • Год назад: 2020, 8 – 19 сентября

    dik_dikij и poziloy Ещё 12 дней прошлой осени. 8 сентября 2020 года умерла Нафисет Айтекова-Жанэ. « В 1961 году пришла на работу в Краснодарский…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments