dik_dikij (dik_dikij) wrote,
dik_dikij
dik_dikij

О просторах и размерах

Оказывается, в журнале «Бельские просторы» есть специальный раздел («Любовь к трём апельсинам»), где К.Анкудинов обозревает другие «толстые»журналы («Новый мир», «Знамя», «Октябрь»). И вот как начинается в свежем (февральском) номере часть колонки, посвящённая «Новому миру»: «Редкое событие: в литературном журнале напечатана пьеса. Ну, полупьеса, «роман-пьеса» Гульнары Ахметзяновой «Моя защита».
Она представляет собой кисло-рыхловатую совокупность бытовых диалогов, перемежаемую прозо-монологами главного героя Толика. Но определённая сюжетность всё же здесь есть: к финалу пьесы оказывается, что все её основные персонажи – не те, за кого себя выдают. Вася, брат Тани, девушки Толика, – не воевал в Чечне, он контужен, потому что его выкинули с поезда («даже до службы не доехал»). Не всё ладно и с Таней: она не медсестра, а гостиничная проститутка. Да и Толик подкачал: он не бизнесмен, владелец сети такси, а обычный грузчик, да к тому ж трамвайный воришка-карманник – и извращенец вдобавок. Все врут друг другу, все набивают себе цену, все – проигравшие.
Читая «Мою защиту», я осознал, что именно вредит современной российской драматургии, – реализм, пресловутый «театр.док». «Моя защита» – не «театр.док», но это сочинение тоже тянется в кильватере общей моды на «пьесореалити». Странное дело – Вампилов в «Утиной охоте» писал о том же, о чём пишет Гульнара Ахметзянова, и реализм ему не мешал. А нынешним драматургам – ох, мешает
» (http://www.bp01.ru/public.php?public=2200).

Алексей, прокомментировать не хотите? Вы согласны?

Алексей Битов (poziloy)

Как обычно, не согласен – ни с Энгельсом, ни с Каутским.
«Мою защиту» не читал, но хорошо помню, как ту же Г.Ахметзянову после Любимовки-2010 клеймили все, кому не лень, хотя «Любовь как доза кокаина» была ничуть не хуже многих других «любимовских» финалистов. Если Ахметзянова чем и отличается от ряда своих «коллег», то, скорее, в лучшую сторону – её персонажи ей, по крайней мере, не безразличны. Другое дело, назвать их полноценными персонажами трудно; если помните, был такой попсовый шлягер – «Я его слепила из того, что было», вот и здесь также, всё из одних эмоций, ни тебе «глины», ни понимания даже. Но это, повторю, относится к предыдущему роману-пьесе, а не к тому, на который откликнулся К.Анкудинов. Кстати, о «Любви как дозе…» был у нас отдельный пост (http://dik-dikij.livejournal.com/125802.html), и я там немного высказался по поводу жанра («роман-пьеса»). Ничего против такого жанра не имею, но, в моём понимании, это именно роман, внешне оформленный «под пьесу» (предположу, что в случае с Ахметзяновой точнее было бы сказать: «роман-сценарий»)… так вот, роман можно оформить хоть под сценарий, хоть под пьесу, хоть под что, но пьеса в виде романа существовать, понятно, не может. Так что «роман-пьеса» – это, конечно, проза, а не драматургия; говорю это вообще, не глядя.
Второй момент. Мне нравится, что «Бельские просторы» ввели специальный раздел, чтобы оценивать работу коллег. А то у нас чаще всего те же толстые журналы, хотя и печатают зачастую авторов из одного и того же круга, друг друга не видят в упор. Есть у нас, знаете ли, такая форма презрения: вот мы, дескать, есть, а вас здесь не стояло. Что ж, всяк защищает свои позиции, как умеет, но мне, повторю, нравится вариант «Бельских просторов».
Вот сколько всего наговорил, но только теперь подошёл к сути дела. А не согласен я с Анкудиновым в отношении к реализму. Идиотизм всех якобы-театральных подделок под «реалити» (это я не об Ахметзяновой, конечно) заключается именно в попытке перенести на условную сцену некий фрагмент жизни в соотношении 1:1. Между тем, жизнь протекает в куда больших пространствах и не может быть втиснута ни в 150, ни в 300 квадратных метров, как слон не влезает в аквариум. Надо быть очень наивным человеком, чтобы этого не понимать; впрочем, одной наивности тут мало, надо ещё и о театре не ведать ровным счётом ничего. Задача драматурга – создать своего рода «концентрат»; это же относится и к быту. Даже если действие происходит в комнате, загромождать сцену сверх необходимости, мягко говоря, смешно, а уж если вне помещения…
«Утиную охоту», которую вспомнил Анкудинов, конечно, можно (но не обязательно) трактовать (и ставить) в реалистическом ключе, но Вампилов вовсе не пытался написать «пьесореалити»; уж он-то понимал, что для сцены нужен специальный концентрат. Увы, современные авторы (и в особенности связанные с «новой драмой») не понимают этого напрочь. Так что ничего странного в их ошибках нет: они (самые честные из них) пытаются засунуть жизнь на сцену, как слона – в аквариум.
Слон не лезет, аквариум разбивается, о театре можно забыть.
А тем, кто умеет делать живого слона под размер аквариума, не страшен ни реализм, ни его отсутствие. Скажете, такого слона сделать невозможно? Ну, нам с вами, разумеется, невозможно, этим-то мы и отличаемся от драматургов.
А вы как думали?
Subscribe

  • 2021: 23 – 31 августа

    dik_dikij и poziloy Прощаемся с летом. 23 августа 2021 года умер Гоча Ломия. « Ломия... знаком советскому зрителю по своему экранному дебюту – в…

  • 2021: 12 – 22 августа

    dik_dikij и poziloy Продолжаем свою припозднившуюся «летопись». 12 августа 2021 года умерла Уна Стаббс. « Стаббс в Британии была известна как…

  • Год назад: 2020, 8 – 19 сентября

    dik_dikij и poziloy Ещё 12 дней прошлой осени. 8 сентября 2020 года умерла Нафисет Айтекова-Жанэ. « В 1961 году пришла на работу в Краснодарский…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments