dik_dikij (dik_dikij) wrote,
dik_dikij
dik_dikij

Category:

Pro memoria – 93, часть первая

dik_dikij и poziloy

175 лет назад, 29 января (10 февраля) 1837 года, умер от дуэльного ранения Александр Пушкин. Его, как и Достоевского, тоже надо бы было на особицу вынести, хотя, впрочем, тут и сказать-то нечего, кроме канонического: «Ай, да Пушкин! Ай, да сукин сын!». Заметьте, он не говорил «Наше всё», но использовал совсем другое словосочетание.
И ещё немного цитат. «Вот пример настоящей удачливости... какой бы шаг он ни сделал в жизни, что бы ни случилось с ним, все шло ему на пользу, все обращалось к его славе! Но что он сделал? Я не понимаю... Что-нибудь особенное есть в этих словах: "буря мглою..."? Не понимаю!.. Повезло, повезло!.. стрелял, стрелял в него этот белогвардеец и раздробил бедро и обеспечил бессмертие...» Рюхин, конечно, злобствует, но отчасти-то он прав: «Александру Сергеичу хорошо! / Ему прекрасно! / … / Очень вежливы и тихи, / делами замученные, / жандармы его стихи / на память заучивали! / Даже царь приглашал его в дом, / желая при этом / потрепаться о том о сем / с таким поэтом. / Он красивых женщин любил / любовью не чинной, / и даже убит он был / красивым мужчиной. / Он умел бумагу марать / под треск свечки! / Ему было за что умирать / у Черной речки» (Б.Окуджава).
Кстати, у того же Окуджавы: «А все-таки жаль, что нельзя с Александром Сергеичем / Поужинать в "Яр" заскочить хоть на четверть часа...» Ну, что за метафора – точнее, что за литота? За четверть часа никак не управиться – ни тебе выпить, ни закусить... Вот вечерок бы посидеть – это да.

9 февраля 1944 года умер Николай Черкасов-Сергеев – Николай Петрович Черкасов, не путать с легендарным Николаем Константиновичем. Не князь Александр Невский и не царь Иван Грозный, но генералиссимус Александр Суворов из фильма 1940 года. И, между прочим, лауреат Сталинской премии именно за эту роль. Кстати, если уж на то пошло, именно Николая Петровича надо называть Николаем Черкасовым-I, он старше однофамильца и тёзки на 19 лет. Впрочем, однофамильца ли? По некоторым сведениям, Н.П.Сергеев взял фамилию матери как сценический псевдоним – он же не знал наперёд про будущего Князя/Царя/Паганеля/Дон Кихота. Но ручаться, что Черкасов – псевдоним Сергеева, мы не рискнём, слишком мало удалось найти в Сети материалов об исполнителе роли Суворова, слишком противоречивы данные, даже же по поводу его смерти существуют две версии. Да и без путаницы с киноролями не обошлось – вроде бы, сейчас принято считать, что небольшие роли в «Человеке с ружьём» и в «Минине и Пожарском» сыграл Николай Константинович, а в «Боевом сборнике № 10» («Бесценная голова») и в «Дороге к звёздам» снимался Николай Петрович. Кроме того, Черкасова-Сергеева можно увидеть в фильмах «Джульбарс» (Проводник Шо-Мурад) и «Непобедимые» (Пётр Родионов, отец главного героя).
А вот о сценических работах Черкасова-I никакой конкретной информации, к сожалению, найти не удалось.
Отрывки из фильма «Суворов» – http://www.youtube.com/watch?v=_Ya4qoHy_s8.
Н.П.Черкасов (Сергеев), 16.02.1884 – 09.02.1944


9 февраля 1960 года умер Александр Бенуа – художник, основной теоретик «Мира искусства», иллюстратор, театральный художник-постановщик. Едва увидев «Чёрный квадрат» (в 1915 году), он мгновенно «въехал» в ситуацию: «Несомненно, это и есть та икона, которую господа футуристы ставят взамен Мадонны... Черный квадрат в белом окладе – это один из актов самоутверждения того начала, которое имеет своим именем мерзость запустения и которое кичится тем, что оно через гордыню, через заносчивость, через попрание всего... нежного, приведет всех к гибели...» (http://www.kazmalevich.info/stati/tchernyjsuprematitcheskijkvadratanalizkartinymalevitcha.html). На что К.Малевич, как и следовало ожидать, ответил чем-то вполне в стиле грядущей Е.Дёготь (типа, вы все дураки, а я д'Артаньян).
Да хрен с ними, с постмодернистами, вернёмся лучше к семейству Бенуа; как известно, одним художником Александром всё отнюдь не ограничилось.
Так, его старший брат Леонтий Бенуа (умер 8 февраля 1928 года) пошёл по стопам отца, стал архитектором и спроектировал, в частности, западный корпус Русского Музея.

9 февраля 1981 года умер Уилльям Джон Клифтон Хэйли (Билл Хэйли), один из «отцов-основоположников» рок-н-ролла. Вот она, точка отсчёта, «Rock Around The Clock» – http://www.youtube.com/watch?v=-mZLpDuuf40.

9 февраля 1984 года умер Юрий Андропов. Был такой период в отечественной истории, относящийся скорее к смежной дисциплине – геронтологии.

9 февраля 2006 года умер Виктор Тарасов. Почти полвека он был ведущим актёром Белорусского театра Янки Купалы, играл, в частности, Городничего, Нехлюдова, Барона, Зилова. А ещё на счету актёра – более 50 киноролей, в том числе Желябов («Софья Перовская»), Николай II («Крушение империи»), Александр Николаевич («Государственная граница» – отец главной героини). И главные роли – в основном, в белорусских фильмах («Водитель автобуса», «Мудромер», «Чёрный аист»).
В «Мудромере» Тарасов сыграл Министра согласований – http://video.mail.ru/mail/nina-1945/14189/13827.html (смотрите с 4-й минуты).
В.П.Тарасов, 29.12.1834 – 09.02.2006


29 января (10 февраля) 1881 года родился Борис Зайцев. Совсем недавно мы вспоминали, как он на склоне лет иронизировал: «меня как-то спросила здесь [т.е. во Франции] дама: а Вы не были знакомы лично с Достоевским? Ответил ей: нет не был, родился в ночь, когда он умер».
И ещё одно его высказывание вспомнили тоже: «Не забывайте, что дурное дурно».

29 января (10 февраля) 1890 года родился Борис Пастернак. Мы однажды написали: «Великий поэт, тут не поспоришь» (http://dik-dikij.livejournal.com/293026.html). А кто, собственно, спорит? «Мело весь месяц в феврале, / И то и дело / Свеча горела на столе, / Свеча горела». Или так: «Февраль. Достать чернил и плакать! / Писать о феврале навзрыд, / … / И чем случайней, тем вернее...»

10 февраля 1898 года родился Ойген Бертольд Фридрих Брехт. Хочется всё-таки надеяться, что о нём мы тоже когда-нибудь что-нибудь напишем. Но не сейчас, увы...

28 января (10 февраля) 1903 года родился Матвей Блантер, «автор музыки к легендарной «Катюше». Всё остальное, не в обиду будь сказано, воспринимается почти «довеском». А всё остальное – это, между прочим, «В лесу прифронтовом», «От Москвы до Бреста» (Песенка военных корреспондентов), «Враги сожгли родную хату», «Летят перелётные птицы» и даже «Футбольный марш»» (http://dik-dikij.livejournal.com/363181.html).
Давайте тогда уж и это повторим: «Катюша», слова М.Исаковского, музыка Блантера, поёт Т.Синявская – http://video.mail.ru/mail/dialit2005/705/711.html.

28 января (10 февраля) 1911 года родился Мстислав Келдыш, президент Академии Наук, участник атомной и космической программ. Как вспоминал
академик Б.Черток (http://www.nkj.ru/archive/articles/19175/), в 1960 году Келдыш был привлечён к подготовке запуска спутника на Марс. «Был такой тяжёлый прибор, спектрорефлексометр, который в случае удачного, близкого пролёта по идее должен был показать, есть ли там, на Марсе, вода, а тем самым – есть ли жизнь на Марсе? Если снять с борта этот прибор, то во многом теряется не только смысл самого пуска. Келдыш говорит Королёву: «Это ещё и страшный удар для профессора Лебединского, который много сил вложил в создание этого прибора. Я не могу выходить с таким предложением. Но есть идея»…
Он приглашает профессора Лебединского и объясняет, что сейчас положение с весами исключительно трудное. Поэтому есть предложение: снять с борта космического аппарата прибор, организовать для его включения эквивалент всего того, что стоит на борту, поставить в степи радиотелеметрическую систему такого же типа и таким способом проверить, что будет записано прибором в казахской степи, в километре от нашей базы...
Вывезли радиотелеметрическую систему, спектрорефлексометр, записали, обработали результаты. Получилось – «нет жизни на Земле». «Ну, раз такое дело, – говорит Келдыш, – мы снимаем ваш прибор с борта». Таким образом, по предложению Келдыша мы выиграли 12 килограммов. Правда, пуск по Марсу не удался по другим причинам
».
Жаль, что результаты этого эксперимента в СССР засекретили, и о том, что никакой жизни на Земле нет, мы узнали со временем эмпирическим путём (а попросту – на своих шкурах).

10 февраля 1919 года родился Александр Володин (Лифшиц). «Кроме пьес, сценариев и стихов, есть у него ещё и записки. Не мемуары, не дневники, не воспоминания даже – «Записки нетрезвого человека» (http://lib.rus.ec/b/62082/read). И вот как они начинаются: «Все с ума посходивши. Все с ума посходивши. Все с ума посходивши. Все посходивши с ума. Проба пера.
Рыба теперь гниет не только с головы, но и с хвоста.
Все больше вампиров, все меньше доноров, нехватка крови...
Время – само время насколько стало умней! Так высветило нашу глупость....
За другие государства не стыдно, они не наши, а за это стыдно, потому что оно наше, и все, что оно делает, – это как бы мы делаем»
» (см. http://dik-dikij.livejournal.com/178300.html).

10 февраля 1933 года родился Михаил Рощин (Гибельман). «Он родился в 1933 году – то есть, как ни крути, был из поколения «шестидесятников».
Он стоял у истоков «новой драмы», но некоторые её проявления привели его в ужас.
У него было больное сердце – во всех смыслах этого словосочетания.
Он был честным человеком
» (http://dik-dikij.livejournal.com/122875.html).

10 февраля 1938 года родился Георгий Вайнер. «Своего брата Аркадия он пережил на четыре года с небольшим, но в нашем сознании братья неразделимы. И мы повторим то, что писали в апреле об Аркадии Вайнере: «Братья Вайнеры... были чуть ли ни самыми читаемыми детективщиками страны; многие их книги экранизированы, и тут в первую очередь нельзя не назвать «Место встречи изменить нельзя». «Причастность» братьев к триумфу этого фильма отрицать столь же невозможно, как изменить место встречи с бандой «Чёрная кошка»»» (http://dik-dikij.livejournal.com/299758.html).

10 февраля 1755 года умер Шарль-Луи де Секонда, барон де Ля Бред и де Монтескьё. «Ему принадлежит известная фраза: «Нет ничего досаднее, чем видеть, как удачно сказанное слово умирает в ухе дурака, которому ты его сказал». А если учесть, как часто мы все оказываемся дураками... да ещё и вспомнить, что у человека целых два уха... Господи, сколько слов умерло понапрасну.
Ничего страшного, язык, что твой папа Карло, новые настрогает – тем более, язык у нас без костей
» (http://poziloy.livejournal.com/40163.html).
И ещё: «Всякий человек, обладающий властью, склонен злоупотреблять ею». А вы говорите, «Персидские письма»...

29 января (10 февраля) 1891 года умерла Софья Ковалевская. «Высокая математика не мешала ей любить литературу, но помогала формулировать закономерности. Вот отрывок из очерка «М. Е. Салтыков (Щедрин)» – отклика из Парижа на смерть великого нашего сатирика (http://az.lib.ru/k/kowalewskaja_s_w/text_0050.shtml): «Иногда неудачные годы идут подряд – одно лето, другое, третье, пятое.... Наконец, наступает хороший год, когда дожди падают в изобилии. Тогда земля обнаруживает мощь и плодородие изумительное...Коротко говоря, урожай одного счастливого года вполне вознаграждает земледельца за все потери долгих неудачных годов.
Если проследить различные периоды развития литературы в России, то, кажется, действительно можно установить явление того же порядка. Ее история в нашей стране еще не слишком длинна. Она едва насчитывает два столетия. Тем не менее, всякий, изучающий эту историю на протяжении столь короткого времени, не может не быть поражен контрастом между эпохами великой скудости и поражающим плодородием».
Так что Ковалевская писала не только научные труды, но и многое другое, включая даже пьесу «Борьба за счастье» на шведском языке (последние годы жизни наша соотечественница преподавала в Стокгольмском Университете)
» (http://dik-dikij.livejournal.com/212951.html).

10 февраля 1923 года умер Вильхельм Конрад Рёнтген (Рентген – это по-нашему). Говорят, один небезызвестный русский царь задолго до открытия рентгеновских лучей говорил: я вас, бояре, насквозь вижу. А потом то ли бояре пошли какие-то непрозрачные, то ли немцы просто так замутили что-то... в общем, с некоторых пор человеков можно рассматривать на просвет на сугубо научной основе.

10 февраля 1932 года умер Ричард Горацио Эдгар Уоллес. Этот чрезвычайно плодовитый писатель считается отцом жанра «триллер». О матери Триллера Эдгаровича известно мало – видимо, она настолько страшна, что никому (кроме Уоллеса) не показывалась.

10 февраля 1979 года умерла Татьяна Барышева. Она была киноактрисой небольших ролей – Зубная врачиха в «Подкидыше», Помощница профессора Ершова в «Сердцах четырёх», Врачиха в «Сыне полка». После 50 перешла на роли возрастные – начиная с Бабушки в «Первокласснице»; потом были ещё Бабушка («Королевство кривых зеркал»), Повариха («Добро пожаловать, или Посторонним вход восрещён»), Сваха («Морозко»)... в общем, наверняка вы её где-нибудь видели. А вот из ролей покрупнее можно назвать, пожалуй, лишь Каурову в «Завтраке у предводителя» (фильм-спектакль Театра-студии киноактёра).
Бабушка Оли из «Королевства кривых зеркал» –http://video.yandex.ru/users/v3834400/view/1439/# (смотрите с 5-й минуты).
Т.С.Барышева, 31.12.1896 – 10.02.1979


Пожалуй, на сегодня достаточно.
Subscribe

  • Вынужденное

    Алексей Битов (poziloy) Очень не хотелось снова писать про всю эту ковидно-вакцинную вакханалию, но деваться, повторю, некуда. Хотя прекрасно…

  • Мастер, Маргарита и немного футбола

    Алексей Битов (poziloy) « Смотреть матч по телевидению все равно, что изучать животное по скелету. Все вроде бы ясно, а теплого и трепетного…

  • 2021: 1 – 15 ноября

    dik_dikij и poziloy Юрий Клепиков, Геннадий Чихачёв, Виктор Коклюшкин и другие. 1 ноября 2021 года умер кинодраматург Юрий Клепиков – сценарист…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments