dik_dikij (dik_dikij) wrote,
dik_dikij
dik_dikij

Pro memoria – 90, часть четвёртая

dik_dikij и poziloy

Начнём с человека, которого вспоминают редко, а мы этого до сих пор не делали и вовсе никогда. Исправляемся.

20 января (2 февраля) 1900 года родился Анатолий Головня. Отечественная операторская школа подарила мировому кино столько ходов и находок, как, может быть, ни одна другая. Подчеркнём: речь не о технических, а именно об авторских находках; наверное, то, что мы привыкли не полагаться на чудо-технику, а добиваться результата своими руками и головой, сыграло в наших прорывах отнюдь не последнюю роль. И ещё: наши лучшие операторы были не просто высококвалифицированными специалистами при режиссёрах, но полноправными соавторами этих режиссёров. Иногда складывались прочные режиссёрско-операторские дуэты, и одним из самых знаменитых стал дуэт В.Пудовкин – А.Головня. Всего, включая короткометражки, Головня снял 15 художественных фильмов, и 11 из них – совместно с Пудовкиным. А среди этих работ – «Шахматная горячка», «Мать». «Конец Санкт-Петербурга», то есть самые знаменитые, по существу, картины Пудовкина. Интереса ради отметим ещё нескольких режиссёров, с которыми Головня сделал по одному фильму: Я.Протазанов («Человек из ресторана»), Ф.Оцеп («Живой труп»), В.Петров и Ис.Анненский («Неуловимый Ян»). Да, совместное «детище» Петрова и Анненского, мягко говоря, не произвело особого фуррора, но тут загвоздка не в операторе, а, скорее, в неполной совместимости сорежиссёров.
И повторим ещё раз: свои главные фильмы Головня сделал с Пудовкиным, а Пудовкин – с Головнёй.
Вот что писала о знаменитом операторе М.Голдовская: «Любимый вид света у Головни – верхний боковой, дающий острый и резкий рисунок, четкую и глубокую светотень. Плоскость кадра никогда не освещается ровным светом – в нем выхвачены пятнами или бликами света отдельные части, создающие необходимый световой акцепт для усиления выразительности актерской игры, для того, чтобы кадр был точно и быстро «прочитан» и понят зрителем...
Пожалуй, основная черта изобразительной манеры А. Головни – экспрессивность
» (http://media-shoot.ru/publ/17-1-0-213).
И ещё из этой же статьи: «Вот, например, что писал Пудовкин в журнале «Советский экран» в 1927 году (№ 46) о съемках фильма «Конец Санкт-Петербурга»: «Головня, по-моему, нашел очень интересные приемы для вскрытия внутреннего значения кадра. Одним из таких приемов является «ненормальное» положение съемочного аппарата. Все куски, в которых мы старались добиться динамической насыщенности, мы снимали криво, косо, почти выворачивая при помощи аппарата материал наизнанку. Специалисты, приходившие на съемку и видевшие Головню сидящим на земле и вывернувшим голову, чтобы смотреть в глазок неистово перекошенного и заваленного аппарата, иронически улыбались, считая это изыском либо недопустимым чудачеством».
Цитирует Голдовская и самого Головню: «В автобиографической книге «Экран – моя палитра» (1971 г.) он пишет: «Мне и сейчас кажется, что точный ракурс и строгое построение света – самое существенное из того, что мне удалось сделать в операторском искусстве». И там же: «Чувство света и ракурса является основой операторского живописного искусства» ».

2 февраля 1889 года родился Жан Жозеф Мари Габриэль де Латр де Тассиньи. Такое имя трудно выговорить и почти невозможно запомнить. Да и носить его, полагаем, нелегко, но маршал справился. Судя по послужному списку, он был храбрым офицером, получал не только боевые награды, но и боевые ранения; одно из них, если верить Википедии, – от удара немецким копьём в 1914 году (в то время конные копейщики ещё не уступили место танковым колоннам). Но это всё – не главное, главное произошло в ночь с 8 на 9 мая 1945 года: де Латр де Тассиньи, тогда ещё генерал армии, от имени Франции подписал акт о безоговорочной капитуляции Германии.

20 января (2 февраля) 1904 года родился Валерий Чкалов. « «Что ни говори, для многих он олицетворял русский характер» (http://dik-dikij.livejournal.com/176950.html). Признаём, что допустили неточность: не «олицетворял», а олицетворяет, сколько бы лет ни прошло со дня его гибели» (http://dik-dikij.livejournal.com/429120.html).

20 января (2 февраля) 1914 года родилась Галина Сергеева. «В 20 лет она сыграла главную роль в фильме М.Ромма «Пышка» – и, как принято говорить в таких случаях, «проснулась знаменитой». Потом – ещё несколько киноролей, и всё, Сергеева осталась невостребованной. Считается, что её типаж («французский», как тогда говорили) не вписался в стереотипы советского кино. Зрители ещё увидели её в «Актрисе» (в дуэте с Б.Бабочкиным), и на этом кинокарьера Сергеевой, увы, завершилась (в 29 лет). В театре не сложилось тоже, но «Пышка» – осталась» (http://dik-dikij.livejournal.com/208200.html).
Впрочем, сама Сергеева, по свидетельству знавших её людей, больше всего ценила свою работу в фильме «Актриса». Быть по сему – «Актриса», куплеты Периколы, http://video.mail.ru/mail/molnia1994/524/75.html.
Г.Е.Сергеева, 20.01(02.02).1914 – 01.08.2000


2 февраля 1921 года родился Григорий Пономаренко. Вспомним песни «Не жалею, не зову, не плачу...» и «Отговорила роща золотая...»; чьи слова, даже напоминать не надо, а музыку к ним написал Пономаренко.
А ещё одну песню не грех вспомнить отдельной строкой; тут, правда, слова написал не Есенин, но музыка-то всё равно Пономаренко! «Оренбургский пуховый платок» – http://www.youtube.com/watch?v=beyzzQy1huw (поёт Л.Зыкина).

2 февраля 1927 года родился Стэнли Гаецки, или Стэн Гетц, знаменитый джазовый саксофонист,«The Sound».

21 января (2 февраля) 1881 года умер Алексей Писемский. «А как смешно звали Писемского: Алексей Феофилактыч!» (Чехов, «Ионыч»).

20 января (2 февраля) 1907 года умер Дмитрий Менделеев. Тот, кто изобрёл водку (шутка). Тот, кто на досуге клеил чемоданы (шутка, но с некоторой долей правды). А если серьёзно? XX век отстоит от нас совсем недалеко, охватить его взглядом с такого расстояния вряд ли возможно. А век XIX – очень даже возможно. И отчётливо видно, что над всей русской наукой того столетия возвышаются две фигуры – Лобачевский и Менделеев. Надеемся, это очевидно.
И ещё одно: «не могу не высказаться, заметив – без всяких уступок и в явном противоречии с социалистами, коммунистами и всякими иными политиканствующими, – что суть дела, по мне, вовсе не в общественно-политических строях и передрягах, а в таком явном умножении народонаселения, которое уже не укладывается в прежние сельскохозяйственно-патриархальные рамки, создавшие Мальтусов да требующие войн, революций и утопий. Для меня высшая или важнейшая и гуманнейшая цель всякой “политики” яснее, проще и осязательнее всего выражается в выработке условий для размножения людского» (Менделеев, «К познанию России», 1906 год; цитируем по http://magazines.russ.ru/novyi_mi/1994/6/publ.html). Как у нас нынче с этим дело обстоит, не подскажете?

2 февраля 1924 года умерла Мария Кривополенова, «знаменитая сказительница. Она считается последней исполнительницей скоморошьих сказов и былин. «Русский Север – это был последний дом, последнее жилище былины. С уходом Кривополеновой совершился закат былины и на Севере. И закат этот был великолепен», – писал о Кривополеновой Б.Шергин (цитируется по http://bibliotekar.ru/rusPovetkin/9.htm). Немного подробнее о Кривополеновой можно прочитать на http://writers.aonb.ru/map/pin/krivopolenova.htm, а текст одной из былин, которые она исполняла («Вавило и скоморохи»), выложен на http://www.pagan.ru/lib/books/pesni/byliny/05-skomoroh/wawiloiskomorohi11.php» (http://dik-dikij.livejournal.com/251171.html).

2 февраля 1925 года умер Прохор Горохов. «Во-первых, судя по всему, он был первым русским стихотворцем, которому довелось поработать истопником. А во-вторых, слова известной песни «Бывали дни весёлые» написал именно он. Хотя в оригинале строчка звучала немного по-другому: «Бывало, в дни весёлые», но «песенный» вариант, безусловно, лучше» (http://dik-dikij.livejournal.com/333808.html).

2 февраля 1939 года умер Владимир Шухов. Через 36 дней гиперболоидная башня инженера Шухова на Шаболовке испустила первый смертоносный телелуч. Потом в Москве появился гиперболоид больших размеров, а по другим городам и весям выросли башни аналогичного назначения. Вместо «Гиперболоида» писателя А.Толстого началась совсем другая фантастика, более современная – см. «Обитаемый остров» братьев Стругацких, только инопланетянин по имени Мак Сим никак не может добраться до Центра, сеансы продолжаются, и, пока одни сограждане впадают в экстаз, другие, массаракш, испытывают нестерпимую головную боль.

2 февраля 1940 года погиб Всеволод Мейерхольд. О нём мы вспоминали, понятное дело, не единожды, не приводить же цитаты километрами. Может быть, наиболее любопытным был пост годичной давности о двух антагонистах – Мейерхольде и С.Эйзенштейне (http://dik-dikij.livejournal.com/207732.html). Сегодня, пожалуй, ограничимся ссылкой да маленькой смешной деталью: «в 1902 году Мейерхольд ушёл из МХТ и создал свою труппу, которая, как это ни смешно сейчас звучит, называлась «Товарищество новой драмы». Боюсь, маэстро вкладывал в это словосочетание несколько иное содержание, чем... не будем лишний вспоминать кое-кого, отдохнём».
Действительно, не надо бы тревожить тень Мейерхольда всуе...

По официальной версии, 2 февраля 1942 года умер (или всё-таки погиб?) Даниил Хармс (Ювачёв). О нём мы вспоминали немного пореже, но тоже неоднократно последний раз – в самом начале этого года (http://dik-dikij.livejournal.com/441439.html). А однажды до этого выложили миниатюру Хармса и сегодня, пожалуй, рискнём это повторить.
Итак: «На сцену выходит Петраков-Горбунов, хочет что-то сказать, но икает. Его начинает рвать. Он уходит. Выходит Притыкин.
Притыкин: Уважаемый Петраков-Горбунов должен сооб… (Его рвет, и он убегает).
Выходит Макаров.
Макаров: Егор… (Макарова рвет. Он убегает.)
Выходит Серпухов.
Серпухов: Чтобы не быть… (Его рвет, он убегает).
Выходит Курова.
Курова: Я была бы… (Ее рвет, она убегает).
Выходит маленькая девочка.
Маленькая девочка: Папа просил передать вам всем, что театр закрывается. Нас всех тошнит.
Занавес
».
Как видите, речь снова идёт о всё той же «новой драме».

2 февраля 1969 года умер Уильям Генри Пратт, или Борис Карлофф, или Франкенштейн. «Карлоффа иногда считают потомком выходцев из России, но это не так – он был чистокровным англосаксом. Тогда почему Карлофф? А Франкенштейн его знает; хотели бы предположить, что в честь Карла Маркса, но не осмелимся. Хотя и в самом деле – ну, не Фридрихофф же? Короче, Франкенштейн – он и в Африке Франкенштейн, а в Америке и подавно, и далеко не все монстры – славяне. К тому же не будем забывать, что Карлофф играл не только монстра, но и оживших мертвецов, включая мумий, а они тоже не только у нас встречаются, но и кое-где ещё» (http://dik-dikij.livejournal.com/411194.html).

2 февраля 1970 года умер Бертран Артур Уилльям Расселл. Между прочим, он был одним из первых, кто увидел в большевизме новую религию с такими непременными атрибутами, как догмы и Священное писание.
А вот, что ещё говорил Расселл о политике и не только о ней.
«Путь от амебы к человеку казался философам очевидным прогрессом – хотя неизвестно, согласилась бы с этим мнением амеба».
«Всемирная история есть сумма всего того, чего можно было бы избежать».
«Полезно время от времени ставить знак вопроса на вещах, которые тебе давно представляются несомненными».
«Умереть за свои убеждения – значит придавать слишком большую цену предположениям».
«Стремление к власти порождено страхом. Те, кто не боится своих соседей, не видит необходимости властвовать над ними».
«При демократии дураки имеют право голосовать, при диктатуре – править».
«Наш страх перед катастрофой лишь увеличивает ее вероятность».
«Не многие могут быть счастливы, не испытывая ненависти к другому человеку, нации, вероисповеданию».
«Даже если все держатся одного мнения, все могут ошибаться».
«Люди ненавидят скептиков гораздо больше, чем они ненавидят страстных защитников мнений, враждебных их собственным».
«Как это ни грустно, люди соглашаются лишь с тем, что их, по существу, не интересует».
«Никто не сплетничает о тайных добродетелях других людей».
«Некоторые дети имеют привычку мыслить – одна из целей образования состоит в том, чтобы избавить их от нее».
«Диагностика достигла таких успехов, что здоровых людей практически не осталось».
И, наконец, знаменитое: «Во всей вселенной пахнет нефтью».

2 февраля 1986 года умер Георгий Тусузов (Геворк Тусузян), «прослуживший в Театре Сатиры более 50 лет. Среди множества сыгранных им ролей не было ни одной главной, но он был легендой этого театра. Говорят, Папанов как-то пошутил: «Не страшно умереть – страшно, что за гробом пойдет Тусузов!» (а ведь Тусузов был старше Папанова на 31 год). Секрет долголетия «старейшина» объяснял так: «Я никогда не делал зарядку, никогда не был женат и никогда не обедал дома!». Тем не менее, главной роли Тусузов так и не дождался – ни в театре, ни на телевидении (ну да, пан Пелусевич в «Кабачке 13 стульев»), ни в кино. Впрочем, одну его киноработу, наверное, вспомнят многие – в фильме «Корона Российской империи, или Снова неуловимые» Тусузов был экскурсоводом («Иоанн родил Иакова» и так далее); роль эту актёр сыграл в год своего 80-летия. Такой вот «рыцарь маленькой роли», как его называли» (http://dik-dikij.livejournal.com/208200.html).
Тусузов в фильме 50-летней давности «Короткие истории» (новелла «Вопрос о лопнувшей трубе») – http://www.youtube.com/watch?v=rmsG3A-DujE (Демагог на совещании, смотрите с самого начала).
Г.Б.Тусузов (Г.Л.Тусузян), 28.03.1891 – 02.02.1986


2 февраля 1987 года умер Алистер Маклин. Его остросюжетные романы весьма ценятся в Голливуде, по ним снято более десятка фильмов («Пушки острова Наварон», «Куда залетают орлы» и др.)

2 февраля 1989 года умер Юрий Богатырёв. «У него были роли и в «Современнике», и во МХАТе, но ярче всего в памяти – Богатырёв в фильмах Н.Михалкова: «Свой среди чужих, чужой среди своих», «Раба любви», «Неоконченная пьеса для механического пианино», «Несколько дней из жизни И.И.Обломова», «Родня»... Может быть, кому-то запомнилось что-нибудь другое (например, Ромашка из «Двух капитанов»), но запомнился Богатырёв наверняка» (http://dik-dikij.livejournal.com/210515.html).
О Богатырёве – «Чтобы помнили», http://video.yandex.ru/users/gonch-an/view/198/#.
Ю.Г.Богатырёв, 02.03.1947 – 02.02.1989


На сегодня, наверное, хватит. Нескольких оставшихся лучше присоединить к следующей «группе».
Так и сделаем.
Subscribe

  • Вынужденное

    Алексей Битов (poziloy) Очень не хотелось снова писать про всю эту ковидно-вакцинную вакханалию, но деваться, повторю, некуда. Хотя прекрасно…

  • Мастер, Маргарита и немного футбола

    Алексей Битов (poziloy) « Смотреть матч по телевидению все равно, что изучать животное по скелету. Все вроде бы ясно, а теплого и трепетного…

  • 2021: 1 – 15 ноября

    dik_dikij и poziloy Юрий Клепиков, Геннадий Чихачёв, Виктор Коклюшкин и другие. 1 ноября 2021 года умер кинодраматург Юрий Клепиков – сценарист…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments