dik_dikij (dik_dikij) wrote,
dik_dikij
dik_dikij

… Ещё много-много раз

Алексей Битов (poziloy)

Много-много раз уже доводилось цитировать здесь главу 7 «Театрального романа». Отчего бы не сделать этого снова, но чуточку под другим углом?
Итак.
«А как бы фиксировать эти фигурки? Так, чтобы они не ушли уже более никуда?
И ночью однажды я решил эту волшебную камеру описать. Как же ее описать?
Что видишь, то и пиши, а чего не видишь, писать не следует. Вот: картинка загорается, картинка расцвечивается. Она мне нравится? Чрезвычайно. Стало быть, я и пишу: картинка первая. Я вижу вечер, горит лампа. Бахрома абажура. Ноты на рояле раскрыты. Играют «Фауста». Вдруг «Фауст» смолкает, но начинает играть гитара. Кто играет? Вон он выходит из дверей с гитарой в руке. Слышу – напевает. Пишу – напевает.
Да это, оказывается, прелестная игра! Не надо ходить ни на вечеринки, ни в театр ходить не нужно.
Ночи три я провозился, играя с первой картинкой, и к концу этой ночи я понял, что сочиняю пьесу
».
Есть тут маленький нюанс, обратите внимание. Булгаков задаёт один вопрос: «как?» («Как же ее описать?»), – а отвечает совсем на другой: «что» («Что видишь, то и пиши»). А ответ на первый вопрос возникает, вроде бы, сам собой: «к концу этой ночи я понял, что сочиняю пьесу».
От чего это зависит? Вот стал Максудов первый раз «движущуюся картинку» фиксировать, и получился роман. А во второй раз – вовсе не проза уже, а пьеса.
Может быть, всё зависит от того, как увидеть? Типа, пиши так, как увидел, а более никак, всё определяет тип зрения: драматург смотрит на происходящее с определённой точки (как пулемётчик из дота, что ли); ландшафт перед ним не меняется подолгу, а он караулит, выцеливает. А прозаик – типа, вольный стрелок: пальнул – и сменил позицию; ещё раз пальнул – и ещё раз сменил (или, наоборот, задержался). И оружие у его другое, ведь с пулемётом особо не побегаешь, тяжёлый, гад.
Нет, попадаются, конечно, авторы, которые этого не понимают, но на самом деле не так уж часто. Чаще встречаются другие, здоровые, типа, и бегают они со своими пулемётами, почём зря; только вот, если приглядеться, пулемёты у них не той системы, чаще всего и вовсе пластмассовые. Нет, никакие они не драматурги, конечно, но и не прозаики тоже, а натуральные сценаристы. Планы у них скачут, ракурсы меняются, и очень заметна одна характерная особенность: они не умеют задерживаться на одном месте и передвигаются своими короткими перебежками постоянно.
А если без метафор... Автор, у которого сцена в среднем длится страницу (а то и меньше) – такой же драматург, как я – китайская императрица. Пожалуй, это – один из признаков, по которому можно визуально отличить драматурга от сценариста. Нет, разовые исключения, конечно, возможны, но не более того.
В этом смысле феномен «екатеринбургской школы» поражает. Сам Коляда, при всех своих издержках, конечно же, драматург, а вот его т.н. «ученики» – почти сплошь сценаристы. Даже если у кого-то из них получается протянуть сцену на несколько страниц, планы и ракурсы там всё равно скачут во все стороны – «точка фиксации» отсутствует напрочь. Научить этому, кстати говоря, как я подозреваю, нереально, но можно ведь объяснить хотя бы, чему следует научиться. А так... «Школа Коляды» тем и занимается, что выпускает в основном сценаристов, причём сценаристов плохих (а как Коляда может готовить хороших, если сам он сценариев не пишет?) Попробуйте вульгарно подсчитать, сколько страниц тянется сцена у Коляды, а потом поищите что-нибудь подобное у его учеников – у большинства вообще ничего похожего не найдёте, да и у остальных – от случая к случаю.
А новобранцы... не только «екатеринбургские», понятно... они ведь выросли совсем не на театре, а на кино, а теперь и на ТВ. И теперь они воспроизводят то, к чему привыкли, и не нарочно, а на подсознательном, что ли, уровне. А им, вместо того, чтобы объяснить, в чём ошибка, начинают по-быстрому напяливать на головы самопальные лавровые венки – и этим, разумеется, грешит далеко не только Коляда.
Назойливо повторю ещё раз: тот, у кого иное, не сценическое видение, не может называться драматургом, как человек, не умеющий прицеливаться, не способен стать стрелком (хотя в Голливуде, конечно, всё по-другому). А уж врождённое это видение или приобретённое – другой вопрос. Да в конечном счёте он и не так важен.
Subscribe

  • 2021: 23 – 31 августа

    dik_dikij и poziloy Прощаемся с летом. 23 августа 2021 года умер Гоча Ломия. « Ломия... знаком советскому зрителю по своему экранному дебюту – в…

  • 2021: 12 – 22 августа

    dik_dikij и poziloy Продолжаем свою припозднившуюся «летопись». 12 августа 2021 года умерла Уна Стаббс. « Стаббс в Британии была известна как…

  • Год назад: 2020, 8 – 19 сентября

    dik_dikij и poziloy Ещё 12 дней прошлой осени. 8 сентября 2020 года умерла Нафисет Айтекова-Жанэ. « В 1961 году пришла на работу в Краснодарский…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 10 comments

  • 2021: 23 – 31 августа

    dik_dikij и poziloy Прощаемся с летом. 23 августа 2021 года умер Гоча Ломия. « Ломия... знаком советскому зрителю по своему экранному дебюту – в…

  • 2021: 12 – 22 августа

    dik_dikij и poziloy Продолжаем свою припозднившуюся «летопись». 12 августа 2021 года умерла Уна Стаббс. « Стаббс в Британии была известна как…

  • Год назад: 2020, 8 – 19 сентября

    dik_dikij и poziloy Ещё 12 дней прошлой осени. 8 сентября 2020 года умерла Нафисет Айтекова-Жанэ. « В 1961 году пришла на работу в Краснодарский…