dik_dikij (dik_dikij) wrote,
dik_dikij
dik_dikij

Январские мотивы

Алексей Битов (poziloy)

Сам удивляюсь, какой же я в этом месяце добрый! Ни разу, можно сказать, не наехал на любимых постмодернистов – ну, разве что по мелочи пару раз, а по мелочи, понятно, не в счёт.
Увы, отвлекающий фактор после 4 декабря оказался слишком сильным, и не для меня одного, кстати говоря. Если раньше ссылки на особо выдающиеся программные выступления радетелей «современного искусства» поступали почти бесперебойно, то теперь поток существенно обмелел, да и поступления нередко опять-таки связаны с межвыборной политической ситуацией. Да и хозяин этого журнала, периодически облетающий близлежащее заграничье, возвращается чаще всего с пустыми руками. Либо притаскивает что-то, вовсе уж несусветное, типа статьи некоего Г.Наприенко «Неприятие современного искусства – это неприятие гуманизма» (http://www.openspace.ru/art/events/details/33665). Честное слово, с огромным удовольствием прокомментировал бы, только пусть её кто-нибудь сначала на русский язык переведёт, а то буквы, вроде бы, знакомые, слова – тоже, порой можно даже отдельные предложения разобрать, а воедино не складывается, и всё тут. Такое впечатление, что читаешь письмена, разъеденные желудочным соком крупной акулы, как в «Детях капитана Гранта» («это рыба-молот – вид акул, встречающийся во всех морях и под всеми широтами»). Впрочем, градус широты обозначен весьма чётко: в списке «произведений», без любви к которым не бывает истинного гуманизма, указано «Дерьмо художника» г-на П.Мандзони. Вероятнее всего, в языке, на котором пишет кириллицей г-н Наприенко, слово «гуманизм» имеет иное, не очень привычное нам значение – как, например, в сербском языке «понос» означает не диарею, а «гордость». Так вот, на этой гордой ноте предпочитаю расстаться с г-ном Наприенко и на послание в бутылке... виноват, в баночке... более не отвлекаться.
А что же главный идальго «современного искусства»? Давно ничего о нём не слышал, а в начале января он тоже увлёкся политикой и попытался решить недетскую задачу: как бы и с этими не поссориться, и с теми не разругаться. К сожалению, задача оказалась сложной, пришлось применять допинг, о чём Дон Гельман сам ненароком проговорился: «у меня кажется есть план» (http://maratguelman.livejournal.com/2494689.html). Согласитесь, наличие «плана» многое объясняет: отсюда и «кажется», наверное. Да и с плановыми «красными человечками» пора бы Госнаркоконтролю разобраться, а то они какие-то вялые, право.
А вот ещё один постоянный герой наших публикаций – г.Угаров. Как всегда, восхищается очередным убожеством от Пряжко (а я, как всегда, не верю, что он сам себе хоть сколько-нибудь верит). В свободное от пряжкосозерцания время У. тоже подвизается на политической ниве, причём и там без привычных двойных стандартов не обходится. Осудил, скажем, «наше старшее поколение театра» за то, что оно «молчит», и назвал несколько фамилии: «Табаков, Калягин, Захаров, Волчек, Фоменко и Додин...»; Угарова это не удивляет, но огорчает (http://m-u.livejournal.com/566029.html). Тогда уж Н.Коляду, вошедшего в путинский «штаб», он должен бы вообще заклеймить, как редиску и ренегата; ан нет, сей медицинский факт всего лишь «вызывает тревогу» (http://m-u.livejournal.com/581530.html).
Зато защитники Коляды (те, кто «защищает» его от несуществующей травли) куда более решительны в выражениях: «сегодня Коляде нужна поддержка.
Его решение – это его решение.
Для русского театра, для страны он значит больше, чем сто тысяч блогодрочеров на "честные выборы"
». Хороший термин – «блогодрочеры», но зачем же на этом останавливаться? Отчего бы писателей не переименовать в «книгодрочеров», театральных режиссёров и актёров – в «сценодрочеров», а киношников, скажем, – в «плёнкодрочеров» или «экранодрочеров»? Разве не подходит такое определпение авторам-постмодернистам? Ещё как подходит, сами знаете.
Впрочем, кина не будет; по крайней мере, его разжаловали. Помните, раньше учили, будто «Важнейшим из искусств для нас является кино»? А теперь, когда вместо Маркса-Энгельса пришёл Деррида, а вместо Ульянова-Ленина – и вовсе незнамо, кто, иерархия искусств существенно поменялась. Да вот хотя бы: «тем неожиданнее было увидеть совершенно блестящий текст в самом важном для нашего театра формате – в жанре комикса». Автора называть не буду, а то, чего доброго, зазнается, что его с Ильичом сравнили, и напишет какой-нибудь унылый комикс на тему «Что такое "друзья" народа и как они воюют против социал-демократов?» или «Как нам реорганизовать Рабкрин».
Помнится, комиксы разрешалось читать даже обитателям светлого будущего, запечатлённого Р.Брэдбери более полувека назад. «Когда-то книгу читали лишь немногие – тут, там, в разных местах. Поэтому и книги могли быть разными. Мир был просторен. Но, когда в мире стало тесно от глаз, локтей, ртов, когда население удвоилось, утроилось, учетверилось, содержание фильмов, радиопередач, журналов, книг снизилось до известного стандарта. Этакая универсальная жвачка».
Короче, дело брандмейстера Битти живёт и побеждает, по крайней мере – в одной отдельно взятой стране?
Поживём – увидим...
Даром, что ли, мы дважды подряд в мемориальных постах Ю.Левитанского вспоминали? «– Что происходит на свете? – А просто зима. / – Просто зима, полагаете вы? – Полагаю. / … / – Чем же все это окончится? – Будет апрель. / – Будет апрель, вы уверены? – Да, я уверен».
Вот и я уверен, извиняйте...
Subscribe

  • 2021: 23 – 31 августа

    dik_dikij и poziloy Прощаемся с летом. 23 августа 2021 года умер Гоча Ломия. « Ломия... знаком советскому зрителю по своему экранному дебюту – в…

  • 2021: 12 – 22 августа

    dik_dikij и poziloy Продолжаем свою припозднившуюся «летопись». 12 августа 2021 года умерла Уна Стаббс. « Стаббс в Британии была известна как…

  • Год назад: 2020, 8 – 19 сентября

    dik_dikij и poziloy Ещё 12 дней прошлой осени. 8 сентября 2020 года умерла Нафисет Айтекова-Жанэ. « В 1961 году пришла на работу в Краснодарский…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 2 comments