dik_dikij (dik_dikij) wrote,
dik_dikij
dik_dikij

Category:

Pro memoria – 86, часть третья

dik_dikij и poziloy

5 (18) января 1904 года родился Борис Бабочкин. «Трудно ему пришлось – усы комдива приросли к лицу актёра, казалось бы, намертво. В театре были и Чацкий, и Самозванец в «Борисе Годунове», а в кино после «Чапаева» – большевик и комиссар, герой-майор и генералы, капитан миноносца и командир полка, председатель колхоза и партийный секретарь... Короче, не позавидуешь...
Во всяком случае, ближе к шестидесяти Бабочкину удалось, наконец, вырваться из чапаевского плена (а ведь прославился он в 30). В Малом он и ставил, и играл (Чехов, Горький, Островский), а на телевидении блеснул в роли Николая Степановича («Скучная история» по Чехову)... Пятнадцать лет более-менее нормальной работы, и всё: в 1975-м Бориса Андреевича Бабочкина не стало. «Захлебнулась винтовка Чапаева».
И вот ещё что...: «Чапаев» вышел на экраны в 1935-м, а Сталинскую премию получил только в 1941-м. Сам Бабочкин, общий, вроде бы, любимец, сразу же (в том же 1935-м) стал народным артистом РСФСР, а вот звание народного артиста СССР получил только в 1963-м, пропустив вперёд многих и многих...
Как бы то ни было, слава – всего лишь спутник, и у неё обязательно есть обратная сторона. И она тем больше, чем больше сама слава. А у Бабочкина слава была такой, что большей и быть не может
» (http://dik-dikij.livejournal.com/197395.html).
И ещё раз дадим ссылку – http://video.mail.ru/mail/valenta-don/1441/2845.html («Мой серебряный шар»).
Б.А.Бабочкин, 05 (18).01.1904 – 17.07.1975


18 января 1904 года родился Арчибалд Александер Лич, прославившийся как Кэри Грант. Иногда пишут, что известность ему принесла картина «Сильвия Скарлетт» (1936 год), но, если посмотреть фильмографию, выяснится, что до этого Грант сыграл два десятка экранных ролей, и более половины из них были главными (включая Лейтенанта Пинкертона в экранизации 1932 года «Мадам Баттерфляй»). Как бы то ни было, долгое время «коронкой» Гранта оставались мелодрамы («Она была неправа», «Филадельфийская история», «Только одинокое сердце»). Стоп-стоп-стоп... «Только одинокое сердце» – это уже 1943 год, а к тому времени в кинокарьере актёра наметился «новый поворот»: в 1941-м Грант сыграл главную роль в «Подозрении» А.Хичкока. А потом были «Дурная слава», «Поймать вора» и, естественно, «К Северу через Северо-запад». Вполне возможно, ещё что-то мы упустили, и у Гранта, и у Хичкока достаточно обширная фильмография, но основные «совместные проекты», вроде бы, перечислили; именно в этих проектах актёр запомнился больше всего. После Хичкока единственной, пожалуй, серьёзной работой Гранта стала главная роль в фильме «Шарада» – кстати, это тоже детективный триллер.
Интересная деталь: в «Сильвии Скарлетт» Грант снимался с К.Хепбёрн, а в «Шараде» – с О.Хепбёрн. Но сказать, что путь Гранта в кино протянулся от Хепбёрн до Хепбёрн, конечно, нельзя – актёр был вполне самодостаточен. И ведь не сказать, чтобы он обладал каким-то особым даром перевоплощения – скорее, его выделяла интонация, спокойная, чуть ироничная, переходившая из фильма в фильм. «Отстранённый герой», с лёгким удивлением взирающий на «бури» вокруг, – некогда это амплуа в Голливуде было востребовано не меньше, чем амплуа первого любовника в старом провинциальном театре; к этому амплуа тяготели и Г.Купер, и Х.Богарт, и Г.Пек. Никого не пытаясь умалить, признаем всё-таки, что едва ли не главным олицетворением этого типажа стал для зрителей К.Грант.
О нём – http://video.mail.ru/mail/liliya.ciaika/10566/29384.html («Легенды мирового кино»).
К.Грант (А.А.Лич), 18.01.1904 – 29.11.1986


Они родились в один и тот же день, Бабочкин и Грант. Наш поразнообразнее, конечно, но и у него был свой экранный образ, от которого он редко отходил: свойский мужик, простецкий, но хитроватый. Полная противоположность – герой Гранта: чужой в предлагаемых обстоятельствах, он вынужден играть по непонятным ему правилам, и лишь некоторая отстранённость позволяет ему реагировать, как надо.
Свой и чужой, хозяин и гость, вот так.

Ладно, проехали, пора двигаться дальше.

18 января 1936 года умер Джозеф Редьярд Киплинг (точнее, Joseph Rudyard Kipling). Накануне нового 2011 года один из нас писал: «Он – один из немногих известных мне поэтов, чьи ритмы пробиваются почти через любые переводы; конечно, получается лучше или хуже, но, если не вдаваться в мелочи, мне как-то безразлично, куда ведёт дорога – в Мандалай или в Мандалей. Хотя Мандалей, конечно, люблю больше – там стоянка кораблей, и нет никаких свай, которых, на слух, и быть не должно» (http://dik-dikij.livejournal.com/187228.html). А накануне 2012 года пришлось вспомнить и удава Каа – после того, как одно престарелое пресмыкающееся попыталось загипнотизировать нас с немигающего экрана. Без ссылки на свой пост мы, конечно, никак (http://dik-dikij.livejournal.com/439524.html), но несколько цитат из «Книги джунглей» повторим: «Удав лежал, растянувшись во всю длину на выступе скалы, нагретом солнцем, любуясь своей красивый новой кожей: последние десять дней он провел в уединении, меняя кожу, и теперь был во всем своем великолепии».
«Прошлый раз на охоте я чуть-чуть не упал – чуть-чуть не упал! – нашумел, соскользнув с дерева, оттого что плохо зацепился хвостом. Этот шум разбудил Бандар-Логов, и они бранили меня самыми скверными словами».
«Змея, особенно хитрый старый удав вроде Каа, никогда не покажет, что она сердится, но Балу и Багира заметили, как вздуваются и перекатываются крупные мускулы под челюстью Каа».
«Смотри, человечек, чтоб я не принял тебя за обезьяну как-нибудь в сумерках, после того как я сменю свою кожу».
И, наконец: «Все джунгли будут думать завтра так, как обезьяны думают сегодня».

18 января 1966 года умер Гнат (Игнатий) Юра. Больше режиссёр, чем актёр; можно назвать его знаковой фигурой украинского театра XX века, а можно – неоднозначной. Он играл и Фигаро, и Швейка в собственных постановках, но чаще приходилось ставить А.Корнейчука. Хотя Театр имени Ивана Франко создал тоже он, Гнат Юра.
В кино Юра снимался немного; самая известная роль – Щепкин в «Тарасе Шевченко» (там, где заглавную роль сыграл С.Бондарчук). Согласитесь, роль Щепкина абы кому не доверят.
Среди немногих записанных на плёнку «франковских» спектаклей 1950-х годов – «Мартын Боруля» по пьесе украинского классика И.Карпенко-Карего. Юра един в двух лицах, он и постановщик, и исполнитель заглавной роли. Вот эта запись – http://www.youtube.com/watch?v=Vxbgka9wKEw.
Г.П.Юра, 27.12.1887 (08.12.1888) – 18.01.1966


18 января 1979 года умер Валентин Зубков. «Он снялся в четырёх десятках фильмов, пусть не в самых главных, но в достаточно заметных ролях (хотя бы «плохой» Степан в «Коммунисте» или чекист Лобов в «Таинственном монахе»). Очень часто мы видели Зубкова в военных фильмах – «Летят журавли» (боец Степан, вместе с которым Борис выходит из окружения), «Иваново детство» (капитан Холин), «На войне как на войне» (комполка Басов) » (http://dik-dikij.livejournal.com/281343.html).

18 января 1997 года умерла Светлана Жгун. Везде пишут: «она была одной из самых красивых актрис советского кино 60-х - начала 70-х годов». Вполне вероятно, но лучше бы уточнить датировку: актриса активно снималась с конца 1950-х и до конца 1960-х годов («Повесть пламенных лет», «Большая руда», «Голубая чашка», «Бабье царство», «Директор»). В 1970 годы Жгун в основном снималась в эпизодах: так, промелькнула в качестве пассажирки-попутчицы в поезде у И.Хейфица («Единственная»), а затем на пароходе у М.Захарова («12 стульев»).
В конце 1980-х после 12-летнего перерыва актриса попыталась вернуться в кино, снялась в двух небольших ролях (у Г.Полоки в «А был ли Каротин?» и у В.Кучинского в «Любви с привилегиями»), но на этом всё закончилось.
Да, надо бы отметить, что в 1960-е Жгун несколько лет служила в Малом; самая известная роль, пожалуй – Поликсена в «Правда – хорошо, а счастье лучше».
Заглавную роль в фильме «Жди меня, Анна!» называют одной из лучших киноработ актрисы – http://video.mail.ru/mail/alexeigherman/35991/36694.html (смотрите с 26-й минуты).
С.Н.Жгун, 05.09.1933 – 18.01.1997


19 января 1736 года родился Джеймс Уатт. Видимо, он учёл, что большая часть человеческой энергии обычно уходит в пар и попытался найти этому пару полезное применение. Нашёл; впрочем, КПД созданной им машины оказался не таким уж высоким – в основном всё по-прежнему уходило в пар. Но не будем париться по этому поводу; тем более, сквозь пары пробивается иногда свет электрической лампочки, чья мощность измеряется в Ваттах, названных опять же в честь изобретателя паровой машины, вот ведь оно как.

19 января 1737 года родился Жак-Анри Бернарден де Сен-Пьер. Интересно, что во времена якобинского террора этот французский писатель спокойно заведовал парижским Ботаническим садом; такая вот наглядная иллюстрация к современному значению слова «ботаник».
И ещё. Долго, почти до 50 лет, Бернарден не мог «пробиться» и обеспечить себе нормальную жизнь, но и в этом он находил свои плюсы: «Какие бы ни были перевороты в жизни человека, он не боится уже упасть, когда сидит на нижней ступеньке».

19 января 1809 года родился Эдгар Аллан По. «Иногда его относят к романтикам, что сомнительно. Без сомнения, По оказал огромное влияние на дальнейшее развитие литературы, и не только как один из основоположников детективного жанра.
Многое из написанного По – материализация видений и кошмаров на бумаге. Он писал то, что видел, ничего не выдумывал и не симулировал. Симулянты появились потом, они имитировали всё – от махрового реализма до горячечного бреда.
По к этому непричастен. Не надо заставлять его переворачиваться в гробу
» (http://dik-dikij.livejournal.com/125671.html).
Кстати, о детективном жанре. «Что такое детектив? Понятно, логическая задачка. А теперь вспомним, кто оказался убийцей в рассказе По. Так вот, если рассуждать логически, вывод очевиден: все убийцы произошли от обезьяны, с чем их и поздравляю. Взяли в руки орудие убийства – и произошли. Дедукция, Ватсон, всё элементарно, как и положено...
Увы, занятие оказались увлекательным отнюдь не для всех, и чудаковатых аналитиков потихоньку стали вытеснять атлеты (очередной вариант вечной сказки о кукушонке). Задача зачастую сводится к трёхходовке: пиф – паф – ой-ёй-ёй.
Всё правильно, так и надо воспитывать граждан: подданные должны быть атлетами, но не в коем случае не аналитиками. Недаром Чубайсу-Который-Во-Всём-Виноват принадлежат (или приписываются) такие слова: «В силу специфики нашей политики любая аналитика носит антигосударственный характер». Во-во.
А подданные должны смеяться, если на ком-то лопнули штаны, радоваться, когда им показывают х*й с моста, рыдать над страданиями мексиканских барышень и – главное – никаких анализов, разве что для допинг-теста.
Вместо тестов на сообразительность
» (http://dik-dikij.livejournal.com/266664.html).
Вот такое Nevermore.

19 января 1839 года родился Поль Сезанн. «Он делал своё дело так, как полагал необходимым, и добился своего. Когда его признали, художнику было около 60. Если бы Сезанн хотел признания в 30, скорее всего, он добился бы своей цели, но и позабыли бы о нём столь же быстро» (http://dik-dikij.livejournal.com/384095.html).

7 (19) января 1849 года родился Иван Горелов. В 17 лет он пошёл в актёры, а поскольку отец, уланский поручик, был категорически против («не допущу, чтобы моё имя появилось на сцене, превратилось в побрякушку и трепалось по заборам на грязных афишах»), пришлось взять псевдоним – Владимир Давыдов. Сначала пришлось поколесить по городам и весям, но в 1880-м году Давыдова приняли в Александринский театр, где он прослужил 44 года (с 2-летним перерывом), сыграл Митрофанушку и Городничего, Подколесина и Замухрышкина, Бальзаминова и Подхалюзина, Милонова и Мамаева, Расплюева и Фамусова, Сорина и Чебутыкина, Иванова и Фирса. Кроме того, в 1890-м на домашней сцене Давыдов поставил «Власть тьмы» (запрет на её постановку на императорской сцене был снят только через 5 лет). Но это скорее факт из истории русской драматургии; вернёмся собственно к театру. Об актёрском уровне Давыдова свидетельствует уникальный финал его карьеры. Известно, что каждая из двух наших столиц имела когда-то свою актёрскую школу, а к достижениям другой относилась без малейшего пиетета; «звёздный» статус в Москве не играл роли в Питере и наоборот. Так вот, в 75 лет (!) Давыдов совершил марш-бросок в Первопрестольную и отслужил свой последний сезон Малом театре. Это невероятно, но «В Малом театре он показал Фамусова, Городничего, Расплюева, Кузовкина («Нахлебники»), Оброшенова («Шутники»), Тугоуховского («Горе от ума») и «Матроса» (роль, в которой когда-то потрясал зрителей Щепкин). Игра семидесятипятилетнего «дедушки», как его все называли в театре, сохраняла неувядаемую свежесть мастерства» (http://www.rudata.ru/wiki/%D0%92.%D0%9D.%D0%94%D0%B0%D0%B2%D1%8B%D0%B4%D0%BE%D0%B2). Как хотите, такая характеристика дорогого стоит.
Играл ли Давыдов в кино? Один раз, в 1913 году, у немецкого режиссёра Г.Якоби в мелодраме «Глаза Баядерки». Плюс за 5 лет до этого были сняты на плёнку «отельные сцены» из «Свадьбы Кречинского» – александринского спектакля, где Давыдов играл Расплюева. Так что никакого видео мы вам, увы, предложить не можем.
Зато надо немного сказать о Давыдове как о театральном педагоге. Позволим себе назвать лишь одну его ученицу и одного ученика, этого достаточно. Итак, ученица – В.Комиссаржевская. А ученик – Л.Вивьен, сам воспитавший потом целую плеяду звёзд Александринки. Вот и получается, что Н.Симонов, В.Меркурьев, Ю.Толубеев и многие другие были как бы театральными внуками Владимира Давыдова.
В.Н.Давыдов (И.Н.Горелов), 07(19).01.1849 – 23.06.1925


19 января 1868 года родился Густав Майер, или Майринк. Крупнейший писатель-мистик, автор «Голема», «Вальпургиевой ночи», «Ангела западного окна», он по всем канонам мистики должен был родиться в день рождения Эдгара По; так, собственно, и произошло. А ведь, как написал Майнринк в романе «Белый Доминиканец», «Всякое событие в нашей жизни имеет предназначение, ничего бессмысленного нет». Что ж, придётся исходить из этого.
А напоследок – ещё одна цитата из Майнринка: «властитель мира – сам не более, как жалкое птичье пугало, страшное лишь для трусов, беспощадное к умоляющим его, обладающее тираническою властью над хотящими быть рабами и приписывающими ему венец могущества... Это магическое могущество верующих, которые не могут верить в самих себя, не могут сами пользоваться им, а должны переносить его на фетиш – будь это человек, бог, растение, животное или демон – дабы оно чудесно сияло там, как в зажигательном стекле» (рассказ «Мейстер Леонгард», см. http://majrink-gustav.viv.ru/cont/mayrink/23.html).

Как это ни печально, но мы опять не уложились в три части. Что ж, впереди – часть четвёртая.
Перерыв.
Subscribe

  • 2021: 12 – 22 августа

    dik_dikij и poziloy Продолжаем свою припозднившуюся «летопись». 12 августа 2021 года умерла Уна Стаббс. « Стаббс в Британии была известна как…

  • Год назад: 2020, 8 – 19 сентября

    dik_dikij и poziloy Ещё 12 дней прошлой осени. 8 сентября 2020 года умерла Нафисет Айтекова-Жанэ. « В 1961 году пришла на работу в Краснодарский…

  • Год назад: 2020, 1 – 7 сентября

    dik_dikij и poziloy Воспоминания вслед. В первый день прошлой осени ушли Крапивин, Клюев и Печерникова. А закончилась та первая неделя смертью…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments