dik_dikij (dik_dikij) wrote,
dik_dikij
dik_dikij

Pro memoria – 82, часть первая

dik_dikij и poziloy

К сожалению, мы поторопились попрощаться с декабрём. Грустная новость напоследок: в последний день ушедшего года умерла Елена Доронина. Она служила в Малом театре больше 30 лет, играла во многих спектаклях (список ролей – на http://www.maly.ru/people.php?name=DoroninaE). Да, она не была актрисой первого плана, но и «честь династии» дочь В.Доронина и К.Роек не посрамила.
«Доходное место», Е.Доронина в роли Юленьки – http://www.youtube.com/watch?v=mD6MTC1nUZw (смотрите с 32-й минуты).
Е.В.Доронина, 02.01.1955 – 31.12.2011

В минувший понедельник ей должно было исполнится 57 лет.

Что ж, теперь по порядку.
1 января 1909 года родился Степан Бандера. Украинцы могут относиться к этому человеку, как угодно; у нас нет никакого повода ему симпатизировать, но не очень понятно, чем он заслужил столь озлобленное неприятие у части наших соотечественников: да, была «антимоскальская» риторика, но ведь не более того: Бандера (в отличие, скажем, от Р.Шухевича) никогда не служил ни в СС, ни в гитлеровской армии, а террористическую деятельность вёл в основном против поляков (достаточно вспомнить убийство Б.Перацкого, польского министра внутренних дел). По нашему мнению, в России фигура экс-лидера организации украинских националистов должна вызывать скорее академический интерес, чем политические баталии.

1 января 1919 года родился Джером Дэвид Сэлинджер. Неизбежный вопрос: каким образом роман-бестселлер «The Catcher in the Rye» в русском переводе обратился в «Над пропастью во ржи»? Что у нас за страсть такая – находить пропасти даже там, где их и в помине нет? Впрочем, на вопрос, чем эта книга так притягивает разного рода маньяков и психопатов, ответить не легче.

1 января 1919 года родился Игорь Владимиров. Перед тем, как в 1960 году возглавить Театр Ленсовета, он 10 лет проработал у Г.Товстоногова (сначала актёром в питерском Ленкоме, потом помощником режиссёра в БДТ). Значит ли это, что Владимиров был учеником Товстоногова? Нет, вряд ли, «ученик» не стремился к товстоноговской чёткости сценических решений, скорее даже наоборот – предпочитал, чтобы его актёры на сцене, если воспользоваться замечательной метафорой Ю.Олеши, крутились, как овощи в супе.
Если вспоминать конкретные спектакли, самым знаменитым, наверное, надо назвать «Укрощение строптивой», где блистала А.Фрейндлих. Надо сказать, репертуар Театра Ленсовета владимировских времён выглядел достаточно пёстро – Шекспир, Шоу, Шиллер, Брехт, «Бесприданница», «Преступление и наказание», «Вишнёвый сад» (Владимиров играл Гаева), а также репертуар современный и современный – А.Арбузов, А.Вампилов, А.Володин, Л.Зорин, И.Дворецкий, А.Гельман, М.Рощин, Б.Васильев, А.Галин, Л.Разумовская... А из театральных работ Владимирова-актёра, кроме Гаева, назовём Профессора Преображенского.
Были и кинороли; не то, чтобы слишком много, но были. Дебют состоялся в 1955 году: в «Тайне двух океанов» новичок сыграл Скворешню, старшину подводной лодки и майора Госбезопасности по совместительству. Но амплуа это к Владимирову не прилипло, и сыграл он потом не только Инспектора Лосева, но и, например, Губанова в известном некогда фильме Ю.Райзмана «Твой современник». А последние работы Владимирова на экране – банкир Прозоров в телесериале «Жизнь Клима Самгина» и генерал от литературы Каретников в «Шапке».
Об Игоре Владимирове – http://video.mail.ru/mail/a125.52/2379/26262.html (документальный фильм из цикла «Мастера искусств»).
И.П.Владимиров, 01.01.1919 – 20.03.1999


1 января 1925 года родился Вениамин Баснер, «автор музыки к фильмам «Полосатый рейс», «Тишина», «Звонят, откройте дверь», «Тишина», «Дни Турбиных», «На всю оставшуюся жизнь», «А был ли Каротин?», «Возвращение "Броненосца"» и многим, многим другим» (http://dik-dikij.livejournal.com/350016.html).

1 января 1927 года родился Морис-Жан Берже (Морис Бежар). Сам он на сцене не танцевал никогда, но это не помешало ему стать знаменитейшим балетмейстером второй половины XX века. Те, кто постарше, может быть, помнят, какой фурор вызвали гастроли его балета в Москве в конце 1970-х.
Танго "La cumparsita" (исполняет "Балет ХХ века", хореограф Морис Бежар) – http://video.mail.ru/mail/sidor-57.57/2618/5076.html.

1 января 1930 года родился Анатолий Жигулин. «А на белом песке – Золотая лоза. / Золотая густая Лоза-шелюга. / И соленые брызги Бросает в глаза, / И холодной водой Обдает берега. / … / Только зыбкие тени Развеянных дум. / Только горькая стылая Злая вода. / Ничего не решил Протопоп Аввакум. / Все осталось как было. И будет всегда. / Только серые камни Лежат не дыша. / Только мохом покрылся Кирпичный карниз. / Только белая чайка – Больная душа – / Замирает, кружится И падает вниз» («Соловецкая чайка»).

1 января 1573 года погиб (по другим источникам, умер от ран) Григорий Скуратов-Бельский (Малюта Скуратов). Вот интересно, кем же надо быть, чтобы имя человека оставалось общепризнанным ругальством через сотни лет после его кончины? Ещё одна удивительная деталь: возвышение Малюты историки датируют 1569 годом, то есть ближайшим «сподвижником» царя он был менее 4-х лет, а наворотить успел столько, что мало не покажется. Но и пользу своему благодетелю Малюта и впрямь принёс ощутимую – прикрыл его, можно сказать, своим некрупным телом, и наивные люди, небось, до сих пор верят: царь-батюшка, дескать, хороший был и справедливый, он и не ведал, что творит за его спиной подлец Малюта...
А вот пара любопытных цитат из романа А.К.Толстого «Князь Серебряный»: «В то самое время, как Малюта и Хомяк, сопровождаемые отрядом опричников, везли незнакомца к Поганой Луже... » и «Сейчас встрел я, вон за церквой, Малюту Скуратова да Хомяка... ». Тем, кто простодушно полагает, будто на Болотной и на Сахарова в декабре собирались хомяки, следовало бы давно понять: хомяки всегда заодно с Малютами и разными малютками, и не надо искать Джавдета там, где его заведомо нет.

1 января 1972 года умер Морис Огюст Шевалье. «Шевалье и шансонье – рифма, прямо скажем, не из лучших. Хотя, конечно, посимпатичней, чем палка – селёдка или некоторые иные варианты, встречающиеся в нынешнем, так сказать, стихосложении. Но из палки селёдка всё равно не получится, а вот Шевалье стал одним из лучших шансонье, это известно всем и каждому... Шевалье ведь и в кино снимался, и в немом, и в звуковом, и дома, и в Голливуде. Один из этих фильмов так и назывался – «Плейбой из Парижа». Среди остальных преобладала лирика – «Парад любви», «Люби меня сегодня», «Любовь после полудня», «Любовь по-новому». В перерывах Шевалье сыграл графа Данило в экранизации оперетты Ф.Легара «Весёлая вдова» (сам же и пел, небось) и Паганеля в «Детях капитана Гранта» (если и пел, то хуже, чем наш Черкасов, но тоже хорошо). А ещё в фильмографии Шевалье – «Дыхание скандала»; не исключено, именно по этому поводу шансонье сказал (а не спел) знаменитую фразу: «Раньше нужно было быть знаменитым, чтобы позволить себе закатывать скандалы; теперь нужен скандал, чтобы стать знаменитым». И ещё один афоризм, до кучи: «Старение – не такая уж страшная вещь, если принять во внимание возможную альтернативу»» (http://dik-dikij.livejournal.com/355922.html).

1 января 1974 года умер Павел Суханов. После нескольких сезонов в БДТ он ушёл в Ленинградский театр комедии и стал одним из ведущих актёров (между прочим, у Н.Акимова). Суханов играл Бургомистра в «Драконе» и Короля в «Обыкновенном чуде», сэра Эндрю Эгьючика в «Двенадцатой ночи», Глумова, Ляпкина-Тяпкина... Мало того, он ещё и поставил несколько спектаклей.
Параллельно снялся в трёх десятках фильмов, но в основном в небольших ролях – ведь расцвет Суханова пришёлся на те годы, когда эксцентрическая комедия редко пробивалась на наши экраны, вот и играл он купцов и тому подобных персонажей. Всё же три роли, наверное, выделить можно, хотя главными они не были тоже – Художник Федя (««Новая Москва»), Кузен Бенедикт («Пятнадцатилетний капитан») и, конечно же, Директор цирка («Укротительница тигров»). Помните? «Явились в слоновник с квартальным отчетом! Что, слону на подпись несли, что ли?!» Вот он, Николай Антонович – http://video.yandex.ru/users/circusmania/view/168/# (смотрите с 13-й минуты).
И отрывок из «Новой Москвы» – http://www.youtube.com/watch?v=RnxIS6ESTGI&feature=related; тут Суханов ещё молод, ему и 30 нет...
П.М.Суханов, 22.09.1911 – 01.01.1974


1 января 1984 года умер Алексис Эндрю Николас Корнер, британский рок-музыкант; именно он вывел на широкую публику Мика Джаггера и Роберта Планта.

1 января 1996 года умер Сергей Яковлев. Своего театра этот актёр так и не нашёл, зато в кино снимался весьма активно, на его счету более 70 фильмов. Главных ролей, правда, было не так много, но три из них не назвать попросту нельзя: Художник («Дом с мезонином»)... как ни странно, Ленин («Красная площадь»). Почему странно? Ну, не очень-то и похож, а фильм был снят не абы когда, а к 100-летнему юбилею вождя (1970 год). Тем более, сразу после этого последовала новая главная роль: в сериале «Тени исчезают в полдень» актёр сыграл Устина Морозова, под именем которого скрывается Константин Жуков, враг Советской власти.
Среди других фильмы с участием Яковлева – «Коммунист», «Восхождение» (Староста Сыч), «Хождение по мукам» (1957 год, Василий Рублёв, рабочий и большевик) и «Хождение по мукам» (1974 год, Мамонт Дальский, актёр и анархист).
А вот в «Сталкере» Яковлева нет, но его голосом говорит Профессор (проще говоря, Н.Гринько). Или это голос Мамонта Дальского? Ну, как посмотреть – http://video.mail.ru/bk/down00/109/65.html («Хождение по мукам»-2, 8-я серия, смотрите с 39-й минуты).
С.С.Яковлев, 04.08.1925 – 01.01.1996


1 января 2000 года умер Александр Соловьёв. Ученик А.Гончарова, он, тем не менее, не прижился в Маяковке и ушёл в ЦДТ и сыграл Емелю («Емелино счастье»), Рябцова («Враги»), Себастьяна («Двенадцатая ночь»). Но больше запомнился по кино – «По данным уголовного розыска», «Адам женится на Еве», «Лес» (Пётр Восмибратов), «Борис Годунов» (Отрепьев). И визитная карточка, можно сказать: Красавчик из «Зелёного фургона». Таким мы его и запомнили – http://video.yandex.ru/users/gonch-an/view/627/# (отрывки из фильма).
Всего 10 дней назад, вспоминая Г.Ронинсона, мы отметили, что последний фильм с участием популярного комического актёра назывался «По Таганке ходят танки» – «как нарочно, чтобы подчеркнуть: Ронинсон от Таганки неотделим». Так вот, режиссёром этого фильма был как раз А.Соловьёв; он же и главную роль сыграл. Роли потом ещё были, а вот режиссёрский опыт остался единственным...
А.И.Соловьёв, 19.08.1952 – 01.01.2000


1 января 2004 года умер Евгений Мигунов. В 1940-50-е годы он занимался мультипликацией – сначала как художник («Квартет», «Кто первый?»), а потом и как режиссёр («Знакомые картинки»). А в 1960-е Мигунов сменил профессию – стал известным книжным иллюстратором; достаточно назвать «сериал» К.Булычёва об Алисе и чудесную книжку братьев Стругацких «Понедельник начинается в субботу».

21 декабря 1836 года (2 января 1837 года) родился Милий Балакирев. Он был одни из идеологов «Могучей кучки» и её признанным лидером. Такая группа может быть «могучей» до тех пор, пока остаётся малочисленной, но даже и в этом случае разница в уровнях её участников бросается в глаза.

21 декабря 1883 года (2 января 1884 года) родился Михаил Кедров. Ученик Станиславского, он дебютировал во МХАТе как режиссёр в 1930-е годы. В 1939-м пришёл первый серьёзный успех – Кедров поставил «Тартюфа» (и сам же сыграл главную роль). А когда 1946-м умер И.Москвин, именно Кедров возглавил театр.
Но вот ведь какой парадокс: за годы работы во МХАТе Кедров поставил и «Дядю Ваню», и «Плоды просвещения», и «Зимнюю сказку», и «Ревизора», но только одну из 4-х своих Сталинских премий получил за классику «Плоды просвещения»), а остальные – за спектакли с явным привкусом конъюнктуры (один из них – «Зелёная улица» – называли некогда символом МХАТовского позора).
Конечно, Кедров был фигурой неоднозначной – играл Манилова и Каренина, ставил высокую классику, был страшным перестраховщиком, принял участие в разгроме эфросовских «Трёх сестёр» на Малой Бронной, был любимым учителем у таких разных режиссёров как О.Ефремов и Ю.Любимов.
И всё-таки он смог стать своего рода «связующим звеном» между театром 1920-30-х и новым театром 1960-х.

А закончим первую часть мы грустной новостью, открывающей 2012 год: в ночь с 1 на 2 января умерла Марина Боровская, вдова крупнейшего нашего сценографа Д.Боровского, главная создательница его Музея-мастерской (в конце января исполнится год, как он открылся).
Между прочим, М.Боровская в прямом смысле приложила руку к созданию легендарный «Гамлетовского» занавеса на Таганке: она была его главной «вязальщицей». Судить об этом театральном чуде по видео, конечно, трудно, и всё же какое-то представление получить, наверное, можно – http://video.mail.ru/mail/wladimira80/281/494.html.

Распалась связь времён? Нет, это невозможно.
Продолжение следует.
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • 2021: 23 – 31 августа

    dik_dikij и poziloy Прощаемся с летом. 23 августа 2021 года умер Гоча Ломия. « Ломия... знаком советскому зрителю по своему экранному дебюту – в…

  • 2021: 12 – 22 августа

    dik_dikij и poziloy Продолжаем свою припозднившуюся «летопись». 12 августа 2021 года умерла Уна Стаббс. « Стаббс в Британии была известна как…

  • Год назад: 2020, 8 – 19 сентября

    dik_dikij и poziloy Ещё 12 дней прошлой осени. 8 сентября 2020 года умерла Нафисет Айтекова-Жанэ. « В 1961 году пришла на работу в Краснодарский…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 4 comments