dik_dikij (dik_dikij) wrote,
dik_dikij
dik_dikij

Category:

Pro memoria – 73, часть первая

dik_dikij и poziloy


Опять мы начинаем воскресный «мемориальный» пост в субботу. А вот количество «ссылочников» на сей раз очень большое. Понятно, последний месяц года пошёл, о многих мы уже что-то написали. Но иногда, считаем, не вредно и повторить.

20 ноября (1 декабря) 1792 года родился Николай Лобачевский. На самом деле, его допущение выходит далеко за пределы математики. «В сущности, на что обратил внимание Лобачевский? На то, что мы слишком абсолютизируем свои представления. Мы никогда не видим всю прямую целиком, так из чего же делается вывод, будто это – прямая? Вполне вероятно, тут – видимый нами отрезок окружности бесконечно большого радиуса. Ну, подобно тому, как земля кажется нам куда более плоской, чем она есть на самом деле.
Мы видим только отрезки, ибо всего-навсего наблюдаем небольшой кусок с близкого расстояния. Понятно, что некоторые искривления видны невооружённым глазом, а зигзаг не вправе считаться прямой, как бы он ей ни прикидывался. Ладно, хрен с ними, с зигзагами и искривлениями, о них и так слишком много говорить приходится – куда больше, чем они того заслуживают. Вернёмся на нашу прямую – точнее, на ту часть окружности, которую мы наблюдаем...
А Пятый постулат Евклида – лишь допущение, позволяющее создать элементарную модель (модели всегда упрощают). И этот постулат ни в коем случае не универсален, а посему и недоказуем
» (http://dik-dikij.livejournal.com/165253.html).
И ещё: «Как известно, долгое время считалось, что параллельные линии пересечься не могут. В математике – вполне возможно, они там прямые очень, так что пересекаться повода не было, пока Лобачевский не обратил внимание на их кривизну. А по жизни... по жизни прямых не бывает, здесь возможны любые пересечения, количество не ограничено» (http://dik-dikij.livejournal.com/371289.html).

19 ноября (1 декабря) 1889 года родился Василий Блюхер. Его подноготная стала известна гораздо позже: японский шпион. «А годом ранее – член Специального судебного присутствия Верховного Суда СССР, которое вынесло смертный приговор восьми другим военачальникам РККА» (http://dik-dikij.livejournal.com/398217.html).

19 ноября (1 декабря) 1896 года родился Георгий Жуков. «Воин, пред коим многие пали / стены, хоть меч был вражьих тупей, / блеском маневра о Ганнибале / напоминавший средь волжских степей. / Кончивший дни свои глухо, в опале, / как Велизарий или Помпей / ... / Маршал! поглотит алчная Лета / эти слова и твои прахоря. / Все же прими – их жалкая лепта / родину спасшему, вслух говоря...» (И.Бродский).
Жуков был всего на 7 лет младше Блюхера. Почти одно поколение? Ничего подобного – совсем разные, как ни крути.

18 ноября (1 декабря) 1903 года родился Михаил Царёв. «По большому счёту, открыл его Мейерхольд – о Царёве заговорили, когда он сыграл Армана Дюваля («Дама с камелиями») и Чацкого. А после ТиМа был Малый театр, и в первом же сезоне – снова Чацкий, а через четверть века – уже Фамусов. Всего в Малом Царёв прослужил почти 50 лет, был ведущим актёром; компанию героям «Горя от ума» составили Незнамов и Глумов, Уриэль Акоста и Профессор Хиггинс, Жадов и Макбет, Ростанев и Иванов, Арбенин и Король Лир... так, Фёдора Протасова забыли... Маттиаса Клаузена... нет, проще дать ссылку на http://www.maly.ru/people.php?name=TcarevM, там всё перечислено. А как насчёт директора театра и худрука? Были в репертуаре Царёва и такие роли, но их он играл, скажем честно, с переменным успехом.
С кино намного хуже – исключаем записи спектаклей, и вся фильмография съёживается, как апрельский снег; пожалуй остаются только две довоенные картины – «Гроза» и «Остров сокровищ», где Царёв сыграл соответственно Бориса и Доктора Ливси
» (http://dik-dikij.livejournal.com/394397.html).

1 декабря 1913 года родился Виктор Драгунский; отметим, что некоторые источники датируют это событие днём раньше. Конечно, не суть важно; в порядке бреда предположим, что в России в тот момент уже наступил новый день, а по местному времени (Драгунский родился в Нью-Йорке) было ещё 30 ноября (гонятся они за нами, гонятся, а угнаться никак не могут). Как бы то ни было, Дениска родился у нас, никаких шансов на Белый дом не имел с самого рождения и поэтому мог позволить себе вываливать за окно манную кашу, менять самосвалы на светлячков и пить газировку без ограничений.
Представьте, какая получилась бы скукотища, если бы папа Виктор ходил за своим сыном Денисом (Драгунским) и записывал всё подряд, а потом взял, да и вывалил эти записи на наши головы, как пресловутую манную кашу. А вот когда на пересечении нашего мира с параллельным возник Денис Кораблёв, сразу стало живо и интересно. Короче, уметь надо.
Отметим ещё, что Драгунский-папа начинал как актёр (и даже, говорят, сыграл Скапена в будущем театре Гоголя). А в литературе начинал с того, что придумывал пародии и интермедии, и это потом тоже очень пригодилось: всё-таки к детям, независимо от возраста, надо относиться с юмором. Хотя забыть, на чьих могилах вырастают наши цветочки, всё равно не получится.

Надо бы исправить одно упущение предыдущего выпуска.
30 ноября 2000 года умер Фёдор Поленов, хранитель русской культуры. Один из её хранителей – так, наверное, будет точнее.

1 декабря 1934 года погиб Сергей Киров (Костриков). Такие вот огуречики-помидорчики, если помните. Конечно, за то, что произошло после убийства, покойный Киров никакой ответственности не несёт. Зато надо бы вспомнить любопытную цитату (она даже в Википедию попала): «Товарищи, много веков тому назад великий математик мечтал найти точку опоры, для того чтобы опираясь на неё, повернуть земной шар. Прошли века, и эта опора не только найдена, она создана нашими руками. Не пройдёт много лет, как мы с Вами, опираясь на завоевания социализма в нашей Советской стране, оба земных полушария повернём на путь коммунизма». Да, сначала разум кипит, а потом и полушария куда-то поворачиваются. Причём, что характерно, оба сразу.

1 декабря 1981 года умер Раймон Руло. Он снял два десятка фильмов, в том числе «Салемские колдуньи», «Любовники из Терюэля», ряд телевизионных экранизаций («Гедда Габлер», «Школа жён», «Поворот винта»). Кроме того, нередко и сам появлялся на экранах, причём не только в собственных лентах: Руло сыграл около 50 ролей, включая несколько главных («Дамские тряпки», «Полночь, доктор Швейцер»... «Прекрасные денёчки», пожалуй).
Р.Руло, 14.06.1904 – 01.12.1981


1 декабря 1986 года умер Юрий Тимошенко. «Тот самый Тарапунька, в паре со Штепселем. Наверное, их шутки были не слишком притязательны, но это смотря с чем сравнивать» (http://dik-dikij.livejournal.com/293026.html).

1 декабря 1994 года умерла Вера Кузнецова. «Одна из «основоположниц» ленинградского Нового театра (впоследствии переименованного в Театр Ленсовета), она прослужила в нём почти 40 лет, играла Полю в «Мещанах», Атуеву в «Деле», Еремеевну в «Недоросле». Но гораздо больше известна по киноролям, причём дебютировала в 47 лет сразу в главной роли («Большая семья»). А потом были «Отчий дом», «Кроткая» (Лукерья), «Жили-были старик со старухой» (к сожалению, полузабытый фильм Г.Чухрая), «Даурия», «Месяц август», телеверсия «Двух капитанов» (Нина Капитоновна, бабушка Кати) и ещё множество матерей и бабушек («Всё остаётся людям», «Только три ночи», «Африканыч», «Укрощение огня», «Кортик», «Старые стены», «Раба любви»... всего не перечислишь, компьютеры не любят перегрузок)» (http://dik-dikij.livejournal.com/372128.html).

1 декабря 1999 года погиб Евгений Дворжецкий. «Он прожил только 39 лет, как и сводный брат Владислав. Но как отец, Вацлав, был всё-таки прежде всего театральным актёром. Е.Дворжецкий играл в РАМТе самые разные роли, оцените диапазон: Сказочник в «Снежной королеве», Фауст, Швабрин, Панталоне, Бельведонский в «Бане», Индеец Джо в «Томе Сойере». Впрочем, дебют был в кино – «Двадцать шесть дней из жизни Достоевского», пасынок Паша. Правда, дальнейшая кинокарьера сложилась как-то странно: либо роль далеко не главная, либо фильм не слишком приметный. А известность у, что называется, широкого зрителя принесли телевидение и Дюма: «Узник замка Иф» (молодой Эдмон и юный де Морсер), «Королева Марго» и «Графиня де Монсоро» (Герцог Анжуйский, впоследствии – Генрих III). Хотя в «Марго» без странностей не обошлось: Дворжецкий играл Герцога Анжуйского, а озвучивал почему-то Герцога Алансонского, но на такие мелочи обращают внимание очень немногие. Главное, что в театре всё складывалось. Наверное, и в кино сложилось бы со временем. Только время закончилось слишком быстро...» (http://dik-dikij.livejournal.com/317332.html).

1 декабря 2000 года умерла Мария Скворцова. «В 62 года её, актрису Московского областного ТЮЗа, узнала вся страна, причём «Калина красная», где она сыграла мать главной героини (Любы) была всего вторым её фильмом. Потом она снималась неоднократно, в том числе в популярных лентах («Белый Бим Чёрное Ухо», «Экипаж», «Гостья из будущего»), но это были лишь эпизоды. В отличие от «Калины красной», где не запомнить её было просто невозможно» (http://dik-dikij.livejournal.com/257241.html).

1 декабря 2006 года умерла Клод Жад. Её помнят по картинам Ф.Трюффо («Украденные поцелуи», «Ускользающая любовь»). Или по шпионскому триллеру А.Хичкока «Топаз». Или по французскому аналогу «Не горюй» – фильму «Мой дядя Бенжамен» (Манетта). Или даже по советским лентам – «Тегеран-43» (Франсуаз) и «Ленин в Париже» (Инесса Арманд, однако). Но, так или иначе, помнят её очень и очень многие.
Ладно, пусть будет Инесса Арманд (не волнуйтесь, ничего такого в фильме нет и быть не могло) – http://video.mail.ru/mail/romance20/2954/3488.html.
К.Жад, 08.10.1948 – 01.12.2006


2 декабря (по другим данным, 4 декабря) 1923 года родилась Мария Каллас, прославленная оперная певица. «В начале 1950-х годов, накануне явления постмодернизма, когда опера XIX века стала эстетическим анахронизмом, Мария Каллас вернула оперное искусство на вершину сценического Олимпа. Возродив эпоху бельканто, Мария Каллас не ограничилась виртуозными колоратурами в операх Беллини, Россини и Доницетти, а превратила свой голос в главное выразительное средство» (http://operaworld.ru/opernye-pevitsy/3-mariya-kallas.html). Действительно, анахронизм; проще рухнуть с «вершины эстетического Олимпа» в другие времена, где уже не требуется ни слуха, ни голоса. Каллас называли «четыре голоса в одном горле», она пела партии, считавшиеся несовместимыми. Это теперь можно считать подарком судьбы, если на четыре позолоченных горла попадётся одно вполголоса. Зато «несовместимостью» нынче никого не удивишь – чаще всего несовместимы две «рулады» подряд. Ладно, что об этом говорить...
Каллас однажды снялась в кино – сыграла Медею в фильме П.П.Пазолини. Но её стихией была всё-таки оперная сцена.
Ария Нормы – http://video.mail.ru/mail/peruana.58/1269/1270.html («Casta Diva»). Уникальный голос Марии Каллас.
М.Каллас, 02(04).12.1923 – 16.09.1977


2 декабря 1814 года умер Донасьен Альфонс Франсуа де Сад. Кстати, «сын французского посла в России (где в тот исторический момент ещё не строили город-Сад). Ну, и драматург, само собой. Чрезвычайно многогранный товарищ, аж в Революционном трибунале позаседать успел.
Конечно, маркиз – не такой известный драматург... но влияние де Сада на современную «актуальную драматургию» переоценить трудно. Не верите? Тогда они придут к вам и начнут доказывать свою оригинальность
» (http://dik-dikij.livejournal.com/165680.html).

А если без купюр? Полная цитата звучала так: «Конечно, маркиз – не такой известный драматург, как Ростан». 2 декабря 1918 года умер Эдмон Эжен Алексис Ростан, драматург, но не садист, «автор «Принцессы Грёзы», «Орлёнка» и, конечно, «Сирано де Бержерака». Между прочим, в первом действии самой знаменитой пьесы Ростана есть сцена 3, в начале которой сформулирован девиз правящего ныне сословия. Понятно, девиз этот озвучивает вовсе не Сирано, а Второй маркиз: «Поклонимся ему? / Кто ниже клонится, тот будет поднят выше». Знакомо, да?
Кроме того, Ростану принадлежит афоризм: «Тот, кто первым зажег огонь, не несет ответственности за все пожары». Чаще всего это верно, но исключения тоже бывают
» (там же, http://dik-dikij.livejournal.com/165680.html).

2 декабря 1979 года умер Василий Соловьёв (Соловьёв-Седой). «Небесный тихоход», «Первая перчатка», «Максим Перепелица», «Шельменко-денщик», «Сладкая женщина» – вот фильмы, к которым он написал музыку (а всего их около 30). А ещё были песни – «Где же вы теперь, друзья-однополчане» или «Подмосковные вечера», скажем. Ну, и, разумеется, песни из фильмов. Вот, например – http://video.mail.ru/mail/lyc_au/7001/11629.html. «Пора в путь-дорогу», да.

Пора и на перерыв. До завтра.
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Вынужденное

    Алексей Битов (poziloy) Очень не хотелось снова писать про всю эту ковидно-вакцинную вакханалию, но деваться, повторю, некуда. Хотя прекрасно…

  • Мастер, Маргарита и немного футбола

    Алексей Битов (poziloy) « Смотреть матч по телевидению все равно, что изучать животное по скелету. Все вроде бы ясно, а теплого и трепетного…

  • 2021: 1 – 15 ноября

    dik_dikij и poziloy Юрий Клепиков, Геннадий Чихачёв, Виктор Коклюшкин и другие. 1 ноября 2021 года умер кинодраматург Юрий Клепиков – сценарист…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments