dik_dikij (dik_dikij) wrote,
dik_dikij
dik_dikij

Category:

Pro memoria – 72, часть вторая

dik_dikij и poziloy

Что ж, продолжим. И сразу же нарушим хронологию; как же иначе – юбилей, хотя и поминальный.
150 лет назад, 17 (29) ноября 1861 года, умер Николай Добролюбов. А было ему всего 25 лет, и он не погиб, как 27-летний Д.Писарев, не спровоцировал случайно собственную смерть, как 23-летний В.Майков, но умер, можно сказать, после тяжёлой и продолжительной болезни; формулировка совсем не соответствует возрасту, зато соответствует зловещему диагнозу: туберкулёз.
Хочется, как это ни трудно, сказать о Добролюбове несколько добрых слов. Не его вина, но беда наша, что литературная критика в России возникла как некий эвфемизм общественной дискуссии о насущных (и псевдонасущных) проблемах – не было иного способа высказаться вслух, и тогда публицистика залезла в чужие одежды, как волк – в овечью шкуру. Это понятно; странно, что до сих пор она из чужой шкуры вылезать не желает – пригрелась, надо полагать; тут уже не виноваты ни Белинский с Добролюбовым, ни царская (или даже советская) цензура, но лишь вечная разруха в наших головах. Давно бы пора самозванку разоблачить и прогнать, да как можно-с? и опять же, лениво. Проще смириться со всякими несуразностями. Вот, например, тот же Добролюбов поведал как-то: «При переложении этого описания в прозу не было бы надобности изменять ни одного выражения. Нам это кажется большим достоинством; но многие в этом спокойствии и простоте описания видят недостаток объективности в таланте г-жи Жадовской» (http://az.lib.ru/d/dobroljubow_n_a/text_0540.shtml). Не надо быть семи пядей во лбу, чтобы понять: дичь несусветная (получается, стихи – это рифмованная проза, а там принцип речевой организации совсем иной). Или возьмём конкретный пример – пресловутый «Луч света в тёмном царстве»: ну, захотелось Добролюбову выразить некую публицистическую идею, и он к этой идее притянул за уши едва ли не самую нелепую пьесу А.Островского. Кстати, она и не «островская» совсем, а скорее романтическая, да к тому же без всякого юмора; вспоминается известная шутка, будто надо было 40 лет ходить по пустыне, чтобы найти единственное место, где нет нефти; точно так же придётся долго перебирать собрание сочинений Островского, чтобы найти ещё одну пьесу без юмора... А потом бедные дети тихо прятались от «Грозы» и от сопутствующего ей «Луча света» впридачу, по себе помним; впрочем, это не аргумент, дети по-любому прятаться будут, хоть от точных наук, хоть от гуманитарных дисциплин (это мы опять-таки по себе помним).
А ещё Добролюбову принадлежит известная фраза: «Искусство говорить слова для слов всегда возбуждало великое восхищение в людях, которым нечего делать»; а ведь публицист наш даже не понимал, что сам пытается «говорить слова», чтобы вызвать «великое восхищение» у своей паствы. Да и вообще, если честно, люди, которым нечего делать (праздные люди) на Руси занимаются, как правило, не изящной словесностью, а прожектами этого... как его... общественного переустройства. Занимаются до посинения, но не приведи Господь, чтобы келейные идеи вышли за пределы лаборатории...
«Место вождя радикальной интеллигенции, пустовавшее после смерти Белинского, с 1856 г. занимали последовательно настоящие ее представители – Чернышевский, Добролюбов, Писарев, Лавров и Михайловский.
Первые два имели между собой много общего. Оба были сыновьями сравнительно благоденствующих и очень почитаемых священников. Отбросив все традиционные для отчего дома идеи, они вместе с тем сохранили многое от атмосферы, в которой выросли: они были пуританами, аскетами и фанатиками. Как и подобает пуританам, они соединяли чистоту с ненавистью... Они... попросту презирали неутилитарные культурные ценности. Русская литература, им предшествовавшая, сводилась для них к Белинскому и Гоголю, понятому как чисто социальный сатирик. Литературу своего времени они рассматривали как набор текстов для утилитарных проповедей или как карту современной жизни, единственная заслуга которой заключается в удобстве и точности.... Было только два бога, в которых они верили: западная наука как принцип прогресса и русский крестьянин как вместилище социалистических идеалов
...» (http://feb-web.ru/feb/irl/irl/irl-3391.htm). Конечно, высокородный князь Д.Святополк-Мирский несколько переусердствовал, подчёркивая «плебейское» происхождение своих оппонентов, но в остальном-то он, увы, был прав, по крайней мере, процентов на 90.
А вот что писал Святополк-Мирский конкретно о Добролюбове: «Он был пуританин высокой нравственности, ярый фанатик и отличался совершенно невероятной работоспособностью. Для радикальной интеллигенции он был святым, как и Чернышевский. Он был самым знаменитым и влиятельным критиком после Белинского: на нем вырастала вся радикальная интеллигенция с 1860 до 1905 года. Хотя все, что он писал, посвящено художественной литературе, считать это литературной критикой было бы крайне несправедливо. Правда, у Добролюбова были зачатки понимания литературы, и выбор вещей, которые он соглашался использовать в качестве текстов для своих проповедей, был, в общем, удачен, но он никогда и не пытался обсуждать их литературную сторону: он пользовался ими только как картами или фотографиями современной русской жизни, как предлогом для социальной проповеди... Его задачей было создать демократическую интеллигенцию, которую вдохновляла бы вера в прогресс и желание служить народу и которая могла бы занять место романтического и эстетского, ленивого и бездеятельного образованного дворянства, истинным воплощением которого он считал Обломова. В старой России он яростно ненавидел все – дворянство, купечество, церковные и государственные традиции, – и единственной его целью было оторвать интеллигенцию и народ от всего, связанного с прежним временем». Может, и резковато, но во многом справедливо.
А если говорить о литературе как таковой, трудно не согласиться с мнением И.Анненского, в статье «Гончаров и его Обломов» прямо написавшего, что критик Добролюбов рассуждает «не о предмете, а по поводу предмета». Увы...

28 ноября 1757 года родился Уильям Блэйк. «Есть у него и антиклерикальные, и чуть ли не богохульные строчки. Но есть и «Тигр»: «Что за мастер, полный силы, / Свил твои тугие жилы / И почувствовал меж рук / Сердца первый тяжкий стук? / … / Неужели та же сила, / Та же мощная ладонь / И ягненка сотворила / И тебя, ночной огонь?»» (http://dik-dikij.livejournal.com/336034.html).

28 ноября 1820 года родился Фридрих Энгельс. Ну, тот, который книжку потом написал, помните? А книжка совсем не простая была – «зелёная, как купорос», да ещё и «казённая, из библиотеки». Про переписку «с этим... как его – дьявола – с Каутским». И вот, что интересно: в процессе обсуждения этой переписки спиртные напитки вышли из-под контроля – «Филипп Филиппович расплескал вино», «закричал Борменталь, опрокинув бокал». И только новому человеку всё нипочём, его никакая магия не берёт: «Шариков в это время изловчился и проглотил водку». При чём тут магия? А при том, что Энгельс родился в городе Бармен, и умение управляться со всяческими напитками было у него, надо полагать, в крови.
А ещё по Энгельсу, помнится, обезьяна так долго и упорно трудилась, что в конце концов превратилась в человека. Спрашивается, зачем? Чтобы потом, ещё через несколько тысячелетий, эволюционировать в бесхвостую обезьяну, вооружённую межконтинентальной баллистической палкой?

16 (28) ноября 1829 года родился Антон Рубинштейн, основатель первой в России консерватории. Сколько же консерваторов развелось у нас после этого!

16 (28) ноября 1880 года родился Александр Блок. «Попросите ваших знакомых назвать крупнейших русских поэтов, ушедших молодыми. Понятно, назовут Лермонтова, Есенина. Наверное, вспомнят Пушкина, погибшего в 37. Блока к этой категории почему-то не относят, а ведь он умер в 40. Умер, заметьте, ненасильственной смертью. Неужели 37 и 40 – такая большая разница?..
Блоку было бы 60, когда началась Великая Отечественная; 72, когда умер Сталин; 84, когда к власти пришёл Брежнев. Реальный возраст, многие живут дольше.
Очевидно, не такой жизнью, которой хватило всего на 40 лет
» (http://dik-dikij.livejournal.com/163480.html).
И ещё: «Всякая область искусства – своего рода эстафета; не хочешь бежать свой этап – возвращайся в какой-нибудь пещерный век и пыхти оттуда, хотя своеобразную «палочку» унесли далеко вперёд. Можно и так развлекаться – по принципу «не догоню, так хоть согреюсь». А что такого, некоторым нравится, особенно если целая группа таких фанатов оздоровительного бега вместе соберётся. Вот только пыль эти «здоровяки» такую иногда поднимают, что настоящих бегунов и не разглядеть уже. Одно утешение: всякая пыль быстро оседает, да и пылесосы отнюдь не вчера появились.
А Блоку, как и любому крупному поэту (художнику, драматургу, не важно), безусловно, очень помогли предшественники, в том числе Тютчев и Фет (и не только они, понятно)
» (http://dik-dikij.livejournal.com/163613.html).

28 ноября 1881 года родился Стефан Цвейг. В феврале 1942-го он покончил с собой в полной уверенности, что зло побеждает. До Сталинграда и Эль-Аламейна, переломивших ход войны, оставалось меньше года.

15 (28) ноября 1906 года родился Дмитрий Лихачёв. «Так получилось, что за этим поколением (Аверинцев, Гаспаров, Лихачёв) не было уже никого. Распалась связь времён. Конечно, всё восстановится, кто бы сомневался. Но сколько на это потребуется времени, знает один Бог. И очень жаль тех, кого дурачат нынешние Грабовые, прикидывающиеся новыми столпами отечественной культуры» (http://dik-dikij.livejournal.com/369204.html).

15 (28) ноября 1915 года родился Константин Симонов. «его надо вспомнить обязательно – если не за «Живые и мёртвые», то хотя бы за «Жди меня». И ещё из Симонова: «Человек, который всю жизнь всегда и во всем считает виноватым не себя, а других, по-своему тоже несчастлив»» (http://dik-dikij.livejournal.com/347684.html).

28 ноября 1932 года родился Зиновий Высоковский. «Он двадцать лет прослужил в Театре Сатиры (Аптекарь в «Интервенции», Доктор Бартоло в «Женитьбе Фигаро») и вернулся туда за несколько лет до смерти («Женщина без границ»); много работал на эстраде (самая популярная роль: интеллигент, угодивший в вытрезвитель и оттуда «телефонирующий» супруге); снимался в кино (хотя сейчас, наверное, мало кто помнит фильм В.Соколова «Друзья и годы» или телеспектакль М.Захарова «Швейк во Второй мировой войне»). Что-то, может быть, и подзабылось, но пана Зюзю знала вся страна» (http://dik-dikij.livejournal.com/331155.html).

28 ноября 1859 года умер Вашингтон Ирвинг. «Вроде бы, признанный классик американской литературы; вроде бы, написал не так мало. Но последний раз, насколько удалось выяснить, полное собрание его сочинений издавалось в середине XIX века. А потом – «Рип ван Винкль» да «Рип ван Винкль».
Ладно, давайте о старине Рипе. Проспал он лет двадцать, потом проснулся и вернулся в родное поселение. А там всё не так, даже власть переменилась. «Чужие имена на дверях, чужие лица в окнах – всё стало чужое. Было от чего потерять голову». Покручинился наш соня немного, но потом быстро адаптировался к новой реальности... слишком быстро, честно говоря. То ли это Рип был такой бесчуственный, то ли перемены не такие глубокие, как казалось на первый взгляд (это ж XVIII век с его черепашьими, по нынешним меркам, скоростями). А может, конечно, то и другое вместе, так тоже бывает.
Короче, на смену первой реакции («Рип начал подумывать, уж не попали ли под власть колдовских чар он сам и весь окружающий мир») быстро пришла вторая: «Рип возобновил свои странствования и былые привычки; он разыскал также старых приятелей, но и они были не те: время не пощадило и их! По этой причине он предпочёл друзей из среды юного поколения, любовь которого вскоре снискал».
Может, так когда-то и было – но сплыло. Унесено потоком Леты, так сказать. Во всяком случае, нынче всё по-иному
» (http://dik-dikij.livejournal.com/252335.html).

28 ноября 1954 года умер Энрико Ферми. Извините, была такая частушка, мы её как-то уже цитировали: «От Ферма же до Ферми / Как от жопы до Перми». Видимо, некоторые галеристы полагают, что Ферма и Ферми – один и тот же человек; иным образом объяснить, зачем они поползли в Пермь, не получается. Специально для них: Ферма – математик XVII века, а Ферми – физик века XX, один из отцов квантовой физики. Впрочем, вряд ли наши галеристы разбираются в науке лучше, чем в искусстве, о котором они не имеют вообще никакого представления.

28 ноября 1968 года умерла Энид Мэри Блайтон. Юные сыщики осиротели.

28 ноября 1993 года умер Евгений Птичкин. Он написал музыку к фильмам «Семь стариков и одна девушка» и «Служили два товарища», к сериалам «Два капитана» и «Остров сокровищ». Можно было бы, конечно, предложить послушать песню «Ромашки спрятались, поникли лютики...» (из фильма «Моя улица»), но это было бы слишком круто. Поэтому ограничимся музыкальным отрывком из «Служили два товарища» – http://video.mail.ru/mail/ludmila2140/1172/1400.html.

В тот же день, 28 ноября 1993 года, умерла Татьяна Ленникова. Больше 40 лет она служила во МХАТе, сыграла трёх чеховских героинь – Соню («Дядя Ваня»), Варю («Вишнёвый сад») и Машу «Чайка»), а ещё Парашу («Горячее сердце») и Катюшу Маслову. В кино снималась совсем немного, навскидку можно вспомнить «Дневные звёзды». Ну и, конечно, Негина в телеспектакле «Таланты и поклонники» – http://video.mail.ru/bk/vahidov/696/2934.html. А сейчас Ленникову вспоминают нечасто.
Т.И.Ленникова, 04.01.1924 – 28.11.1993


28 ноября 2006 года умерла Любовь Полищук. «Она была актрисой Театра миниатюр, а на большую сцену пришла достаточно поздно. Играла в ШСП («А чой-то ты во фраке», Наталья Степановна) и в «Эрмитаже», но известной её сделало кино. Правда, первое появление Полищук на экране осталось незамеченным (уж больно кривой фильм достался ей в дебюте), зато второе... И, главное, эпизод-то был небольшой, но на пламенное танго Полищук с Андреем Мироновым обратили внимание едва ли не все (а как не обратить?). А потом были «Приключения принца Флоризеля», «Интердевочка» и много-много всего. Полищук без видимых усилий балансировала на грани между классикой и гротеском, портретом и карикатурой; это чувство равновесия, похоже, было заложено в ней от природы, а с природой не поспоришь» (http://dik-dikij.livejournal.com/285687.html).

28 ноября 2010 года умер Лев Рошаль. Кинокритик и теоретик, он в самом конце жизни вдруг стал писать документальные сценарии с подзаголовком «Двойной портрет в интерьере эпохи»; первый из них об Эйзенштейне и Мейерхольде, второй – об Эрдмане и Степановой. Ну, а в роли сценариста игрового фильма («Новые времена, или Биржа недвижимости») Рошаль дебютировал уже за 70; вполне вероятно, это и не рекорд, но результат, тем не менее, уникальный.

28 ноября 2010 года умер Лесли Уилльям Нилсен, популярный комический актёр («Голый пистолет», «Ребёнок напрокат», «Камуфляж»). Да, ещё «Без вины виноватый» – http://video.mail.ru/list/nnfocusstudio/2366/2422.html. Характерный голливудский типаж; именно то, что нужно для грубоватой комедии или не слишком глубокой пародии. Посмотреть и посмеяться очень даже не вредно.
Л.У.Нилсен, 11.02.1926 – 28.11.2010


29 ноября 1981 года умерла Натали Вуд (Захаренко). «мы знаем её по «Вестсайдской истории» и по «Большим гонкам» (где, напомню, по другую сторону баррикад находился недавно умерший лейтенант Коломбо, в миру Питер Фальк). Любопытно, что на «Оскара» Вуд номинировалась совсем за другие роли, но это, скорее, для статистиков – престижная статуэтка всё равно уходила в другие руки» (http://dik-dikij.livejournal.com/322969.html).

Хватит пока, наверное. Остальное – завтра.
Subscribe

  • Год назад: 2020, 20 – 25 сентября

    dik_dikij и poziloy В прошлом году по техническим причинам пришлось разбить наш последний сентябрьский мемориал на две недлинные части. Может быть,…

  • 2021: 1 – 15 сентября

    dik_dikij и poziloy Осень... 1 сентября 2021 года умер Александр Храбунов, « Бессменный гитарист группы «Зоопарк» и соратник Майка Науменко в…

  • Памяти Бельмондо

    dik_dikij и poziloy 6 сентября 2021 года умер Жан-Поль Шарль Бельмондо. Тот редкий случай, когда можно без малейшего преувеличения сказать:…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments