dik_dikij (dik_dikij) wrote,
dik_dikij
dik_dikij

Pro memoria – 72, часть первая

dik_dikij и poziloy

Год 2011, невисокосный...
25 ноября 2011 года умер переводчик Анатолий Гелескул. Он переводил с польского (А.Мицкевич, Ц.Норвид, К.И.Галчиньский, Ч.Милош), ещё чаще – с французского (Ш.Бодлер, П.Верлен, Г.Аполлинер), но наиболее известны, пожалуй, его переводы с испанского (Х.Манрике, Х.Р.Хименес, Ф.Гарсиа Лорка).
Между прочим, Норвида мы знаем в основном по повести Е.Анджеевского и фильму А.Вайды («Пепел и алмаз»), Хименеса – по роману Р.Брэдбери «451 по Фаренгейту» (эпиграф). Гелескул хотел, чтобы наши, извините, познания этим не ограничивались.
Переводил он не только стихи, но и, например, Х.Ортегу-и-Гассета. Видимо, это было интересно ему самому... теперь это интересно нам, не знающим испанского. Переводчик – не проводник, а посредник, связующее звено между мирами.
«Переводчик поэзии – специальность особая... Переводчика часто уподобляют актеру: он играет, интерпретирует роль. Кстати, по-испански «interprete» и значит «переводчик». Но я бы скорее сравнила переводчика с режиссером. Один ставит пьесу так, что зритель, выходя из зала, думает: «Хороший Чехов писатель, а вот драматург никудышный». Другой своей постановкой приводит к мысли: «Все это хорошо было в свое время, но устарело». Третий заставляет ахнуть: «Какой смелый режиссер! Надо же столько всего нафантазировать!» По мне, так лучший режиссер тот, о котором вовсе забываешь, а выходишь с одним ощущением: «Да, автор – гений. Я это только что понял»...
Гоголь говорил, что перевод должен быть как прозрачное стекло – такое чистое, словно бы его и нет вовсе. Гелескул стремится быть именно таким незримым стеклом
», – несколько лет назад написала Н.Ванханен (http://www.litkarta.ru/dossier/vsegda-poeziya/).

26 ноября 2011 года умерла Наталья Казьмина. «Когда-то давно солдаты, переходя реку вброд, держали ружья над головой, чтобы туда не попала вода. Так же высоко во время оно старались держать репутацию, чтобы её не подмочить. Сейчас слово «репутация» стало таким же анахронизмом, как ружьё, заряжаемое с дула.
Театровед Казьмина старалась держать репутацию. У неё получалось. Свою реку она перешла
» (http://dik-dikij.livejournal.com/414117.html).

26 ноября 2011 года умер Николай Березин. Закончил «Щуку», послужил в питерском Ленкоме, но в столицах себя не нашёл и после 30 начал с чистого листа – возглавил Читинский областной театр, где и играл, и ставил, и стал по-настоящему крупной фигурой. Правда, перестал появляться на экране, где предпочитают столичных жителей, хотя в молодости посниматься успел (сыграл сыщика Гурова в телефильме «Явка с повинной»). Но бесплатный сыр бывает известно, где, а для театрального человека кино – так, сбоку припёка.
Из интервью Березина (2006 г.): «– Как Вы реагируете на пренебрежительное отношение к театру – когда человек говорит: «Я этого не понимаю – ходят по сцене люди и кричат?»
– Мне такого человека жалко. Если человек обделён чем-то – его жалко. Хотя театр без него проживёт. Впрочем, как и он без театра
» (http://www.chita.ru/articles/35025/).
«Памяти Николая Березина», небольшой ролик читинского телевидения – http://www.youtube.com/watch?v=rV4zqZEged8.
Н.А.Березин, 21.07.1056 – 26.11.2011


28 ноября 2011 года умер Хенри Кеннет Алфред Расселл – если можно так выразиться, патриарх британского эпатажного кино. Ограничимся цитатой из Википедии: «мировую известность ему принесла экранизация романа Д. Г. Лоуренса «Влюблённые женщины» (Women In Love, 1969), где в полной мере проявилась авторская манера Рассела, сочетающая китч, провокацию и эстетику поп-культуры. Фильм относится к категории «не рекомендованных для семейного просмотра», он отмечает приход в кино сексуальных и словесных вольностей, которые не позволял себе до этого ни один крупный режиссёр. Гленда Джексон стала первой актрисой, получившей «Оскар» за роль, включавшую сцены эротического характера. В фильме также присутствует длительная сцена борьбы Оливера Рида и Алана Бейтса, во время которой актёры полностью обнажены. Эта сцена противоречила взглядам цензуры на «благопристойность», вследствие чего картина вызвала бурную реакцию». Впрочем, этого фильма никто из нас не видел, и судить, насколько эти сцены были оправданы в данном конкретном случае, мы, естественно, не возьмёмся. Всё может быть, хотя...

16 (27) ноября 1782 года родился Андрей Кайсаров. Свою докторскую диссертацию «Об освобождении крепостных в России» он написал почему-то по латыни; в результате многие наши соотечественники всё ещё тоскуют по крепостному праву и требуют срочно его вернуть, а то им как-то не комильфо. Да уж, если бы к нам ненароком заглянули бы «Старички почтенной древности, Наши дедушки и бабушки!», они бы, как разумно предположил Кайсаров, «Что б за странности увидели, Как чудесят ваши правнуки...».

15 (27) ноября 1842 года родился Николай Михайловский, критик весьма прогрессивного направления. Вот, например, что сей прогрессист усмотрел у одного известного автора: «Прежде всего надо заметить, что жестокость и мучительство всегда занимали Достоевского, и именно со стороны их привлекательности, со стороны как бы заключающегося в мучительстве сладострастия» (http://az.lib.ru/m/mihajlowskij_n_k/text_0042.shtml). Не по Фрейду ли оговорка? Может быть, не Достоевский «сладострастно» писал, а прогрессист Михайловский сладострастно читал лакомые для него эпизоды? Это сейчас для таких читателей появилась спецлитература, а в те отстойные времена прогрессисты до этого ещё не додумались.

27 ноября 1940 года родился Брюс Ли. Вернее, тогда его звали Ли Сяолун; по слухам, в переводе с китайского это означает: Маленький Дракон. Ну, а всё остальное известно доподлинно: «Путь дракона», не хухры-мухры – http://video.mail.ru/mail/katya8917704080/876/2158.html.
Б.Ли, 27.11.1940 – 20.07.1973


27 ноября 8 года до нашей эры умер Квинт Гораций Флакк. Древнеримские латиносы были тупыми и отсталыми, они даже не знали столь элементарных вещей, как телесериалы, нанотехнологии, политтехнологии и т.п. Мало того, они совсем не разбирались в современном искусстве, ибо руководствовались ложными указаниями означенного т.Горация : «Пусть Медея не губит детей пред глазами народа / И преступный Атрей не варит человеческих членов. / Не превращается Прокна в птицу и Кадм в дракона. / Хоть покажи ты мне все, – отвернусь – и тебе не поверю» («О поэтическом искусстве»). Надо же, чего удумал – пред глазами народа не варить человеческих членов... А если народ требует именно этого? И вообще, новое искусство требует жизненной правды, как то каннибализм, педофилия, помазание друг друга дерьмом. В общем, есть многое на свете, друг Гораций...

15 (27) ноября 1876 года умер Николай Рыбаков – «видимо, самый известный провинциальный трагик России XIX века. Говорят, образ Несчастливцева в «Лесе» то ли списан с него, то ли посвящён ему. Во всяком случае, Рыбаков там упоминается (действие второе, явление второе): «Несчастливцев. Да так-то хорошо, что... Да что с тобой толковать! Что ты понимаешь! В последний раз в Лебедяни играл я Велизария, сам Николай Хрисанфыч Рыбаков смотрел. Кончил я последнюю сцену, выхожу за кулисы, Николай Рыбаков тут. Положил он мне так руку на плечо... (С силою опускает руку на плечо Счастливцеву)».
А в остальном – всё, как положено: «на своих» из Керчи в Вологду, полный «джентльменский набор» в пьесах Шекспира (Гамлет, Отелло, Лир, Макбет, Ричард III, Шейлок), а ещё Царь Иоанн, Карл Моор и Скалозуб; подмена Мочалова, забастовавшего на гастролях; горькие запои и лавровый венок к юбилею. Мало того, что Рыбаков сам по себе, надо полагать, немалой величиной был – благодаря Несчастливцеву, он стал ещё как бы символом нашего провинциального трагика дорепертуарных времён. И есть, наверное, что-то символическое, что Константин Рыбаков, сын Николая Хрисанфовича, стал актёром Малого театра
» (http://dik-dikij.livejournal.com/285319.html).

27 ноября 1895 года умер Александр Дюма-сын. «можно твёрдо сказать, например, что автор «Трёх мушкетёров» – гений. Про автора «Дамы с камелиями» этого не скажешь. Говорят, на детях гениев природа отдыхает, но это тоже к нашему случаю не относится: Александр Дюма-сын был вполне крепким профессионалом. Хотя и не гением.
В статье «Дюма, Александр (сын)» (Энциклопедия Брокгауза и Ефрона, http://www.vehi.net/brokgauz/) З. Венгерова писала: «предвзятая мысль, с которой он приступает к своим сюжетам, вредит иногда эстетической стороне его драм».
Быть может, Дюма-мл. полагал, что «сообщает форму душевным порывам», но это ему, похоже, удавалось не всегда. А литература вне формы не живёт – (Впрочем, как всё на свете. По крайней мере, на этом).
А может быть, мешала некоторая суховатость – Венгерова пишет так: «Д. унаследовал [от матери] любовь к аккуратному и спокойному образу жизни, так резко отличающую его от чисто цыганской натуры отца». Форма всё-таки не мундир, нельзя её на все пуговицы застёгивать, а то дышать нечем
» (http://dik-dikij.livejournal.com/162858.html).

27 ноября 1916 года погиб Эмиль Верхарн. Через 12 лет его переехала ещё и «Советская энциклопедия»: «Наряду с противоречием между деревенской (мелкобуржуазной) и городской (буржуазной и пролетарской) стихией, живет в поэзии В. противоречие между началами национальным и интернациональным... В. в социальной драме "Зори" показал, как из горнила империалистских войн родится мировая социальная революция, к-рая на место "отечества", т. е. "вооруженных народов", ставит "всемирный праздник человечества"; но в последние годы жизни, в годы империалистской войны, В. отступился от героев "Зорь", призывающих солдат враждебных армий к "братанию" во имя свержения войны, этой "основной несправедливости", и, слившись со своей нацией, прославляет патриотические подвиги бельгийских генералов ("Генерал Леман") и солдат ("Герои Льежа"), сражавшихся на империалистском фронте во имя "сохранения нации", т. е. во имя господства буржуазии. Третье противоречие, живущее в поэзии В., – это противоречие между социалистическим и империалистическим началами. Певец трудовых масс... творец фигуры кузнеца, кующего социалистическое будущее ["И ясно пред собою он видит эти дни, когда содружества простейшие уроки дадут народам мир, а жизни светлый строй" и т. д. ("Les Campagnes hallucinees", 1893)], и фигуры трибуна ["Он тем уже велик, что с головы до ног он погружен в народ, что – целен и упрям – живет его движеньем и с ним умрет" ("Les Forces tumultu-euses", 1902)], В. был вместе с тем певцом идеи превосходства и господства над миром белой расы (т. е. империалистической буржуазии) ("О раса дивная! и океан, и полюс, и небо, и земля – все, все в руке твоей – владычествуй!") и видел в колониальных подвигах "белой расы" великое культурно-цивилизаторское дело... И, наконец, последнее противоречие – это противоречие между началом индивидуалистическим и началом коллективным. Поэт-лирик, выражавший в своих стихах свои личные переживания, В. в то же время был певцом объективных сил, борющихся в жизни ("Банкир", "Трибун", "Кузнец"), изобразителем коллективов и масс, где личность неразличима и является лишь частью целого (крестьяне в "Призрачных деревнях", рабочие на фабрике в "Городах-спрутах", рабочие разных профессий в гимне труду в "Многообразном сиянии"), поэтом идеи растворения личности в коллективе, при чем по мере отрыва от рабочего класса и рабочего движения заместителем класса у Верхарна становился "мир", "космос" ["Я миром опьянен, я множусь, разлита душа моя во всем, что блещет ярким ликом", и т. д. (Стихотворение "Радость" в сборн. "Многообразное сияние")]» (http://az.lib.ru/f/friche_w_m/text_verharn.shtml; автор этой ахинеи – В.Фриче).

27 ноября 1953 года умер Юджин Глэдстоун О'Нил. «В американской литературе принято выделять «южную школу». Ну, если есть южная, должна быть, как минимум, ещё и «северная». «Северяне» против «южан» – звучит, как отголосок Гражданской войны полуторавековой давности. И разница на самом деле не меньше, чем между генералом Ли и генералом Грантом. Вот только не факт, что чаша весов на сей раз склоняется в сторону северян.
Южане не просто пишут сочнее (это и для наших южан характерно), главное отличие, пожалуй, в другом. «Северная» проза, если так можно выразиться, «каркаснее», там отчётливо проступает скелет. А у южанина этот скелет ещё найти нужно... И второе: «северяне» обожают копаться в сознании, а «южан» куда больше интересует подсознание.
В прозе это, конечно, заметно особенно, но и в драматургии, однако, имеет место. Вот Артур Миллер – типичный «северянин», Юджин О'Нил – столь же классический «южанин»...
» (http://dik-dikij.livejournal.com/223634.html).

27 ноября 1967 года умер Леонид Лавровский (Иванов). Всего одна цитата: «В 1956 году под руководством Л.М. Лавровского состоялась первая триумфальная поездка балетной труппы Большого театра за рубеж. Именно тогда, в Лондоне, она получила наименование Большого балета» (http://www.mghu.ru/pages-9.html). Двусмысленная по советским временам формулировка «поездка... под руководством» расшифровывается в данном случае совсем просто: Лавровский в ту пору был главным балетмейстером ГАБТ. Выходит, вот из-за кого в области балета мы впереди планеты всей.
Телефильм «Метаморфозы Леонида Лавровского» (только часть 3) – http://video.mail.ru/mail/dniprianochka/5733/5836.html.

27 ноября 1981 года погиб Юрий Каморный. Он входил в группу учеников З.Карогодского, во второй половине 1960-х составивших, может быть, самую знаменитую «команду» в истории Ленинградского ТЮЗа (с А.Шурановой и А.Хочинским, О.Волковой и Г.Тараторкиным, И.Соколовой, И.Шибановым, Н.Ивановым). Каморный был там на виду, играл не только героические роли (Бестужев в «Глотке свободы»), но и характерные (Ризоположенский в «Свои люди – сочтёмся»).
А ещё до первого выхода на сцену Каморный стал кинозвездой – фильм «Зося», как к нему теперь ни относись, пользовался в своё время большим успехом у зрителей. Актёр продолжал сниматься и в ТЮЗовские годы, вот только первая роль как бы предопределила последующие – Каморного приглашали в военные и «милицейские» фильмы, а для разнообразия – на роли «совестливых плейбоев». При этом «плейбою» постоянно не везло – на съёмках «Зоси» он был контужен, на съёмках «Освобождения» сломал ногу. Впрочем, это никого не смущало, включая самого актёра – он «завязал» с театром и сосредоточился на кино. Нельзя уверенно судить, правильным ли был этот выбор; всё закончилось слишком рано и нелепо.
Передача о Юрии Каморном – http://video.yandex.ru/users/gonch-an/view/119/# («Чтобы помнили»).
Ю.Ю.Каморный, 08.08.1944 – 27.11.1981


27 ноября 1994 года умерла Руфина Нифонтова. Она служила в Малом театре, играла Катерину в «Грозе» и Варвару в «Дачниках». «А ещё в её «послужном списке» – Федра и Любовь Яровая, Тётушка Руца («Птицы нашей молодости») и Комиссар («Оптимистическая трагедия»), Одинцова («Отцы и дети») и... да, собственно, что говорить, Нифонтова была актрисой очень и очень разноплановой. Казалось бы, в кино у неё, выпускницы ВГИКа, тем более всё должно сложиться наилучшим образом. И действительно, началось всё на ура – 26-летняя актриса прогремела на весь Союз, сыграв Катю в той, старой экранизации «Хождений по мукам». А дальше... не слишком большие роли, не самые удачные фильмы... В общем, роль Кати так и осталось главной в жизни киноактрисы Нифонтовой; даже Раневская в телеспектакле «Вишнёвый сад» осталась почти незамеченной. Редчайший случай: киноактриса по образованию реализовала себя на сцене в большей степени, чем на родном, так сказать, поприще. Странно, но факт» (http://dik-dikij.livejournal.com/355922.html).

27 ноября 2007 года умерла Наталья Дурова, продолжательница семейной традиции. ««Уголок Дурова» – такое место, где не принято бить, чтобы научить чему-то. Есть и другие способы, в конце концов – хоть для обучения, хоть для дрессировки» (http://dik-dikij.livejournal.com/314849.html).
Нет, не надо никого бить, даже людей. Проверено, не помогает.

Перерыв.
Subscribe

  • Вынужденное

    Алексей Битов (poziloy) Очень не хотелось снова писать про всю эту ковидно-вакцинную вакханалию, но деваться, повторю, некуда. Хотя прекрасно…

  • Мастер, Маргарита и немного футбола

    Алексей Битов (poziloy) « Смотреть матч по телевидению все равно, что изучать животное по скелету. Все вроде бы ясно, а теплого и трепетного…

  • 2021: 1 – 15 ноября

    dik_dikij и poziloy Юрий Клепиков, Геннадий Чихачёв, Виктор Коклюшкин и другие. 1 ноября 2021 года умер кинодраматург Юрий Клепиков – сценарист…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments