dik_dikij (dik_dikij) wrote,
dik_dikij
dik_dikij

Categories:

Pro memoria – 70, часть третья

dik_dikij и poziloy

Быка за рога, так сказать.
23 ноября 1978 года умер Ханс Йост, поэт и драматург 3-го Рейха (называли ли нацисты своё «искусство» новым и современным, как-то, честно говоря, не очень понятно). В 1933 году Йост написал пьесу «Шлагетер» и посвятил её любимому Адику. Если провести конкурс на самую известную во всей мировой драматургии фразу, первое место, пожалуй, займёт Шекспир («Быть или не быть»), второе – некто Пряжко с ремаркой «Лена не кончает никогда», а на третье место уверенно выйдет Йост с репликой из пиесы «Шлагетер», и звучат эти волшебные слова так: «Когда я слышу слово "культура", я снимаю с предохранителя браунинг». Всякие бывают драматурги – и Шекспиры, и уроды.

11 (23) ноября 1875 года родился Анатолий Луначарский. Как ни странно, находится люди, до сих пор считающие его защитником культуры и чуть ли не «лучом света» в красном царстве. На чём основывается такое мнение, непонятно. Да, бесспорно, Луначарский был хорошо образованным человеком и говорил на многих языках, но его товарищи по Совнаркому тоже были не лыком шиты в смысле образованности, а «одноязыких» среди них и вовсе почти не было. Да, в 1917 году он подавал в отставку, узнав о бомбардировке Московского Кремля, но чуть ли не на следующий день забрал свою петицию назад (благо, был формальный повод – слухи о разрушении Собора Василия Блаженного оказались «уткой»). Что ещё? Писал пьесы, было дело, и, вполне вероятно, даже получше, чем большинство современных корифеев (одна из пьес, как известно, называлась «Клочья бархата» и удостоилась эпиграммы Д.Бедного: Нарком наш любит рублики / И точно метит в цель – / Он клочья дарит публике, / А бархат – Розенель [на всякий случай: Н.А.Розенель – жена Луначарского, актриса]. Обладал тонкой, ранимой душой, из-за чего бросался из одной крайности в другую? Тогда так: «Его разнообразные, иногда неожиданные качания имели ограниченную амплитуду: они никогда не выходили за черту революции и социализма», – сказал о Луначарском Л.Троцкий (http://www.magister.msk.ru/library/trotsky/trotm373.htm). Неплохо бы понимать, что, ко всему прочему, речь шла о революции и социализме не просто так, а в понимании товарища Троцкого. Отстаивал культуру и её завоевания? А в это время носителей культуры убивали или (из гуманности) высылали из России целыми пароходами, и Луначарский в лучшем случае умывал руки, подобно известному евангельскому персонажу? И он, ко всему прочему, стоял у истоков Пролеткульта, а в бытность наркомом утверждал, что все культурные ценности принадлежат пролетариату и только ему (тогда почему не брюнетам или не гражданам моложе 50 лет?) А РАПП под чьим крылом возник и превратился в грозную силу, не подскажете? Не чурался Луначарский и тогдашнего совриска, покровительствовал чёрным квадратам и т.д.
Зато на письма Короленко не отвечал, а в январе 1925 года на I Всесоюзном учительском съезде заявил во всеуслышание: «Конечно, идея патриотизма – идея насквозь лживая... пристрастие к русскому лицу, к русской речи, к русской природе – иррациональное пристрастие... » (цитируется по http://old.journalist-virt.ru/mag.php?s=200708881). Вот такой защитник русской культуры родился в ноябре 1875 года.

23 ноября 1887 года родился Уильям Генри Пратт, позже Борис Карлофф, а ещё позже – Франкенштейн. Карлоффа иногда считают потомком выходцев из России, но это не так – он был чистокровным англосаксом. Тогда почему Карлофф? А Франкенштейн его знает; хотели бы предположить, что в честь Карла Маркса, но не осмелимся. Хотя и в самом деле – ну, не Фридрихофф же? Короче, Франкенштейн – он и в Африке Франкенштейн, а в Америке и подавно, и далеко не все монстры – славяне. К тому же не будем забывать, что Карлофф играл не только монстра, но и оживших мертвецов, включая мумий, а они тоже не только у нас встречаются, но и кое-где ещё.
Приходилось слышать, что дальним родственником Франкенштейна якобы является Н.Валуев. Ответственно заявляем: это клевета. Франкенштейн и его родственники на съездах «Единой России» присутствовать боятся, там своих монстров хватает, и они сделаны по самым современным технологиям.
А прежние монстры выглядели так – http://video.mail.ru/mail/cyrella/1192/1397.html («Невеста Франкенштейна», смотрите с 47-й минуты).
Б.Карлофф (У.Г.Пратт), 23.11.1887 – 02.02.1969


23 ноября 1905 года родилась Ангелина Степанова. Мы хотели определиться со старым и новым стилем, но нигде не нашли упоминания ни о том, ни о другом. Может быть, это символично: никакие стили Степановой как бы и не касаются. Они – там, где-то, а у неё свой стиль, единственный и неповторимый.
Конечно, она была великой театральной актрисой, и тем логичнее начать с кино. Она снялась в 13 фильмах; цифра, конечно, своеобразная; давайте, что ли, отбросим «Мёртвый дом» 1932 года, его видели немногие, и мы в их число не входим. Среди оставшейся дюжины – 3 главные роли, но фильм «Бегство мистера Мак-Кинли», несмотря на звёздный актёрский состав, получился каким-то неживым, не спасают ни Степанова, ни Бабочкин, ни Высоцкий. А две другие картины («Объяснение в любви» и «Запомните меня такой»), увы, не слишком широко известны. Но ведь среди оставшихся фильмов добрую половину видели все (хорошо, почти все): «До свидания, мальчики!», «Война и мир», «Они сражались за Родину», «Двадцать дней без войны». Вопрос на засыпку: что, великая актриса там очень запомнилась? Ответ отрицательный. А почему? И вот тут ответ парадоксален: Степанова была почти идеальной театральной актрисой, она не позволяла себе ни минуты бенефиса, понимала: внимание зрителя не должно отвлекаться от главного; зритель пришёл смотреть нечто цельное, а не любоваться актрисой Степановой. И она чётко делала свою часть работы и не тянула, как говорится, одеяло на себя. Мало кто на такое способен, согласитесь. Но Ангелина Степанова могла, кажется, всё.
Заметьте, на сцене было проще, уж там-то она была за главную (по крайней мере, за одну из главных). Так, для справки: Софья («Горе от ума»), Елизавета Английская («Мария Стюарт»), Ирина («Три сестры»), Аркадина... А с «Вишнёвым садом» у Степановой получилось весьма интересно: она играла Аню, потом Шарлотту, а вот Раневскую (из-под Тарасовой, так сказать) – говорят, всего 4 раза. Ладно, проехали, зато у Ангелины Иосифовны были «Сладкоголосая птица юности» и «Милый лжец» (в дуэте с Кторовым)... дальше можно не перечислять.
«Роли исполняют», анонс передачи о Степановой – http://rutube.ru/tracks/1642997.html (коротко, зато много отрывков и фотографий).
А.И.Степанова, 23.11.1905 – 17.05.2000


В один день со Степановой родилась ещё одна актриса, Елена Максимова. «Когда пишут о Довженко, очень часто вспоминают эпизод из «Земли»: невеста убитого Василя, голая, мечется по горнице в безысходном отчаянии. Эту девушку, Наталку, сыграла Максимова; роль, вроде бы, не слишком большая, но попала чуть ли не в учебники. Этих «не слишком больших» ролей было у Максимовой больше 130; даже роль Дарьи в старой, ещё немой экранизации «Тихого Дона» (с Аксиньей-Э.Цесарской) можно назвать главной лишь с некоторой натяжкой. В других фильмах экранного времени актрисе доставалось ещё меньше – фактура, очевидно, не устраивала, стандартам не соответствовала. Хотя тот же Довженко снимал Максимову не только в «Земле», но и в «Аэрограде». А ещё были старые «Два капитана» (Тётя Даша), «Попрыгунья», герасимовский «Тихий Дон» (Аксинья – Э.Быстрицкая, Дарья – Л.Хитяева, а Максимова – мать Михаила Кошевого), «Отец солдата», «Калина красная», «Карнавал»...» (http://dik-dikij.livejournal.com/363181.html).

10 (23) ноября 1908 года родился Николай Носов. ««Ты, братец, лучше на эту картину не смотри, – говорил ему Козлик. – Не ломай голову зря. Тут все равно ничего понять нельзя. У нас все художники так рисуют, потому что богачи только такие картины и покупают. Один намалюет такие вот загогулинки, другой изобразит какие-то непонятные закорючечки, третий вовсе нальет жидкой краски в лохань и хватит ею посреди холста, так что получится какое-то несуразное, бессмысленное пятно. Ты на это пятно смотришь и ничего не можешь понять – просто мерзость какая-то! А богачи смотрят да еще и похваливают. "Нам, говорят, и не нужно, чтоб картина была понятная. Мы вовсе не хотим, чтоб какой-то художник чему-то там нас учил..."». Это, конечно, на Луне происходит, причём повсеместно, включая обратную сторону, где обитаем мы с вами.
В Солнечном городе всё не так: «...Театр тоже не избежал новых влияний. Нужно отметить, что большое значение во всем этом деле имела мода. Как только один из самых видных театральных режиссеров нарядился в модный костюм с широченными желто-зелеными брюками и в пестрый беретик с кисточкой, он сейчас же сказал, что театр – это не музей, он не должен отставать от жизни, и если в жизни теперь все делается не так, как надо, то и в театре следует делать все шиворот-навыворот...
Многие даже перестали ходить в театры и на концерты, так как боялись попасть на какофоническую музыку или угодить на спектакль, где посетителей хлопали по головам пузырями или приклеивали к стульям смолой... Синтетическим спектакль назывался потому, что в нем соединялись все новейшие достижения концертного и театрального искусства. В то время как большой какофонический оркестр терзал своей музыкой уши слушателей, им еще, сверх того, показывали длинное представление с декорациями, на которых было нарисовано не поймешь что, с актерами, которые изображали не разберешь кого, с обсыпанием публики опилками и битьем по головам хлопушками и наполненными воздухом пузырями.
Пока Незнайку, Кнопочку и Пестренького обсыпали опилками и били по головам пузырями, они молча терпели, так как знали, что в театре без этого нельзя»...
Что остаётся взрослому в этом мире? Только одно – писать детские книги. То есть якобы детские, конечно. Хоть на Солнце, хоть на любой стороне Луны. И даже Цветочный город – не исключение, как бы нам этого ни хотелось
» (http://dik-dikij.livejournal.com/159639.html).

10 (23) ноября 1908 года родилась Эдда Урусова. В Театр Ермоловой она пришла в 1925-м, когда он только-только образовался. В 1938-м её оттуда «изъяли», как это практиковалось в те времена. И вернулась она только в 1955-м. Типа, сама виновата, что княжной родилась.
А ещё она родилась актрисой. Леди Мильфорд («Коварство и любовь») и Надежда Монахова («Последние»)... а потом – Гурмыжская, Кабаниха, Фёкла Ивановна из «Женитьбы», Ислаева («Месяц в деревне»), Меме («Суббота, воскресенье, понедельник»)... Это в театре, а в кино, понятно, характерные роли, преимущественно небольшие – «Братья Карамазовы», «Двенадцать стульев» Л.Гайдая (Клавдия Ивановна, любимая тёща Кисы), «Курьер», «Утоли моя печали»; вспомним и телевизионную «Тайну Эдвина Друда». А самой приметной киноработой актрисы стала, по иронии судьбы, роль в достаточно заурядном детективе «Ларец Марии Медичи» – Урусова сыграла Чарскую-Декальве, такую же потомственную аристократку, какой была сама.
««Княжна» театра Евдокия Урусова», короткая передача канала «Культура» – http://www.newstube.ru/media/knyazhna-teatra-evdokiya-urusova.
Э.Ю.(Е.Ю.)Урусова, 10(23).11.1908 – 23.12.1996


23 ноября 1916 года родился Майкл Гоуф. Для начала – Альфред, дворецкий из первых четырёх «Бэтмэнов» (по «Бэтмэн и Робин» включительно). Далее – всякие ужасы ненаших городков: «Дракула» (Артур Холмвуд), «Призрак оперы» (нет, не опер, а Лорд Амброз), «Госпиталь ужасов» (Доктор Сторм), да к тому же ещё и «Без прикрытия». У нас он тоже побывал, но в других ипостасях – Николай Левин («Анна Каренина» с В.Ли), Фирс («Вишнёвый сад») и, на минуточку, Лев Толстой («Молодой Индиана Джонс: Путешествие с отцом»). А всего в послужном списке британского актёра, по слухам, более 100 ролей, но дворецкий Альфред тут как тут – http://video.yandex.ru/users/kolnay/view/75/#hq (смотрите с 39-й минуты).
М.Гоуф, 23.11.1916 – 17.03.2011


22 ноября 1986 года умер Скэтмэн Кразерс, американский актёр, снявшийся в фильмах «Сияние», «Крысы», «Сумеречная зона». Мы хотели вспомнить о нём вчера, но проявили редкую несогласованность. Да ещё и видео с ним не нашли – ни вчера, ни сегодня. Никакого расизма тут, поверьте, нет.
С.Кразерс, 23.05.1910 – 22.11.1986


23 ноября 1973 года умер Сессю Хаякава. Судьба этого самурая уникальна (а Хаякава на самом деле принадлежал к самурайскому роду). Судите сами: учился на морского офицера, но из-за разрыва барабанных перепонок его списали подчистую. Совершил харакири, но был спасён врачами и удалился в монастырь. В 20 лет покинул монастырь и перебрался в США, где занялся искусством. В 24 стал бакалавром и подался в актёры. С 1912 по 1919 год Хаякава снимается в 8 фильмах, включая «Битву при Геттисберге» и «Гнев богов», в следующий раз появляется на экране только в 1937-м (акцент тут ни при чём, в 1919-м звукового кино ещё не было), а после войны снимается в 6 фильмах за 17 лет, в том числе исполняет свою звёздную роль в фильме 1957 года «Мост через реку Квай», где его герой, японский полковник Сайто, очень не хочет попасть в ситуацию, когда придётся делать себе харакири...
Итак, «Мост через реку Квай» – http://video.mail.ru/mail/lyudm7-395/1786/4515.html (смотрите с 23-й минуты).
С.Хаякава, 10.06.1889 – 23.11.1973


23 ноября 1990 года умер Роалд Даль. В 1943-м он написал «Гремлинов».

23 ноября 1991 года умер Клаус Кински (Николаус Накшински). «многие актёры любят выпучивать глаза с экрана и вообще всячески играют лицом, но у них это – наигрыш (играть нормально они просто не умеют), а Кински таким образом проявляет свою экспрессию, а вовсе не имитирует её. Школа немого кино в чистом виде. Нет, это мы не только о «Носферату», римейке беззвучной классики. То же самое можно сказать и об Агирре, и о Войцеке, и о других крупных работах актёра (надо полагать, не только в фильмах В.Херцога). Так что рискнём назвать К.Кински запоздалой звездой немого кино» (http://dik-dikij.livejournal.com/382510.html).

23 ноября 2006 года умер Филипп Нуаре. «Он много играл в театре, но мы-то его видели только в кино (хотя некоторые экранные роли Нуаре сначала исполнял на сцене). Судя по фильмам, этого актёра отличала редкая способность идеально попадать в стилистику режиссёра: у Р.Клера он был одним, у Ф.Рози, не говоря уже о Б.Блие, – совсем другим. Может быть, поэтому Нуаре был постоянно востребован: в его «послужном списке» более 100 фильмов, среди них – «Всё золото мира», «Топаз», «Большая жратва», «Старая дева», «Украли бедро Юпитера», «Забыть Палермо», «Жизнь и ничего больше» ... «Отбивные», извините, опустим, хотя Нуаре тут ни при чём» (http://dik-dikij.livejournal.com/369204.html).

23 ноября 2006 года умер от отравления полонием Александр Литвиненко. Мрачная шутка: Гамлет уже не актуален, пришло время Полония.

Вот, собственно, и всё.
Впрочем, остался небольшой «довесок», к нему мы вернёмся немного позже.
Subscribe

  • 2021: 23 – 31 августа

    dik_dikij и poziloy Прощаемся с летом. 23 августа 2021 года умер Гоча Ломия. « Ломия... знаком советскому зрителю по своему экранному дебюту – в…

  • 2021: 12 – 22 августа

    dik_dikij и poziloy Продолжаем свою припозднившуюся «летопись». 12 августа 2021 года умерла Уна Стаббс. « Стаббс в Британии была известна как…

  • Год назад: 2020, 8 – 19 сентября

    dik_dikij и poziloy Ещё 12 дней прошлой осени. 8 сентября 2020 года умерла Нафисет Айтекова-Жанэ. « В 1961 году пришла на работу в Краснодарский…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments