dik_dikij (dik_dikij) wrote,
dik_dikij
dik_dikij

Category:

Pro memoria – 70, часть вторая

dik_dikij и poziloy

Что ж, продолжаем.

22 ноября 1963 года умер Клайв Стэплз Льюис, автор «Хроник Нарнии» и весьма неортодоксальный богослов. «Христианство можно сравнить с залом, из которого открываются двери в несколько комнат. Этот зал – место ожидания, из которого можно пройти в ту или иную дверь; в нем ждут, а не живут. Но я уверен в том, что Бог никого не задерживает в зале дольше, чем требуют интересы вот этого, конкретного человека».
О книгах: «Я написал то, что мне хотелось прочитать. Другие люди этого не писали, пришлось самому».
И о книгах – тоже: «Вальс, который приносит радость лишь танцорам, – плохой вальс».
О наших желаниях: «Каждый человек получает в жизни то, чего хочет. Но не каждый после этого рад».
Ну, а напоследок – превосходный образчик силлогизма. Английский юмор иногда тяжеловат, а здесь – в самый раз. Судите сами: «Если бы в кресле лежала невидимая кошка, оно казалось бы пустым. Оно пустым и кажется. Следовательно, в нем лежит невидимая кошка».

10 (22) ноября 1801 года родился Владимир Даль. «Смешно, но кого-то до сих пор смущает, что человек, составивший «Толковый словарь живаго великорускаго языка», был хоть и уроженцем России, но стопроцентным инородцем. Отсюда – нелепые попытки доказать, будто предки Даля – русские староверы, бежавшие в Данию во времена никонианской реформы. С таким же успехом можно утверждать, что предки Ибрагима Ганнибала были русскими, бежавшими в Абиссинию от опричнины. А факт состоит в том, что ребята, которых так волнует происхождение Даля, не сделали всей толпой и тысячной доли того, что сделал для России и русского языка «инородец» Владимир Иванович Даль. Заметьте: одинокий энтузиаст выполнил работу, которой обычно занимается целая бригада исследователей...
А это – из посвящённой Далю статьи в Энциклопедии Брокгауза и Ефрона (автор – С.Булич): «Его словарь, памятник огромной личной энергии, трудолюбия и настойчивости, ценен лишь как богатое собрание сырого материала, лексического и этнографического». Интересно, если профессора Булича не устраивал «сырой лексический материал», чего бы ему хотелось – варёной лексики, жареной, сырокопчёной? может быть, свежезамороженной? Досадно; Булич, ученик Бодуэна де Куртенэ, – это ведь не какой-нибудь Венгеров, упаси Боже. Но – общая черта многих представителей нашего «образованного сословия»: они боятся «сырой» лексики, потому что просто не умеют её готовить. А уж «живаго великорускаго» они боятся тем более, отчего пытаются писать и говорить на воляпюке, кое-как сварганенном в ближайшем подвальчике. Кстати, если даже разбавить воляпюк матерными словечками, ничего от этого не меняется. Право же, жалко разочаровывать некоторых товарищей, но факт есть факт
» (http://dik-dikij.livejournal.com/371564.html).

22 ноября 1869 года родился Андре Поль Гийом Жид. «о Жиде (ударение, прошу заметить, на первый слог) мы не знали ничего, кроме того, что он якобы был «фашистом». Никаким фашистом он, понятно, не был (а из оккупированной Франции эмигрировал), но проштрафился тем, что, посетив СССР в 1936-м году, углядел что-то не то в стране победившего социализма (ну, что-то там вроде отсутствия свободной мысли). Книгу Жида «Retour de l’URSS» предала анафеме аж сама газета «Правда», и на добрых полвека имя автора вычеркнули из нашего обихода...
«Искусство живёт принуждением и гибнет от свободы» (чем же ему, интересно, СССР в этом случае не угодил? ну, разве что перестарались немного). Впрочем, кроме шуток, что-то в этом есть: без сопротивления не от чего отталкиваться, и искусство, как и всё остальное, старательно имитирует поступательное движение, а на самом деле остаётся в исходной точке; говорят, теоретически возможно и самому для себя найти, от чего оттолкнуться, но это удаётся лишь отдельным счастливчикам, проще в лотерею выиграть. Кстати, от нынешней власти не оттолкнуться, она для этого слишком жидкая по своей природе.
А вот ещё из Андре Жида: «Вообразите фальшивую золотую монету в десять франков. Её истинная цена каких-нибудь два су. Она будет стоить десять франков, пока не узнают, что она фальшивая». То есть пока в толпе не найдётся мальчика, способного достаточно громко крикнуть: А король-то голый! И нужного количества взрослых, способных его расслышать
» (http://dik-dikij.livejournal.com/219115.html).

22 ноября 1890 года родился Шарль Андре Жозеф Мари де Голль. «Почему-то считается, что в трудные для страны или нации моменты Бог (если угодно, Провидение) посылают того, кто в силах эту страну или нацию спасти. Если бы это было так, государства бы не гибли, а нации не исчезали с лица Земли: в критический момент ниоткуда возникал бы готовый лидер. Это не так, лидеры не возникают ниоткуда, они должны уже занимать определённые стартовые позиции, быть хотя бы полковниками, как де Голль в 1940 году. Кто услышит рядового, будь он хоть семи пядей во лбу, а главное – кто ему, неизвестному, поверит? Вот и получается: там, где настоящий лидер не может загодя выйти на нужный плацдарм – горе стране и её народу: выбор между соучастником развала и каким-нибудь маргиналом – безвыигрышная лотерея, как ни крути. Исключения? Да, возможны, но слишком редко» (http://dik-dikij.livejournal.com/398217.html).

22 ноября 1927 года родилась Валентина Владимирова. Она сыграла около 100 кино- и телеролей; самая громкая – Марья Кирилловна (мать Прохора Громова) в старом телесериале «Угрюм-река». Были и роли поменьше – Мария («Поэма о море» А.Довженко), Авдотья («Простая история»), Тётя Маруся («Не забудь... станция Луговая»), Мать Виктора («Три дня Виктора Чернышёва»). И ещё – «Летят журавли», «Председатель», «Звонят, откройте дверь», «Неподсуден», «Старики-разбойники», «Тени исчезают в полдень», «Единственная», «Чужие письма», «Белый Бим – Чёрное ухо»... Помните?
«Чтобы помнили» – http://video.yandex.ru/users/gonch-an/view/215/#hq.
В.Х.Владимирова, 22.11.1927 – 23.03.1994


10 (22) ноября 1878 года умер Пётр Вяземский. Мы посвятили ему пост год назад (http://dik-dikij.livejournal.com/158649.html), там было много цитат, а на сей раз ограничимся лишь несколькими. Выбирать, поверьте, было очень трудно, очень уж всё в тему.
«По большей части пишут у нас те, которым писать нечего и не о чем. Те, которым писать было бы о чем, не имеют привычки или дичатся писать».
«В настоящую минуту верховное место в литературе нашей праздно. Наша эпоха отвечает исторической эпохе нашего междуцарствия, смут и самозванцев».
«Направление к расстройству, к беспорядку мы не можем назвать направлением; это разве уклонение».
«По этому предмету говорил Гнедич: "Представьте себе на рынке двух торговцев съестными припасами: один на чистом столике разложил слоеные, вкусные, гастрономические пирожки; другой на грязном лотке предлагает гречневики, облитые вонючим маслом. К кому из них обратится большинство покупщиков? Разумеется, к последнему"».
«В старину переводились у нас иностранные драмы с переложением на русские нравы, так что все выходило ложно: был искажен и подлинник, были искажены и изнасилованы нравы. То же бывает и с историями, выкроенными по последнему образцу и по последнему вкусу, то есть переложенными на новые либеральные нравы».
«Разница между лицами, вымышленными фантазиею писателя с дарованием, и лицами, может быть иногда и действительным, которых писатели другого разряда выводят на сцене или на страницах романа, заключается в следующем... в лицах первого разряда, то есть вымышленных, есть истина, то есть художественная реальность; а в лицах другого разряда, домогающихся казаться реальными, есть ложь или отсутствие дарования, как не воспроизводи живописец каждую бородавку, каждое родимое пятнышко, каждую морщинку на лице избранного им подлинника; в подробностях есть утомительная отчетливость, но в целом нет оригиналов, нет жизни».
«Часто повествователи держатся неотлучно при своих героях, то есть при школьниках своих. Они перед публикою подсказывают им понятия и чувства свои. Им все хочется проговориться и сказать публике: это я так говорю, так мыслю, так действую, так люблю, так ненавижу, и проч. Ищите меня в приводимых мною лицах, а в них ничего не ищите. Они нули, и только при моей всепоглощающей единице они составляют какое-нибудь число. Оттого повествование и при количество лиц, нагнанных ими на сцену, выходят однообразны и одноголосны, а следовательно, протяжны и скучны».

22 ноября 1916 года умер Джек Лондон (Джон Гриффит Чэйни). Однажды он с горечью написал: «Мы никогда не выигрываем. Иной раз нам это кажется, но такова маленькая любезность, которой удостаивают нас боги».

22 ноября 1963 года умер Олдос Леонард Хаксли. «Понятно, что нынче мы вступили в тот самый прекрасный новый мир, который он описал. И не просто вступили, а крепко вляпались – чуете, чем пахнет? «Возможно, этот мир – ад какой-то другой планеты». Да уж, не исключено. Не надо упрощать, скажете? Отчего же? «Реальность, бесконечно сложна для нашего познания. Мы должны упрощать». Интересно, как это мы дошли до жизни такой? «История – как мясной паштет: лучше не вглядываться, как его приготовляют». Хороший такой паштет, с кровью. Впрочем, какая разница? В конце концов, «Факты истории интересуют нас только в том случае, если они вписываются в наши политические убеждения». Не только в политические, впрочем, но и вообще во всяческие представления о том, о сём. А если факты взглядам нашенским не соответствуют, тем хуже, сами понимаете, для кого. В общем, как мы почерпнули из возлюбленного нами источника, так оно было, есть и будет. В сущности, «Большинство людей обладают совершенно уникальной способностью все принимать на веру» (все цитаты – по http://citaty.info/man/oldos-haksli).
И это, естественно, тоже оттуда: «До тех пор, пока люди будут преклоняться перед Цезарями и Наполеонами, Цезари и Наполеоны будут приходить к власти и приносить людям несчастья»
» (http://dik-dikij.livejournal.com/330192.html).

В этот же день, 22 ноября 1963 года, но по другую сторону Атлантики, погиб Джон Фитцджералд Кеннеди. Полвека назад куда реже употребляли слово «харизма», а харизматичные лидеры появлялись один за другим. Сейчас об этой самой харизме только и делают, что говорят...

22 ноября 1979 года умер Алексей Чернов. Актёр Воронежского драмтеатра имени Кольцова пришёл в кино далеко не мальчиком (за 50), но освоился на съёмочной площадке мгновенно и даже распрощался со сценой ради экрана. Вскоре пришла известность: Чернова запомнили как Максима Максимовича («Герой нашего времени») и Деда Атанаса («Трембита»). Следующие роли были, что называется, поскромнее, но названия фильмов говорят сами за себя: «А зори здесь тихие» (Майор), «Анискин и Фантомас» (Прокурор), «Три дня Виктора Чернышёва» (Дядя Павел), «Белый Бим – Чёрное ухо» (Лесник) (обратите внимание: в «Трёх днях» и в «Белом Биме» снимался не только Чернов, но и В.Владимирова). Назовём и две последние роли Чернова – сказочные, в самом прямом значении этого слова: «Аленький цветочек» (Старик) и «Подарок чёрного колдуна» (Оборотень). Ну, оборотней нам показывают регулярно, так что пусть будет Старик – http://video.yandex.ru/users/erihgeesuo/view/311/# (смотрите с 17-й минуты).
А.П.Чернов (Груздев), 11.06.1908 – 22.11.1979


В один день с Черновым, 22 ноября 1979 года, умер Евгений Помещиков, известный сценарист («Трактористы», «Сказание о земле Сибирской», «Укротительница тигров», «Медовый месяц»).

22 ноября 1980 года умерла Мэй Уэст. «С годами она стала известной голливудской дивой и секс-символом 30-х посткризисных – можно сказать, предшественницей Мэрилин Монро. Только Уэст, кроме того, не погнушалась ещё и славой скандального драматурга; её любимыми темами считаются секс и жизнь секс-меньшинств» (http://dik-dikij.livejournal.com/339196.html). А ещё Уэст славилась внушительным бюстом, в честь которого двубашенный лёгкий танк М-2 в американской армии так и прозвали: Мэй Уэст.

22 ноября 1990 года умер Борис Рунге. Актёром он стал ещё в детстве, до войны; единственной главной киноролью Рунге так и остался Петя Бачей из «Белеет парус одинокий». А после войны были почти 40 лет службы в Театре Сатиры (Велосипедкин в «Бане»), озвучка мультиков («Мешок яблок» – Ёжик), кинороли – небольшие («Свадьба с приданым») и совсем маленькие. Скажем, в «Берегись автомобиля» (Пассажир, опоздавший на поезд) и других фильмах Э.Рязанова («Старики-разбойники», «Невероятные приключения итальянцев в России»). Но был ещё Пан Профессор в «Кабачке "13 стульев"», а это в корне меняет дело.
Вот, смотрите – http://video.mail.ru/mail/zhans_1959/15384/15433.html, Пан Профессор и Пани Моника собственными персонами.
Б.В.Рунге, 07.08.1925 – 22.11.1990


22 ноября 2010 года умер Жюльен Гийомар. Он часто играл полицейских – начальников («Прощай, полицейский») и комиссаров («Инспектор-разиня», «Откройте, полиция!»). Плюс «Крылышко или ножка» (Ресторатор), фильмы с П.Ришаром («Он начинает сердиться») и Ж.-П.Бельмондо («Чудовище»). В общем, вполне узнаваемое лицо. Даже с хроническим насморком («Откройте, полиция!») – http://video.mail.ru/mail/wilde-orhidee/3111/13112.html (с 68-й минуты).
Ж.Гийомар, 03.05.1928 – 22.11.2010


Окончание – завтра.
Subscribe

  • 2021: 23 – 31 августа

    dik_dikij и poziloy Прощаемся с летом. 23 августа 2021 года умер Гоча Ломия. « Ломия... знаком советскому зрителю по своему экранному дебюту – в…

  • 2021: 12 – 22 августа

    dik_dikij и poziloy Продолжаем свою припозднившуюся «летопись». 12 августа 2021 года умерла Уна Стаббс. « Стаббс в Британии была известна как…

  • Год назад: 2020, 8 – 19 сентября

    dik_dikij и poziloy Ещё 12 дней прошлой осени. 8 сентября 2020 года умерла Нафисет Айтекова-Жанэ. « В 1961 году пришла на работу в Краснодарский…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 4 comments