dik_dikij (dik_dikij) wrote,
dik_dikij
dik_dikij

Category:

... вместо музыки

Алексей Битов (poziloy)

Можно считать это преамбулой к следующему, вечернему посту.
Там всё будет конкретно, а пока – так, вообще. Об отношении режиссёров к тексту.
Чтобы не повторяться, начну с нескольких цитат.
«...драматург и актер были одним лицом; первым шагом в процессе дифференциации постановки театрального представления было отделение актера от автора. Второй шаг означал, что автор также утрачивает свою функцию постановщика пьесы: так родились режиссер и театральный художник... Герменевтическая функция сложна; она требует такой специализации, образования и мастерства, которыми актер или режиссер могут совсем даже не владеть. Без профессионального интерпретатора “разумный смысл пьесы” будет утрачен и актеры будут пытаться компенсировать его, акцентируя вместо этого в спектакле приемы телесной пластики» (Г.Шпет, цитируется по изложению Г.Тиханова, см. http://magazines.russ.ru/nlo/2008/91/ti4.html )».
«...вернёмся к отрицанию Кугелем режиссёрского театра. Повторю: конечно, критик перебарщивал. Но, возможно, он просто раньше других увидел, к каким «вывертам» это может привести: части дирижёров надоело быть просто дирижёрами, они решили саму исполняемую их оркестрами музыку переделывать на тот или иной лад по собственному усмотрению. К чему это привело, мы знаем. Приобретения при этом, скажем честно, есть, но потерь, надо полагать, больше.
Более того, некоторым режиссёрам, как выяснилось, хорошая музыка вовсе не нужна: в конце концов, чем «сырее» исходная партитура, тем проще её перелопачивать для собственного исполнения
» (http://dik-dikij.livejournal.com/370848.html).
«Ничего, скоро новые дирижёры появятся, несгибаемые. Значит, так, – скажет какой-нибудь новатор, – пианист будет играть, лёжа на инструменте, а вот виолончелистку мы, пожалуй, разденем и поместим на подиум. И понеслось!..
Значит, так, – говорит дирижёр «новой волны», – сажаем музыкантов в аквариум, заливаем водой, в воду запускаем пираний. Играем, как умеем, тональность тут не важна...
… искусство режиссёра (как и дирижёра, кстати) – отнюдь не в том, чтобы рассадить исполнителей как-нибудь по-другому или раздеть их догола, а в умении прочитать партитуру. Если кто не в курсе, подскажу: партитура спектакля в обиходе называется пьесой. Как и в музыке, если речь идёт о серьёзной музыке, трактовать партитуру чаще всего можно по-разному, ни в малой мере не противореча записанным нотам. Хотя бы усилить звучание того или инструмента, подчеркнуть ту либо иную паузу
» (http://dik-dikij.livejournal.com/201490.html).
«Солируют тут молодые режиссёры, как правило, освоившие техническую сторону ремесла, но к взаимодействию с серьёзным текстом не способные (во всяком случае, пока не способные). Они не хотят и не умеют интерпретировать текст и уподобляться дирижёру, интерпретирующему, допустим, симфонию. Им гораздо ближе театральный перформанс; хрестоматийное «Поставить можно даже телефонную книгу» они восприняли как руководство к действию. Ну, телефонную книгу – всё-таки стрёмно, так что желательно найти нулевой текст (лучше заявленный в качестве «драматургии») и нагромоздить вокруг него всякие мыслимые и немыслимые конструкции. Дирижёру подобного типа очень подошли бы пресловутые «4′33″» Дж.М.Кейджа; публика будет смотреть, как некто с палочкой виртуозно размахивает руками, и никакие звуки не отвлекут её от этого замечательного зрелища. А если всё-таки приходится мириться со звуками, лучше всего взять бессмысленный набор аккордов; публику они вряд ли заинтересуют, стало быть, всё внимание опять-таки привлечёт к себе дирижёр (правда, оркестранты могут помешать, значит, надо дирижировать попричудливее, чтобы на музыкантов не обращали особого внимания). Есть такая категория, не правда ли?» (http://dik-dikij.livejournal.com/390279.html).
«Режиссёр-дирижёр, режиссёр-интерпретатор необходим театру не меньше, чем «чистый» режиссёр. И его работа заслуживает ничуть не меньшего, а иногда и большего восхищения – если эта работа удалась, конечно» (http://dik-dikij.livejournal.com/258508.html).
Где вы, дирижёры? Вас вытесняют дизайнеры, причём эти дизайнеры даже не понимают, что их работа по сути своей вторична: в пустоте нет предметов для дизайна. Или дизайн превращается в самоцель, что нелепо.
Смысл дизайна, если без экивоков, заключается именно в том, чтобы из любого подручного материала слепить конфетку. Чем материал твёрже, тем, понятное дело, труднее с ним работать. Требуется мягкий материал, говно подходит идеально. Пластилин тоже подходит, но говно как-то органичнее. А запах? Что запах? Некоторым нравится, других несложно взять на слабо, третьи присоединятся за компанию.
Забавно, В.Шкловский ещё у Мейерхольда (к которому так любят апеллировать защитники нынешнего «дизайна») подметил эту черту: добротный драматический текст некоторым режиссёрам не нужен, он только мешает. Но в те времена, насколько могу судить, дерьмо ещё не рассматривалось как идеальный по пластичности материал.
А если без аллегорий... тексты дробятся на сцены, сцены – на слова, слова – на буквы. Зачем же заниматься лишней работой, дробить что-то там? Не проще ли сразу же взять за основу бессвязный набор букв? Некоторые«дизайнеры» так и делают.
Мало того, уже и дирижёры часто прикидываются как бы дизайнерами, а то против ветра, знаете ли, стрёмно. А ветер не стихает; он искусственный, что ему сделается, пока горючее не иссякнет.
Дизайнеры нынче в фаворе.
Нет, ребята, пока вы не умеете работать с твёрдым (и упругим!) материалом, никакие вы не режиссёры, а фуфло.
Сколько бы сводный хор Ниф-Нифов и Нуф-Нуфов, любителей непрочных материалов, ни пел свою весёлую песенку («Хоть полсвета обойдешь, Обойдешь, обойдешь, Лучше дома не найдешь, Не найдешь, не найдешь!». Волка давно нет, есть и.о.; он по природе своей шакал, с ним и договориться можно. С ним можно, а с зимой – нет.
Запомните на всякий случай, а то нынче своими именами вещи называют редко (в самом деле, как бы чего ни вышло).
Пользуйтесь моей добротой, так и быть.
Subscribe

  • Вынужденное

    Алексей Битов (poziloy) Очень не хотелось снова писать про всю эту ковидно-вакцинную вакханалию, но деваться, повторю, некуда. Хотя прекрасно…

  • Мастер, Маргарита и немного футбола

    Алексей Битов (poziloy) « Смотреть матч по телевидению все равно, что изучать животное по скелету. Все вроде бы ясно, а теплого и трепетного…

  • 2021: 1 – 15 ноября

    dik_dikij и poziloy Юрий Клепиков, Геннадий Чихачёв, Виктор Коклюшкин и другие. 1 ноября 2021 года умер кинодраматург Юрий Клепиков – сценарист…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 6 comments