dik_dikij (dik_dikij) wrote,
dik_dikij
dik_dikij

Без желания (часть вторая и последняя)

Алексей Битов (poziloy)

Вчера, если помните, остановился я на том, что в спектакле «Коляда-театра» «Трамвай "Желание"» не хватает трёх вещей: Теннесси Уилльямса, трамвая и желания. Трамвая, впрочем, нет и в первоисточнике, это нечто бесплотное – возможно, метафора. Зато с Желанием в пьесе всё в порядке, а в спектакле оно отсутствует напрочь. О каком, собственно, Желании может идти речь, если сексуальные отношения между мужчиной и женщиной по самой логике постановки есть гадость необычайная, и зачем этим занимаются обитатели сценического пространства, непонятно – то ли из-за скотства природного, то ли от делать не фига. Кто же занимается столь неблаговидной деятельностью по собственному, извините, желанию?
Убедительная просьба: не ищите здесь намёков на чей-то гомосексуализм, не в этом дело. Гомосексуалистам, полагаю, тоже знакомо такое понятие как Желание, меняется, в сущности, только половая принадлежность желаемого. А тут – другое. Чего хочет тот же Стэнли? Покуражиться, яйца почесать да харкнуть куда-нибудь – понятно. Взобраться вверх по социальной лестнице – допустим. Насчёт покера или катания шаров в кегельбане – уже сомневаюсь: это отчасти ритуал, а отчасти желание почувствовать себя вожаком стаи. Всё это возможно, только список желаний получается каким-то выхолощенным, что ли, чего-то в нём ощутимо не хватает. Совсем не по Уилльямсу, между прочим, и даже вопреки ему.
Тем не менее, если бы всё ограничивалось отсутствием Желания, и только, можно было бы сказать, что Уилльямс у Коляды вышел каким-то кривым. А тут его нет вообще – вернее, скажем так, почти нет, от него остался только финал, всё остальное – из другой пьесы. Автор этой пьесы известен, и его зовут Николай Коляда. А в сочетании с уиллиямсовской концовкой автор и вовсе получается интересный; назовём его так: Николесси Коляддинс.
В чём фокус? Герои Уилльямса стали такими, какими стали, под воздействием внешней объективности, именуемой жизнью. А у Коляды всё определяется самой сущностью его персонажей, они живут в своём (отчасти вакуумном) мире, и ссылки на внешнюю жизнь для них – отмазка, не более. Они – лузеры ab ovo (но не от того яйца, которое при случае почёсывает Стэнли), и они проиграли бы при любом «наружном» раскладе. Они (по данным разведки, как пел когда-то Гребенщиков) только тем и занимались, что воевали сами с собой. Они выстраивали свои нескончаемые иллюзии в мире виртуальном, а с реальностью, какой бы она ни была, эти иллюзии не коррелировались никак: эдакая Большая (но не вполне Американская) Мечта.
У Дж.Конрада в «Тайфуне» капитан Мак-Вир на предложение изменить курс, поскольку надвигается буря, реагирует так: «меня спросят: "Где же это вы были, капитан?" Что я им скажу? "Старался улизнуть от непогоды", – пришлось бы мне ответить. "Должно быть, погода была чертовски скверная?" – сказали бы они. "Не знаю, – ответил бы я. – Я ловко от нее улизнул". Вы понимаете, Джакс?». Сам Мак-Вир предпочитает вести себя иначе: «Буря есть буря, мистер Джакс, – резюмировал капитан, – и пароход должен встретить ее лицом к лицу. На свете немало бурь, и нужно идти напролом». Герои «Трамвая» всё-таки предпочитают «улизнуть», а у героев Коляды позиция иная, третья: лучше всего закрыть глаза и помечтать о мире, где никакой тайфун невозможен в принципе. Почувствуйте разницу, как с некоторых пор говорят в подобных случаях.
Нет, закрыть глаза и видеть сны – тоже позиция, и в нашей яви сторонников у неё много, только Уилльямс здесь ни при чём, как ни при чём ни Бланш Дюбуа, ни Стэнли Ковальски. В спектакле «Коляда-театра» они говорят друг другу: Ты мне снишься, – именно эти слова слышны совершенно отчётливо, дикция у постановщика вполне на уровне. Бланш и Стэнли существуют в параллельных мирах, и никакого конфликта у них быть не может; на одной половине площадки вода, на другой лёд, одна команда играет в водное поло, другая в хоккей, и ни один игрок не рискует получить травму в столкновении с соперником, которого нет. У Уилльямса по-другому: миры Бланш и Стэнли сталкиваются между собой так, что искры летят, и вопроса, а у кого с кем конфликт, возникнуть попросту не может.
С другой стороны, Коляда не стал переписывать «Трамвай» до конца. В его духе финал скорее должен был быть таким: Бланш убегает от «убийц в белых халатах», Стелла вышвыривает мужа из квартиры, сёстры запираются на все запоры и дуэтом декламируют нечто вроде «Мы ещё увидим небо в алмазах», а в это время психоперевозчики, Стэнли, вызванная им полиция и ряженые со всего квартала ломятся в дом снаружи, но ворваться не успевают потому, что опускается занавес.
Хитрый вопрос: а почему Коляда сохранил мрачный финал Уилльямса? Вот тут самое время вспомнить про давний спектакль А.Гончарова в Маяковке, Коляда наверняка в курсе. Гончаров, если помните, решил, что всё должно кончиться хэппи-эндом: появился Митч, отбил Бланш и унёс её в светлое, надо полагать, будущее. При всём уважении к Гончарову, подобный финал получился насквозь фальшивым, и Коляда, скорее всего, это учёл. Впрочем, наверняка причина не только в этом, но и в этом, наверное, тоже. А в итоге получился спектакль по пьесе того самого Н.Коляддинса: Уилльямса там почти нет.
И, разумеется, нет никакого Желания.
Другая пьеса, в которой обе составляющие даже не отвергают, а отторгают друг друга. Опыт сценической трансплантологии, как чаще всего и бывает, оказался неудачным, хотя и был выполнен, на мой взгляд, на приличном профессиональном уровне, пусть даже с некоторыми недочётами.
Странно звучит: при стрельбе из пушек по воробьям подносчики снарядов, заряжающие и наводчики сработали вполне профессионально. Так-то оно так, но где артиллерия, а где воробьи?
Не прижилось. Не срослось. Не попало.
Subscribe

  • 2021: 12 – 22 августа

    dik_dikij и poziloy Продолжаем свою припозднившуюся «летопись». 12 августа 2021 года умерла Уна Стаббс. « Стаббс в Британии была известна как…

  • Год назад: 2020, 8 – 19 сентября

    dik_dikij и poziloy Ещё 12 дней прошлой осени. 8 сентября 2020 года умерла Нафисет Айтекова-Жанэ. « В 1961 году пришла на работу в Краснодарский…

  • Год назад: 2020, 1 – 7 сентября

    dik_dikij и poziloy Воспоминания вслед. В первый день прошлой осени ушли Крапивин, Клюев и Печерникова. А закончилась та первая неделя смертью…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 15 comments

  • 2021: 12 – 22 августа

    dik_dikij и poziloy Продолжаем свою припозднившуюся «летопись». 12 августа 2021 года умерла Уна Стаббс. « Стаббс в Британии была известна как…

  • Год назад: 2020, 8 – 19 сентября

    dik_dikij и poziloy Ещё 12 дней прошлой осени. 8 сентября 2020 года умерла Нафисет Айтекова-Жанэ. « В 1961 году пришла на работу в Краснодарский…

  • Год назад: 2020, 1 – 7 сентября

    dik_dikij и poziloy Воспоминания вслед. В первый день прошлой осени ушли Крапивин, Клюев и Печерникова. А закончилась та первая неделя смертью…