dik_dikij (dik_dikij) wrote,
dik_dikij
dik_dikij

И немного о ПТЖ

Алексей Битов (poziloy)

Всё-таки надо бы, конечно, сказать пару слов о «Петербургском театральном журнале», коль скоро он в мои руки попался. Скажу сразу: уклона в сторону псевдосовременной псевдодраматургии в № 3 (65) за 2011 год я не заметил. Собственно, о драматургии там вообще говорят мимоходом – только в диалоге о «творчестве» г.Пряжко и в контексте спектаклей. Тут – не о драматургии даже, а о литературной подоснове: скажем, в одной статье мирно уживаются Достоевский, Метерлинк и Куприн. А дальше – Володин, Гоголь, Курочкин. Это – в «питерской» части, а в «московской» ещё веселее – те же Достоевский и Володин, потом Чехов, а потом – Исаева и Клавдиев. Собственно, а почему бы и нет? Пишут-то о спектаклях, или, скажем осторожнее – о постановках.
Вот тут, конечно, подход… м-м-м… ладно, не буду. Короче, он самый. «Косте явно и не до Нины, в конце спектакля улегшейся на стол и раздвинувшей перед ним ноги в ответ на признания в любви». Это, конечно, исключительно значимый момент спектакля, а что там в основе – по барабану, «Чайка» или какая-нибудь «Стряпуха». Есть такое подозрение, что некоторым режиссёрам-новаторам это без разницы – читать они не умеют. Нет, буквы, конечно, знают, 33 или почти 33, могут даже сложить отдельные слова, а иногда и фразы, но общей картинки не складывается. А если не складывается, то и ставить нечего – ни темп не задашь (как это сделать по отдельным эпизодам?), ни акценты не расставишь (аналогично). И получаются во многих случаях не спектакли, а упражнения с предметами. Впрочем, какая разница? С точки зрения критического постмодерна, всё едино, и авторы ПТЖ (во всяком случае, в своём большинстве) исходят именно из этого. Не случайно в «московской» части журнала на полном серьёзе обсуждают проект «Человек.doc» в Театре «Практика» – проект, который с точки зрения принадлежности к театру ничего, кроме улыбки, вызвать не может (если вы – не полный постмодернист, конечно).
Хорошо, а какую драматургию всё-таки предпочитает (и пропагандирует) ПТЖ? А вот тут лучше отложить бумажное издание в сторону и заглянуть на сайт журнала. Только что, 4 ноября, там появился новый раздел: «Драматургия» (http://ptj.spb.ru/blog/otkryt-razdel-drama/). Читаем, так сказать, вводную: «Мы открываем новый раздел сайта «Петербургского театрального журнала»… Проект «Драматургия» – это указатель, содержащий много тысяч пьес, необходимых театральным читателями коллегам, и сообщающий путь для их получения. Мы хотим помочь вам плавать в драматургическом море. Раздел будет постоянно пополняться новыми пьесами. Следите!». Правда, тут – весьма существенная оговорка: «Мы пополняем раздел из определенных источников (конкурсы, лаборатории, литературная части театров). САМОТЕК НЕ ПРИНИМАЕТСЯ». Сразу же появились первые тексты – в основном, лауреаты «Евразии» и «Любимовки». Ярая противница «новой драмы» г-жа Дмитревская, видимо, не догадывается, что пропагандирует тексты, в значительном большинстве относящиеся к той самой «новой драме». Кроме того, удивляет бессмысленность работы. Лауреаты «Евразии» в полном составе выложены на сайте «Евразии»; большая часть этих «пьес» – полная лабуда, извините, заявляю это со всей ответственностью. Теперь эта лабуда будет выложена в Сети в двойном (и более) размере, и кто от этого выиграет? Вопрос, согласитесь, риторический. Вы верите, что г-жа Дмитревская не ведает, что творит? Говорю сразу: я не верю; напротив, главред ПТЖ ещё раз подтвердила, насколько её «эстетические», если так можно выразиться, позиции, совпадают с аналогичными «позициями» семьи Угаровых. Широкий жест в сторону «новой драмы»; оценят ли его должным образом, другой вопрос, я по этому поводу не парюсь и вам не советую .
Впрочем, за «Любимовку» лично я весьма благодарен и г-же Дмитревской, и г-же Строгалёвой. Теперь знаю, где эти шедевры искать; следите за публикациями в нашем ЖЖ.
Ещё раз повторю: никакой принципиальной разницы между Угаровым/Греминой и Дмитревской не существует. Всё та же славная компания. А личные отношения – что личные отношения? Вратарь и штатный бомбардир могут играть в одной команде, а в мирной жизни друг друга не переваривать.
Какая разница? На поле они всё равно выходят вместе.
А больше и говорить не о чем.
Subscribe

  • 2021: 23 – 31 августа

    dik_dikij и poziloy Прощаемся с летом. 23 августа 2021 года умер Гоча Ломия. « Ломия... знаком советскому зрителю по своему экранному дебюту – в…

  • 2021: 12 – 22 августа

    dik_dikij и poziloy Продолжаем свою припозднившуюся «летопись». 12 августа 2021 года умерла Уна Стаббс. « Стаббс в Британии была известна как…

  • Год назад: 2020, 8 – 19 сентября

    dik_dikij и poziloy Ещё 12 дней прошлой осени. 8 сентября 2020 года умерла Нафисет Айтекова-Жанэ. « В 1961 году пришла на работу в Краснодарский…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 8 comments