dik_dikij (dik_dikij) wrote,
dik_dikij
dik_dikij

Pro memoria – 63, часть вторая

dik_dikij и poziloy

Не будем оригинальничать, начнём с юбилея – 100 лет, красивая цифра.
29 октября 1911 года умер Джозеф Пулитцер – человек, имя которого носит престижная журналистская премия в США. Пулитцер некогда утверждал: «Честность для газеты то же самое, что добродетель для женщины». Вот что тут сказать? Только одно: бляди, сэр!

28 октября 1704 года умер Джон Локк. «Создавайте лишь немного законов, но следите за тем, чтобы они соблюдались», – советовал он. М-да.
И ещё, тоже из Локка: «Ни в одной области разум не нуждается в более тщательном и осторожном руководстве, чем в пользовании книгами».
Комментировать полагаем излишним.

28 октября 1787 года умер Иоганн Карл Август Музеус. Он собирал сказки и записывал их в собственной литературной обработке. В одном из писем суть народной сказки Музеус определил так: «перед нами предстаёт мир, создаваемый в силу воображения в той мере, в какой позволяет истина... Однако, мне думается, национальный характер в них раскрывается точно так же, как и в произведениях народного ремесла и искусства...».

28 октября 1923 года умер Фёдор Корш. «Антрепризой нынче называют и нестационарный театр, и спектакли с участием специально приглашённых актёров. Вот только Ф.А.Корш тут уже ни при чём – у него и помещение было (сначала одно, потом другое), и труппа, и репертуар.
И не просто труппа, имена-то какие: Давыдов, Москвин, Остужев, Кторов. И не просто репертуар, но Гоголь, Грибоедов, Лермонтов, Островский, Сухово-Кобылин, Чехов (между прочим, впервые поставлен именно у Корша), Толстой, а также Шекспир, Мольер, Шиллер, Ибсен... Ну, не только они, конечно, но ещё и многие другие, типа Мясницкого и Мансфельда... Репертуар отбирал сам владелец, проявляя иногда завидную оперативность (в частности, с переводом «свежих» европейских пьес – борьба за выживание, знаете ли). Режиссёры приглашались на конкретную постановку, а иногда и принимались в штат (как, например, Н.Н.Синельников), но даже и в этом случае решающее слово в определении, что ставить, оставалось за владельцем...
Просто частный театр, конкурировавший с государственными. Долгое время борьба шла с переменным успехом, но последнее слово, естественно, осталось не за Коршем: к 1917 году, когда владелец по состоянию здоровья был вынужден оставить своё детище, оно уже являло собой всего лишь остаток былого величия, как это ни печально. И всё-таки Корш продержался целых 35 лет, за что, несомненно, заслуживает уважения.
Меценатом он, конечно, не был, интерес свой имел, но театр, судя по всему, любил непритворно, вкладывал в него бессчётное количество времени, сил и нервов (наверняка и без отдачи иногда)
» (http://dik-dikij.livejournal.com/139401.html).

28 октября 1962 года умерла Вера Пашенная. «Факты говорят сами за себя: актриса служила в Малом более полувека; некоторые роли перешли к ней не от кого-нибудь, а от Ермоловой; полный список работ Пашенной – на http://www.maly.ru/people.php?name=PashennayaV. Что к этому добавить? Вот характерная деталь: в сезоне 1922/23 годов МХАТ отправился в большое заграничное турне; звёздный состав «команды» напоминать, наверное, не надо, но Станиславский решил усилиться, и в поездку взяли Пашенную...
С кино дела обстояли похуже. Ещё до революции Пашенная снялась у братьев Пате в экранизациях «Бесприданницы» и «Грозы» (естественно, в главных ролях), а потом случился перерыв на 40 с лишним лет. Только в конце 1950-х актриса несколько раз появилась на экране, но не в главных ролях; можно вспомнить «Екатерину Воронину», например. А ещё был, конечно, «Идиот», где Пашенная сыграла Генеральшу Епанчину. Как говорится, маловато будет, но что поделать?
И ещё надо бы назвать несколько спектаклей, записанных на плёнку в начале 1950-х: «Волки и овцы» (Мурзавецкая), «Васса Железнова» (Васса, понятно), «На всякого мудреца довольно простоты» (Манефа – роль, которую абы кому в Малом не отдают, такова традиция)
» (http://dik-dikij.livejournal.com/360584.html).

28 октября 1969 года умер Корней Чуковский (Николай Корнейчуков). «Критиком К.И. был незаурядным – жаль, что в советские времена подобная критика находилась под строжайшим запретом (отмечу в скобках: сегодняшняя тусовка мечтает вернуть это завоевание Советской власти)...
Читайте Чуковского. Не ограничивайтесь «Мухой-Цокотухой», «Мойдодыром» и даже «Тараканищем».
К современным критикам это тоже относится. Учитесь
» (http://dik-dikij.livejournal.com/139020.html).

28 октября 1993 года умер Юрий Лотман. «Семиотик (основатель целой школы), литературовед, культуролог. Человек, многое сделавший для русской гуманитарной науки. И едва ли не больше всех – для возвращение Тартускому университету былой Дерптской славы» (http://dik-dikij.livejournal.com/139674.html).
А это – из работы Лотмана «О природе искусства» (http://vivovoco.rsl.ru/VV/PAPERS/LOTMAN/LOTMAN05.HTM): «Наука и искусство – это как бы два глаза человеческой культуры. Именно их различие (и равноправие) создают объёмность нашего знания. Искусство нельзя отнести к области забав или же наглядных иллюстраций к высоким моральным идеям. Искусство – форма мышления, без которого человеческого сознания не существует, как не существует сознания с одним полушарием».

28 октября 1997 года умерла Елизавета Никищихина. В 20 лет она сыграла Антигону в Театре Станиславского, и последней ролью актрисы тоже стала Антигона (но уже в антрепризном проекте). Она была Вассой Железновой у А.Васильева и Агафьей Тихоновной у В.Мирзоева. Да что сотрясать воздух, театралы Москвы знают, какая это была актриса. К сожалению, не всё у неё шло гладко, были периоды «простоя» (например, А.Товстоногов почему-то Никищихину игнорировал), но уж если получалось, так получалось.
Увы, кинозрители её видели слишком мало, чтобы оценить, как следовало бы. На счету актрисы – около 70 ролей, много, вот только главных среди них нет. «Скверный анекдот», «Шла собака по роялю», «Торпедоносцы», «Принцесса на бобах»... на телевидении – «И это всё о нём», «Приключения Электроника», «Покровские ворота», «Чародеи», «Пеппи Длинный чулок», «Мёртвые души» М.Швейцера, «Противостояние»... роли либо небольшие, либо совсем маленькие. Обидно, нет слов. Что имеем, не храним, только и умеем, что плакать, потерявши.
«Разбитые мечты актрисы Никищихиной», документальный фильм канала «Россия» – http://video.mail.ru/inbox/spi-4ka/8/60.html.
Е.С.Никищихина, 17.05.1941 – 28.10.1997


16 (29) октября 1900 года родился Александр Реформатский. Не сосчитать, сколько поколений будущих филологов штудировало его учебник «Введение в языковедение».

29 октября 1922 года родился Александр Зиновьев – скорее, логик, нежели писатель. Классическое определение: «Дверь – это отверстие в стене для входа туда и выхода оттуда». Ну, рождение – это, как нетрудно догадаться, сюда.
И ещё несколько цитат: «Человек всегда остается один, если вздумает стать человеком».
«Социальная сущность идеологии состоит не в том, что она извращает реальность, а в том, как именно она это делает и с какой социальной целью».
«Фундаментальная функция идеосферы – сделать основную массу членов общества (желательно всех) неспособной к самостоятельному и объективному пониманию явлений реальности, позволяя им в этом отношении лишь то, что необходимо и достаточно для исполнения ими их социальных функций».
А вывод из всего этого, на первый взгляд, несколько нелогичен, но более, чем логичен, если приучить себя к «самостоятельному и объективному пониманию явлений реальности»:
«Я эту нашу гнусную жизнь все равно люблю, ибо другого выхода все равно нет».
Точно, другого выхода нет. Выход – это «оттуда», в нашем случае – отсюда.

17 (29) октября 1889 года умер Николай Чернышевский. Видимо, он думал, будто знает ответ на вопрос «Что делать?». Бывает.
А это из Википедии: «Продолжая традиции критики Белинского, стремился раскрыть сущность общественных явлений, донести до читателя свои революционные взгляды». Вот такая критика и процветает у нас до сих пор: текст – побоку, главное – озвучить некие взгляды. Чаще рреволюционные, но иногда и консервативные. Типа, для разнообразия.

29 октября 1941 года умер Александр Афиногенов, автор известных пьес «Страх» и «Машенька». Кстати, в Театре Станиславского заглавную роль в «Машеньке» играла когда-то Елизавета Никищихина.

29 октября 1949 года умер Георгий Гурджиев, мистик и эзотерик. Впрочем, на homo sapiens он смотрел весьма скептически: «..они верят всему, что говорят другие, а не только тому, что они могли бы сами познать собственным здравым рассуждением...».
И даже так: «Вообще всякое новое понимание в этих странных существах окристаллизовывается только, если о ком-нибудь или о чем-нибудь говорит так-то Иван Иванович; а если об этом же самом, то же самое скажет еще и Петр Петрович, – то они уже окончательно убеждаются, что это именно так, и никак не может быть иначе» («Рассказы Вельзевула своему внуку»).

29 октября 1965 года умер Николай Гудзий, известнейший специалист по древнерусской литературе.

29 октября 1989 года умерла Юлия Солнцева (Пересветова). «звезда Солнцевой взошла на кинонебосклоне: главные роли в «Аэлите» и в «Папироснице от Моссельпрома». А потом – несколько лет слабого мерцания в уголке, и всё перевернувшая встреча с А.Довженко. В его «Земле» Солнцева сыграла крестьянскую дочь – и перешла на другую роль: стала сорежиссёром у своего мужа и мастера, а после смерти Довженко снимала картины по его нереализованным сценариям и фильм о самом Довженко («Золотые ворота»). Есть в этом что-то необычное и трогательное, согласитесь. И какая-то астрономия кругом: стала Солнцевой, дебютировала в роли марсианки, завершила карьеру актрисы «Землёй» и перешла на другую орбиту» (http://dik-dikij.livejournal.com/333808.html).

29 октября 1990 года умер Сергей Плотников. Он служил в архангельских театрах – недолго в ТЮЗе (Карл Моор, Грознов) и без малого полвека в БДТ имени Ломоносова: Вожеватов, Несчастливцев, Кучумов, Астров, Вершинин, Лопахин, Отелло, Рогожин – перечень говорит сам за себя. И фильмография у него солидная, в том числе несколько фильмов с поморскими, так сказать, мотивами (в частности, небольшие роли в двух «Михайлах Ломоносовых» – в фильме 1950-х и в перестроечном сериале). Кроме этого – «Добровольцы», «Тишина», «Щит и меч», «Достояние республики», «Наследница по прямой», «Николай Вавилов» (отец братьев Вавиловых). А из более крупных ролей – Максим Петрович, мастер из «Прощайте, голуби!».
Были и роли совсем главные, немного, но были. Например, в фильме «Шанс» по К.Булычёву – http://video.mail.ru/mail/nellik.24/49/437.html. Могло бы быть и побольше, но не так их много выпало архангельскому актёру, этих шансов. В любом случае, сделанного не отнять, а остальное зависит не только от нас.
С.Н.Плотников, 21.01(03.02).1909 – 29.10.1990


29 октября 2001 года умер Григорий Чухрай. «Сорок первый», «Баллада о солдате», «Чистое небо» – это его режиссёрские работы. Но Чухрай был ещё и руководителем «Экспериментальной творческой студии», и в качестве такового несёт ответственность, например, за «Белое солнце пустыни». Жаль, конечно, что не уберёг он ни Павла Артемьевича, ни Петруху, ни Гюльчатай. Зато уберёг сам фильм, что было по тем временам совсем не просто.

Вот такие дела.
Subscribe

  • 2021: 12 – 22 августа

    dik_dikij и poziloy Продолжаем свою припозднившуюся «летопись». 12 августа 2021 года умерла Уна Стаббс. « Стаббс в Британии была известна как…

  • Год назад: 2020, 8 – 19 сентября

    dik_dikij и poziloy Ещё 12 дней прошлой осени. 8 сентября 2020 года умерла Нафисет Айтекова-Жанэ. « В 1961 году пришла на работу в Краснодарский…

  • Год назад: 2020, 1 – 7 сентября

    dik_dikij и poziloy Воспоминания вслед. В первый день прошлой осени ушли Крапивин, Клюев и Печерникова. А закончилась та первая неделя смертью…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 8 comments