dik_dikij (dik_dikij) wrote,
dik_dikij
dik_dikij

Pro memoria – 62, часть вторая

dik_dikij и poziloy

200 лет – серьёзная дата. Почти как 100, только вдвое больше, если мы ещё не забыли математику.
25 октября 1811 года родился Эварист Галуа. Он погиб в 20 лет при неясных обстоятельствах, а выдающимся математиком его признали только лет через 15. Говорят, он опередил своё время, поэтому не был понят современниками. Но есть и другая версия, куда более прозаическая: Галуа просто не умел ясно излагать свои идеи, он опускал очевидные для него вещи, то есть постоянно перескакивал к следующей стадии, минуя предыдущую, что в математике как-то не принято (и не только в математике, надо полагать).
По легенде, о достоверности которой мы судить не берёмся, в бумагах Галуа обнаружена запись, что он нашёл доказательство Великой теоремы Ферма, всё элементарно, но слишком громоздко, так что записывать ему некогда. Правда это или нет, но даже гению (а гении на Земле встречаются ненамного чаще, чем белые медведи в тропиках)... так вот, даже гению надо излагать свои мысли как можно более связно. И не чураться приводить необходимые доказательства в полном объёме, сколько бы места они ни занимали.
А уж нам, простым смертным, тем более...

14 (26) октября 1873 года родился Николай Андреев. Парадокс: первая его монументальная работа (памятник Гоголю) так и осталась едва ли не самой талантливой, но стоит на московских задворках. Потом скульптор ваял всё больше Лениных, но где они стоят, мало кого волнует, а об их художественной ценности способны рассуждать, похоже, только политпропагандисты. Зато сам скульптор в соответствующие времена почитался властями по полной программе.
Надо бы вспомнить и памятник Островскому у Малого театра. К сожалению, есть у него одна беда: на него не обращают внимания, как-то невыгодно он расположен. И хотя сам памятник никаких возражений не вызывает, будь он поэкспрессивнее, было бы, наверное, только лучше. А то впору таблички вокруг понаставить: не проходите мимо!

14 (26) октября 1880 года родился Борис Бугаев, он же Андрей Белый. Вот, пожалуй, одна из самых странных фигур нашей литературы: его поэтическую одарённость никто, казалось бы, не ставит под сомнение, однако реальный результат этой одарённости явно не соответствует (точная шутка: «Человек повстречался с Пегасом / И в него запустил ананасом»). Далее. «Петербург» – очень интересный роман, но какой-то зыбкий, что ли: как бы есть в русской литературе, но как бы и нет его, мираж. Наконец, Андрей Белый – чуть ли не основоположник серьёзного отечественного стиховедения, но как назвать его серьёзным учёным, когда он, в сущности, больше бросал идеи, чем доводил их до ума (прямо как Галуа)? Сумбурность проклятая, да ещё, видимо, просто несобранность человеческая. А ведь кому много дано, с того и спрашивать надо бы в полной мере.
Нет, точнее, чем Мандельштам, не скажешь: «Скажите, говорят, какой-то Гоголь умер. / Не Гоголь, так себе, писатель-гоголёк. / Тот самый, что тогда невнятицу устроил, / Чего-то шустрился, довольно уж легок, / О чем-то позабыл, чего-то не усвоил, / Затеял кавардак, перекрутил снежок. / Молчит, как устрица, на полтора аршина / К нему не подойти – почетный караул. / Тут что-то кроется, должно быть, есть причина. / ‹...› напутал и уснул».
И забавная деталь, мы о ней писали уже: «По иронии судьбы, будущий Саша Чёрный и будущий Андрей Белый – почти ровесники: Чёрный старше Белого ровно на 13 дней» (http://dik-dikij.livejournal.com/129775.html). Это уже ни к тому, ни к другому не относится, просто исторический факт: вечно у нас чёрное опережает белое на чёртову дюжину календарных единиц.
Символизм – это по-нашему.

26 октября 1912 года родился Доналд Сигел – американский кинорежиссёр, снявший фильмы «Убийцы» (говорят, последнее появление на экране актёра Р.Рейгана), «Грязный Гарри», «Побег из Алькатраса»... всего наберётся чуть ли не полсотни картин.

26 октября 1926 года родился Владимир Кашпур. Все этого актёра видели, надо полагать – на его счету больше 100 киноролей, начиная с «Баллады о солдате» (Рябой попутчик); а потом – «В огне брода нет», «Путь в "Сатурн"» и «Конец "Сатурна"», «Легенда о Тиле», «Сказ про то, как царь Пётр арапа женил», «Чёрная курица, или Подземные жители», «В начале славных дел» и «Юность Петра», «Парад планет», «Такси-блюз», «Мастер и Маргарита» Ю.Кары (Буфетчик Соков), «Роковые яйца», «Свадьба» П.Лунгина (Дед), «Олигарх»... и, разумеется, «Холодное лето пятьдесят третьего» (Фадеич, капитан рейда). Но были ведь ещё и роли театральные, да не где-нибудь, а во МХАТе, в котором актёр служил больше 40 лет. Роли, вроде бы, не главные, но достаточно важные и приметные – Санчо Панса («Дульсинея Тобосская»), Саяпин («Утиная охота»), Пимен («Борис Годунов»)... Шприх, Мармеладов, Жевакин, Фирс... Достойная актёрская биография, факт.
И всё-таки мы его помним уже в возрасте, а в молодости... Вот, скажем, в фильме «В трудный час» Кашпуру нет и 35 – http://www.youtube.com/watch?v=Oo1GJd2EEcQ.
В.Т.Кашпур, 26.10.1926 – 17.10.2009


26 октября 1440 года был казнён Жиль де Монморанси-Лаваль, барон де Рэ, граф де Бриен (а как будет по-французски «Синяя Борода», мы всё равно не в курсе). «По слухам, недавно снято новодраматужное табу на «исторические» сюжеты; отчего бы не склепать очередной шедевр из биографии такого знаменитого деятеля? А ещё лучше – не один шедевр, а целых два.
Первый – о том, как высокопоставленный садист мучает детей, получая от этого сексуальное наслаждение (вербатим, разумеется). Второй – как ни в чём не повинного олигарха под чудовищными пытками заставили признаться в несовершённых им злодеяниях, после чего умерщвили. Первый следует объявить горизонтальным, второй – вертикальным. А показывать тот или другой в зависимости от характера собравшейся публики. Ну, как персонаж Евгения Леонова «конкретно» комментировал одну и ту же немую фильму в «Гори, гори, моя звезда».
Бюджет профинансирует. И «Золотая маска» гарантирована. Даже две
» (http://dik-dikij.livejournal.com/138115.html).

26 октября 1890 года умер Карло Лоренцини, более известный как Карло Коллоди. Литературный отец Пиноккио, а степень родства с Буратино можно обсуждать до полного одеревенения. Ну, а пока до этого дело не дошло, приведём-ка мы лучше любопытную цитату, причём (в виде особого исключения) даже не из своего ЖЖ. Итак: «Не так давно американские археологи проводили раскопки в районе, кладбища, где похоронен Карло Коллоди, создатель сказки о деревянном человечке Пиноккио...
Неподалеку от его могилы, под небольщой каменной плитой, покоился прах человека по имени Пиноккио Санчес...
Экспертиза дала ошеломляющие результаты: Пиноккио имел мастерски сделанные деревянные протезы конечностей и деревянную вставку носа. А на одном из протезов стояло клеймо мастера – "Карло Бестульджи". Потрясенные археологи бросились ворошить архивы и церковные записи.
И выяснили: в семье Санчесов в 1760 году родился мальчик. Годы шли, он взрослел, однако совсем не рос. Так и остался карликом. В 18 лет пошел барабанщиком на войну, а через 15 лет возвратился полным калекой.
Однако мастер – золотые руки Карло изготовил ему искусные протезы, и Пиноккио начал карьеру на ярмарке, показывая трюки и демонстрируя словно диковинку свое деревянное тело. Именно здесь, на ярмарке, он и нашел свою смерть, разбившись во время демонстрации трюка
» (http://audiobuki.ru/couplody.html). Круто, если не розыгрыш. И кашу, как обычно, заварили американцы – вечно они докапываются до того, что их не касается.
Кроме того, есть тут одна просто детективная деталь. Мастера, который, по существу, сделал деревянного человечка, звали Карло (Карло Бестульджи). Самого Коллоди-Лоренцини тоже звали Карло, однако в его книжке того, кто сделал Пиноккио, зовут вовсе не Карло, а Джеппетто (скорее всего, для конспирации). А теперь вспомним, как зовут буратинопроизводителя у Алексея Толстого. Карло! Вывод: Толстой знал всю историю из первых рук. А Коллоди попросту воспользовался его сюжетом. Надо же, совсем эти еэсники обнаглели, но ЦРУ всё равно их вывело на чистую воду, руки у этих мистеров длинные, хотя, может быть, тоже деревянные. Вот только так, играя на американо-европейских противоречиях, мы можем успешно отстаивать свои приоритеты. Полный отстой!
А если серьёзно, всем хороша сказка Коллоди, но уж больно там наворотов много, сверх всякой необходимости. И правильно сделал Алексей Толстой, что упростил путаный итальянский сюжет до простой и понятной истории.

13 (26) октября 1917 года умер Михаил Волконский. «В историю театра он вошёл благодаря легендарной опере-пародии «Вампука, принцесса Африканская».
Сто лет назад над такими сюжетами смеялись. Теперь смотрят многосерийные вариации на ту же тему и рыдают.
Более того. Само имя Вампука выросло из знаменитой строчки «Вам пук, вам пук, вам пук цветов собрали...». Но это были ещё цветочки. Пока одни авторы раздували пародию до размеров мыльной оперы, другие, наоборот, сократили ключевую строчку до короткого «Вам – пук» и с этим номером выходят на сцену
» (http://dik-dikij.livejournal.com/74212.html).
Заодно уж отметим, что этому Волконскому сильно не повезло: до победы революционных матросов в одной отдельно взятой стране он не дожил всего 12 дней. А это из-за того, что не смог проникнуться должным состраданием к братским народам Африки и лично принцессе Вампуке.

26 октября 1952 года умерла Хэтти МакДэниэл. «Всегда указывают, что она стала первой темнокожей актрисой, удостоенной «Оскара». Возможно, это большое достижение (как иронически писал Лао Шэ, «за честь оказаться первым китайцем на Марсе стоит и умереть»), но для нас существеннее то, что роль Мамушки в «Унесённых ветром» она сыграла и вправду здорово, а по органичности ей вообще, пожалуй, не было равных в очень не слабом актёрском составе этого классического фильма. Жаль только, что МакДэниэл так и осталась актрисой второго плана («Саратога», «Великая ложь»)» (http://dik-dikij.livejournal.com/299758.html).

26 октября 1972 года умер Игорь Сикорский, выдающийся авиаконструктор – сначала русский, а потом, к сожалению, американский. Выходит, за книгу Джона Рида «Десять дней, которые потрясли мир», о которой мы недавно вспоминали, Россия заплатила вертолётами и телевидением. Обмен, прямо скажем, получился неравноценный.

26 октября 1973 года умер Семён Будённый. А его имя не смогло защитить бывший Прикумск, некогда – Святой Крест.

26 октября 2003 года умер Леонид Филатов. Мы знаем его по ролям в театре (Горацио, Мастер, пушкинский Дон Карлос, Автор в «Что делать?»). Мы знаем его по ролям в кино («Экипаж», «Грачи», «Избранные», «Забытая мелодия для флейты», «Город Зеро») и на телевидении («Капитанская дочка», «Мартин Иден», «Любовь Яровая»). Знаем его как кинорежиссёра («Сукины дети»). А ещё – по иронической сказке «Про Федота-стрельца, удалого молодца», по песне «Оранжевый кот», по блистательным и очень точным стихотворным пародиям.
А ещё Филатов написал сказку по мотивам Гоцци, и там один из персонажей изящно сформулировал своё кредо: «Я круглый идиот, я принц Тарталья... свободный от морали и закона, я принародно писаю с балкона». Извините, но тут очень хочется дополнить: И принародно какаю на сцену, что с некоторых пор особо ценно.
Всё это хорошо, иногда очень хорошо, но, может быть, главным его делом стала передача «Чтобы помнили». Человек, утративший память, перестаёт быть человеком, он только и способен пускать слюну с блаженной улыбкой. Кому-то очень хочется, чтобы мы стали такими. Всегда, наверное, кому-то хотелось именно этого. Леонид Филатов учил сопротивляться беспамятству.
Легко нагуглить: «Просто началось новое время, и появилось огромное количество оголтелых ребят, в основном молодых, которые – кто иносказательно, а кто и прямо – стали провозглашать: до нас в России не было никакой жизни, кроме идеологизированной, искусственной, неправдашной. Естественная на это реакция: нет, даже не обида – скорее недоумение…
Россия всегда была беспамятная страна. Но сегодня беспамятство беспрецедентное. Такого извращения, такой полярной перестановки черного и белого за свою, может быть, не очень большую жизнь я, честно говоря, не помню. И такой потери памяти.
Из всего этого и возникла идея телепередачи «Чтобы помнили». Возникла она на полемической ноте: говорить не о гениях, а о людях «второго эшелона» (впоследствии, правда, появились главы и о великих актерах), которых забывают в первую очередь. Что, может быть, даже «справедливо» с точки зрения сурового естественного отбора истории
» (http://www.taganka.org/html/actors/history/filatov.htm).
«Жил, чтобы помнили», документальный фильм о Леониде Филатове –http://video.mail.ru/mail/raichonka/1360/2897.html.
Л.А.Филатов, 24.12.1946 – 26.10.2003


26 октября 2003 года, в один день с Филатовым, умер Элем Климов. ««Спорт, спорт, спорт», «Агония», «Иди и смотри» – фильмы, наверное, неоднозначные, как и деятельность Климова на посту председателя Союза кинематографистов в перестроечные годы.
Отдельно надо назвать фильм «Прощание», начатый Л.Шепитько, а завершённый уже Климовым. И уж совсем особняком – едва ли не лучшая комедия о нашей невесёлой жизни, «Добро пожаловать, или Посторонним вход воспрещён». Насчёт Ленина, мягко говоря, не уверены, а Дынин жил, Дынин жив, Дынин будет жить, такие дела
» (http://dik-dikij.livejournal.com/315167.html).
А потом, в случае чего, товарищ Дынин всегда скажет: «Я же хотел, как лучше!»

И об этом тоже не надо забывать.
Subscribe

  • 2021: 23 – 31 августа

    dik_dikij и poziloy Прощаемся с летом. 23 августа 2021 года умер Гоча Ломия. « Ломия... знаком советскому зрителю по своему экранному дебюту – в…

  • 2021: 12 – 22 августа

    dik_dikij и poziloy Продолжаем свою припозднившуюся «летопись». 12 августа 2021 года умерла Уна Стаббс. « Стаббс в Британии была известна как…

  • Год назад: 2020, 8 – 19 сентября

    dik_dikij и poziloy Ещё 12 дней прошлой осени. 8 сентября 2020 года умерла Нафисет Айтекова-Жанэ. « В 1961 году пришла на работу в Краснодарский…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments