dik_dikij (dik_dikij) wrote,
dik_dikij
dik_dikij

Categories:

Разрешите не согласиться, или Несколько слов в защиту Мастера и Маргариты

Алексей Битов (poziloy)

Вы не пробовали смотреть радио?
А слушать телевизор?
Нет, по-моему, разница всё-таки есть. Точно так же закрыть глаза и слушать только звуки спектакля – ну, ещё куда ни шло. А смотреть читку – увольте, смотреть там решительно не на что (всё равно, что сосредоточенно пялиться на радиоприёмник). Послушать, если любопытен текст, – это пожалуйста, это сколько угодно. Только не называйте это театром.
А вот фильм послушать (не глядя) я, например, грешным делом, иногда люблю; так даже легче понять, есть у этого зрелища ритм, или режиссёр и словов-то таких не знает.
Но это я так, к слову. Речь на сей раз совсем не о читках, не о театре и к тому же не о кино. Речь о литературе (или не только о ней, не суть) и немного о телевидении.
Давайте к делу. На прошлой неделе завис я на пару дней в гостях у одного своего родственника, а ему, как назло, захотелось посмотреть на «Культуре» какой-то цикл передач по «Мастеру и Маргарите». Акустика у нас сплошь и рядом – сами знаете, так что я, даже находясь в соседней комнате, слышал всё, что говорилось с экрана, совершенно отчётливо. Если прислушивался, конечно, а прислушивался я урывками (на второй вечер и вовсе почти не включал локаторы). В первый (когда выступал А.Кураев) как-то интереснее было, честное слово.
Вообще, Андрей Кураев, по-моему, дядька весьма умный, но очень склонный к схоластике. Он, если сочтёт нужным, легко докажет вам, что Земля имеет форму чемодана, и сделает это так убедительно, что не подкопаешься, если не вслушиваться. Но даже если и вслушиваться (как я в тот вечер), прежде, чем возражать, надо будет призадуматься.
Нет, упаси Господи, я никоим образом не хочу сказать, будто Кураев кривит душой. Он просто решает задачу теми средствами, которые имеются в его «полемическом арсенале», как другие оперируют формулами или цитатами. И задачу он решал в тот вечер вполне благородную – пытался примирить замечательный роман Булгакова с каноническим православием. Но об этой задаче – чуть позже, извините.
Пропускаю то место, где Кураев обосновывает свой тезис, будто Маргарита Мастера не любила. Да, она ни разу не назвала его по имени, но ведь этого не сделал и никто другой, включая Воланда и его свиту (неужели для них это тоже было тайной?). Даже автор не называет основного героя по имени. Но что говорит по этому поводу сам Мастер? «У меня нет больше фамилии, – с мрачным презрением ответил странный гость, – я отказался от нее, как и вообще от всего в жизни. Забудем о ней» (заметим, он говорит это, только что появившись на страницах романа). А позже следует вопрос Воланда «Кто вы такой?» – и что же? А вот: «– Я теперь никто, – ответил мастер, и улыбка искривила его рот». Воланд, повторю, по своему статусу прекрасно знает, как зовут этого человека: не для того ли он задаёт свой вопрос, чтобы Мастер подтвердил: имени у него более нет? И не только имени (Кураев считает, что отказ от имени есть отказ от своего небесного заступника), но и фамилии (тут уж Ангелы точно ни при чём). Итак, зачем искать иные объяснения? Маргарита не называет Мастера по имени потому, что он от этого имени отказался, и ему, надо полагать, неприятно это имя вспоминать. (Кстати, вполне возможно, что в начале знакомства Маргарита называла Мастера по имени, никаких указаний на сей счёт в тексте романа я не припоминаю). Второй доказательство «от Кураева»: Маргарита не любила Мастера, иначе она не позволила бы себе такие нехорошие мысли: «почему, собственно, я прогнала этого мужчину? Мне скучно, а в этом ловеласе нет ничего дурного, разве только что глупое слово «определенно»? Почему я сижу, как сова, под стеной одна? Почему я выключена из жизни?»
Стоп-стоп-стоп. Это – из главы 19, открывающей вторую (кульминационную, по законам композиции) часть романа. А как эта глава начинается, позвольте спросить? «За мной, читатель! Кто сказал тебе, что нет на свете настоящей, верной, вечной любви? Да отрежут лгуну его гнусный язык!
За мной, мой читатель, и только за мной, и я покажу тебе такую любовь!
Нет! Мастер ошибался, когда с горечью говорил Иванушке в больнице в тот час, когда ночь переваливалась через полночь, что она позабыла его. Этого быть не могло. Она его, конечно, не забыла
». Получается, что-то не сходится в версии Кураева («Вы, профессор, воля ваша, что-то нескладное придумали!»). Что же до «нехороших» мыслей Маргариты... ладно, молчу, молчу, но понимание женской психологии, боюсь, к достоинствам нашего богослова не относится как-то.
Кстати, а приведу-ка я цитату с «нехорошими мыслями» полностью. Итак: «Вот и пример, – мысленно говорила Маргарита тому, кто владел ею, –почему, собственно, я прогнала этого мужчину? Мне скучно, а в этом ловеласе нет ничего дурного, разве только что глупое слово «определенно»? Почему я сижу, как сова, под стеной одна? Почему я выключена из жизни?».
Извините, «тому, кто владел ею» – это кому?
По концепции Кураева – сатане, которому и служит Маргарита (это ничего, что с «послебальной сценой» такая концепция не слишком стыкуется). Вот один из главных доводов уважаемого богослова: когда появляется Воланд, на Патриарших пустынно, и в сцене знакомства Маргариты с Мастером вокруг тоже никого. Во-первых, это не совсем так; на Патриарших действительно безлюдно («Да, следует отметить первую странность этого страшного майского вечера. Не только у будочки, но и во всей аллее, параллельной Малой Бронной улице, не оказалось ни одного человека. В тот час, когда уж, кажется, и сил не было дышать, когда солнце, раскалив Москву, в сухом тумане валилось куда-то за Садовое кольцо, – никто не пришел под липы, никто не сел на скамейку, пуста была аллея»), а вот сцена знакомства наших героев обставлена несколько по-другому: «По Тверской шли тысячи людей, но я вам ручаюсь, что увидела она меня одного и поглядела не то что тревожно, а даже как будто болезненно. И меня поразила не столько ее красота, сколько необыкновенное, никем не виданное одиночество в глазах!
Повинуясь этому желтому знаку, я тоже свернул в переулок и пошел по ее следам. Мы шли по кривому, скучному переулку безмолвно, я по одной стороне, а она по другой. И не было, вообразите, в переулке ни души. Я мучился, потому что мне показалось, что с нею необходимо говорить, и тревожился, что я не вымолвлю ни одного слова, а она уйдет, и я никогда ее более не увижу
». Иными словами, тысячи людей просто улетучились куда-то за ненадобностью – в мире, где только двое, остальным делать нечего.
А для полноты картины – вот, например, такая безлюдная сцена: «В саду не было ни души, и теперь над Иудой гремели и заливались хоры соловьев». Уж не сатана ли должен сейчас появиться, чтобы покарать Иуду? А сатанинское ли это дело – Иуд карать?
Далее. Если сатане, чтобы провернуть свои делишки, требуется безлюдье, надо полагать, среди множества народа ему неуютно. Хорошо, бал сатаны опустим, там все свои. А Варьете? А появление подручных Воланда, скажем, у «Грибоедова» или в Торгсине? Наконец, Ершалаимские сцены: Пилат, сообщающий толпе, кто из осуждённых помилован? сама казнь? Народу столько, что никакие сатанинские дела тут (по логике Кураева) попросту не могут совершиться. Но ведь совершаются почему-то, тем не менее.
И всё-таки для меня главное – попытка примирить «Мастера и Маргариту» с каноническим православием; саму попытку, повторюсь, считаю благородной. Вот только нужна ли она? Есть ли тут, что примирять?
На этом месте позволю себе сделать паузу до завтра, но не по коварству, а из-за цейтнота, в который угодил в очередной раз. Пока просто выскажу свою точку зрения: примирять нечего, роман Булгакова никакому православию (или христианству в целом), на мой взгляд, нисколько не противоречит.
Но об этом, извините, завтра.
Subscribe

  • Вынужденное

    Алексей Битов (poziloy) Очень не хотелось снова писать про всю эту ковидно-вакцинную вакханалию, но деваться, повторю, некуда. Хотя прекрасно…

  • Мастер, Маргарита и немного футбола

    Алексей Битов (poziloy) « Смотреть матч по телевидению все равно, что изучать животное по скелету. Все вроде бы ясно, а теплого и трепетного…

  • 2021: 1 – 15 ноября

    dik_dikij и poziloy Юрий Клепиков, Геннадий Чихачёв, Виктор Коклюшкин и другие. 1 ноября 2021 года умер кинодраматург Юрий Клепиков – сценарист…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 4 comments