dik_dikij (dik_dikij) wrote,
dik_dikij
dik_dikij

Мы все учились понемногу

Алексей Битов (poziloy)

Вот информация почти двухлетней давности:
«18 апреля [2008 года] Драматургическая лаборатория БДТ им. Георгия Товстоногова и Фестиваль молодой драматургии «Любимовка» предложили вниманию общественности проект «Живому театру – живого автора». Суть проекта в том, чтобы пригласить на большую сцену молодых драматургов – наших современников» (Джурова Т. Инициатива сверху // Коммерсант. 2008. № 67. 19 апреля).
«Творческое объединение «Культ-проект» совместно с фестивалем молодой драматургии «Любимовка» поставили перед собой задачу опровергнуть устоявшееся мнение о том, что пьесы современных драматургов годятся только для малых сцен и авангардных постановок» (Виноградова П. Пять пьес для БДТ // Санкт-Петербургские новости. 2008. №072. 21 апреля).
«Пять молодых драматургов к осени напишут пьесы специально для петербургского Большого драматического театра» (Ковальская Е. Группа БДТ // Афиша. 2008. №126. 19 мая).
Что происходило в те дни в Санкт-Петербурге? Вот ещё несколько цитат.
Джурова Т. Инициатива сверху:
«Известно, что в Петербурге контакт между живыми драматургами и театрами не ладится. В отличие от Москвы, «новая драма» в Петербурге не стала движением. Появление на сцене пьес современных авторов – явление стихийное и хаотическое».
«Как посетовала театральный критик Елена Ковальская, «современная пьеса по-прежнему адресуется узкой аудитории. Теперь мы нашли отклик в элитном театре, на базе которого современная драматургия пройдет тест-драйв» ».
«Дело в том, что в репертуаре БДТ есть пьесы современников. Но идут они на Камерной сцене. Теперь настала очередь большой сцены, что представляет собой определенную трудность для драматургов, «заточенных» под малую».
«Для начала БДТ были предложены пьесы пяти драматургов: Натальи Мошиной (Уфа), Елены Исаевой (Москва), Юлии Яковлевой (Санкт-Петербург), Алексея Филиппова (Москва), Вячеслава Дурненкова (Тольятти) ».
«На следующем этапе, в течение четырех месяцев, драматурги будут писать пьесы, замысел которых будет обсуждаться с театром. Как сказала госпожа Ковальская, «у драматурга будет возможность переписать пьесу, а театр сможет объяснить ему правила игры, чтобы не изобретать велосипед».
«Тимур Чхеидзе пообещал консультировать драматургов».
Виноградова П. Пять пьес для БДТ:
«Работа с новым материалом всегда риск, который берет на себя режиссер, тем более что произведения так называемой новой драмы часто лишены принятых по законам жанра завязки, кульминации и развязки, а потому подавляющему большинству зрителей кажутся слишком сложными для понимания».
«До конца года пять авторов, отобранных организаторами фестиваля «Любимовка», напишут пять пьес специально для БДТ. Таким образом, академическому театру возвращается его важная и незаслуженно забытая функция – официальный заказ авторам пьес для будущих спектаклей».
«Лучшие, по мнению руководства театра, пьесы будут поставлены на сцене БДТ, скорее всего, на Малой. Но не исключена возможность и возникновения спектакля, подходящего для большой сцены».
Зарецкая Ж. Драмы на заказ // Театральный Петербург. 2008. №10 (148). 16-31 мая:
«В конце апреля на малой сцене БДТ им. Г.А.Товстоногова 10 актеров из труппы театра расселись за столы полукругом и принялись читать в лицах пьесы, написанные буквально вчера».
«Удручало, впрочем, одно: зал, где не было ни артистов БДТ, ни петербургских режиссеров, а за всех завлитов города отдувалась Марина Быкова из Театра комедии».
«Абсолютное большинство современных театров испытывает явный дефицит свежесочиненных пьес – репертуары на 90 процентов состоят из классики, которую потрошат и выворачивают наизнанку, лишь бы она выглядела посовременней. Между тем молодые драматурги выпускают целые сборники пьес и несут их по известным столичным адресам – в крошечный подвальчик «Театра.doc» или в более представительный театр «Практика» ».
«Худрук БДТ Темур Чхеидзе отсутствовал по уважительной причине – у него выпускной период репетиций спектакля «Дядюшкин сон»… Он встретился с драматургами… в своем кабинете. И сделал ровно то, что требовалось: произнес речь заказчика, назвал четкие критерии пьесы для большой сцены БДТ. Первое: обязателен сюжет, который сможет держать внимание зрителя – коль уж мы в театре, философия упаковывается в сюжет, и не иначе. Второе: в сюжете необходимо слово «вдруг» – о перипетии, «резком переходе от лучшего к худшему или наоборот», еще Аристотель говорил. Наконец, в основе сюжета должно лежать весомое событие, которое могло бы быть воспринято как значительное тысячей зрителей сразу. Драматурги притихли, как школьники, часто и удовлетворенно кивали. Чувство было такое, что им впервые так ясно сформулировали задачи».
Ковальская Е. Группа БДТ:
«В конце мы встретились с Темуром Чхеидзе, худруком БДТ. Он ждал вопросов, но у драматургов вопрос был один: что такое пьеса для большой сцены».
« «Большой сцене требуется четкий и ясный острый сюжет. Только через сюжет излагать и умные мысли, и все остальное. В основе сюжета должно лежать событие» ».
«Еще Чхеидзе говорил, что зритель сопереживает лишь тому герою, который совершает выбор. Говорил, что пьеса без неожиданности – не пьеса… Он много чего говорил, а я слышала только одно: живой автор большому репертуарному театру, оказывается, позарез нужен».
А теперь несколько вопросов (подозреваю – риторических).
1. Вроде бы, есть драматургические конкурсы, и в них участвуют, в том числе, пьесы для большой сцены; на «Евразии» для них есть даже отдельная номинация; на пьесы того же формата ориентированы «Действующие лица»; другие конкурсы, похоже, «классическим жанром» не ограничиваются, но и отказываться от него не собираются. Тем не менее пьес для большой сцены в загашниках «новой драмы» (вы помните, в проекте задействована «Любимовка») не нашлось. Те же «Экспонаты» В.Дурненкова – действительно не самую слабую пьесу, победителя «Действующих лиц»-2008 – повезли в Санкт-Петербург только для читки, заранее предполагая, что БДТ она не подойдёт. Какие же пьесы в таком случае оценивают на конкурсах, если ни одна из них не подходит для большой сцены настоящего театра?
2. Обратите внимание, по информации Ж.Зарецкой и Е.Ковальской, пятеро почти элитных современных драматургов до встречи с Т.Чхеидзе не имели понятия о том, что такое пьеса для большой сцены. Ведущие авторы «новой драмы», как выяснилось, нуждаются в том, чтобы профессионалы проводили с ними мастер-классы. Свои театроведы (включая ту же Ковальскую) то ли сами этого не знают, то ли другим объяснить не могут. В таком случае – зачем же теоретики «новой драмы» берутся учить других и чему они могут этих других научить? Тому, чего сами не знают, что ли? Или главное – надувать щёки и бить себя в грудь, прикидываясь законодателями театральной моды?
3. Сроки «эксперимента» давно прошли. Какие пьесы драматургов, участвовавших в этом эксперименте, приняты или хотя бы планируются к постановке в БДТ?
Вопросы, повторяю, риторические.

Все цитаты по: http://www.bdt.spb.ru/press/news/dram_lab.html.
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • 2021: 23 – 31 августа

    dik_dikij и poziloy Прощаемся с летом. 23 августа 2021 года умер Гоча Ломия. « Ломия... знаком советскому зрителю по своему экранному дебюту – в…

  • 2021: 12 – 22 августа

    dik_dikij и poziloy Продолжаем свою припозднившуюся «летопись». 12 августа 2021 года умерла Уна Стаббс. « Стаббс в Британии была известна как…

  • Год назад: 2020, 8 – 19 сентября

    dik_dikij и poziloy Ещё 12 дней прошлой осени. 8 сентября 2020 года умерла Нафисет Айтекова-Жанэ. « В 1961 году пришла на работу в Краснодарский…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 3 comments