dik_dikij (dik_dikij) wrote,
dik_dikij
dik_dikij

Мы ждём перемен?

Алексей Битов (poziloy)

Прежде всего, не хочу быть неблагодарным и поэтому не могу не сказать очередное спасибо Павлу Андреевичу Рудневу.
Цитирую полностью: «Иезуитская формулировка
"Вампиловский фестиваль позиционирует себя как фестиваль современной драматургии, а не современных драматургов. Именно поэтому в нашей афише вы можете найти имена классиков, произведения которых сегодня как никогда актуальны – Островского, Шолохова, Гоголя, Горького и, конечно, Вампилова", – сказал на открытии директор фестиваля, руководитель Иркутского академического драматического театра им. Александра Вампилова Анатолий Стрельцов.
Типа я люблю человечество, но не люблю людей
» (http://newdrama.livejournal.com/2488364.html).
Праведно гневается Павел Андреевич или нет, зависит от ответа на вопрос: а что такое современная драматургия или, для начала, кого можно назвать современным драматургом?
Совершенно очевидно, что в драматургии всё должно быть так же, как в любой другой сфере человеческой деятельности. Например, в математике.
Около ларька стоит алконавт и напряжённо подсчитывает, хватит ли ему мелочи на бутылку пива. Занимается арифметикой, стало быть, а арифметика есть неотъемлемая часть математики. Как вы полагаете, можно ли назвать этого алконавта современным математиком? Если исходить из того, что ныне живущий означает «современный» – да, безусловно. Алкаш у ларька, или кассир в магазине, или бухгалтер, сводящий сальдо и бульдо, или финансист, рассчитывающий, как распорядиться свободными бабками – все они, по этой логике, представляют самую, что ни на есть, современную математику. Аналогично, Вася Пупкин – современный драматург, пока он жив, а более ни-ни.
Пример, конечно, несерьёзный, но он подчёркивает несуразность деления на современных и несовременных по принципу «живой» – «не живой». Надо искать другие отличительные признаки.
Хорошо, будем считать, автор является современным, если пишет о жизни сегодняшней. А как это определить? По календарной дате? То есть если автор датирует действие XXXI веком, его через тысячу лет должны счесть современным? А Володин, например, когда писал «Две стрелы», перешёл в категорию авторов доисторических? Опять не складывается.
Давайте судить по атрибутике. Если в роли героя подвизается некто с кашей в башке (вместо Ленина) и мобильником в руке (вместо нагана), значит, вот она, современная пиеса? Но в тех же «Двух стрелах» нет ни автомобилей, ни телевизоров, ни автоматического оружия, ни даже центрального отопления – и что? Несовременно, да?
Демагогия всё это, – скажет кто-нибудь – Современный человек – это тот, кто говорит, думает и действует по-современному. А по-современному, виноват, это как? А разве Вася и Петя, живущие в одном времени, говорят, думают и действуют, как два клона с одной матрицы? Да ни фига подобного, это же очевидно, даже стереотипы идентичны только в одном узком кругу.
Более того, подавляющее большинство современных авторов никакого человека современного не выводит вовсе. Они, может, стараются изобразить человека, а получается – то, извините, симулякр, то персонаж для фэнтэзи типа тахорга или гигантского летающего енота. А если некий художник всё-таки изобразит человека, это будет именно человек образца 2011 года, а для 2010 или 2012 года – нечто, ещё или уже не актуальное, так, что ли? Опять ерунда получается.
Современность – это ведь как пейзаж за окном поезда: вот она была – и нету, бессмысленно пытаться её запечатлеть, всё равно не успеешь, уже другой пейзаж нарисовался по ходу движения, чтобы уступить место следующему, как воспитанный тинейджер в городском транспорте уступает место бабушке с клюкой. Лучше осмотреться внутри своего вагона – вдруг что интересное на глаза попадётся? Куда мы едем – по заоконному пейзажу всё равно хрен поймёшь, лучше уж сосредоточиться на вопросе, есть ли шанс у этих пассажиров (включая того, который в зеркале) доехать вообще куда бы-то ни было.
Процитирую-ка я, пожалуй, любимые «Записные книжки» С.Довлатова.
«Издавался какой-то научный труд. Редактора насторожила такая фраза:
"Со времен Аристотеля мозг человеческий не изменился".
Может быть, редактор почувствовал обиду за современного человека. А может, его смутила излишняя категоричность. Короче, редактор внес исправление. Теперь фраза звучала следующим образом:
"Со времен Аристотеля мозг человеческий ПОЧТИ не изменился"
».
Всегда говорил, что соврисковцы намного радикальнее большевиков, вот и формулировка «почти не изменился» их не устраивает: они считают (или, по крайней мере, утверждают, будто человек нынешний изменился радикально по сравнению с человеком вчерашним (о цели изменения, так и быть, молчу). Да ладно вам, ребята, хорош лапшу на уши вешать доверчивым девушкам. Человек – он ведь, как в песне поётся (слова М.Исаковского, музыка И.Дунаевского, режиссёр И.Пырьев): «Каким ты был, таким остался». Вот, правда, не орёл, ой, не орёл. Да, собственно, и не были мы орлами, только прикидывались, а теперь перестали. Но не потому, что изменились, а потому, что нынче прикидываться никто не заставляет. А начнут заставлять – будем прикидываться, куда денемся. Плохо, но будем. Впрочем, есть у человека и такое свойство: когда очень нужно, он и полететь может, что тогда, что сейчас. Была бы причина...
Но вернёмся к нашему герою. Оглядитесь вокруг, недоросли кишмя кишат. А вот Чацкий побежал – не иначе, на саратовский экспресс опаздывает. А это Вараввин с Тарелкиным друг на друга уставились, думают, как бы визави своего половчее объегорить. А вот и Подколесин из окна лезет. А из метро дядя Ваня вылез, к трём сёстрам в гости направляется, напросился. Следом Раневская шкаф тащит, а из него чайка какая-то всё время вываливается, а Раневская на неё внимания не обращает, знай себе, в Париж по мобильнику названивает. А другая Чайка, служебная, обернулась Мерседесом и сигналит во всю мочь: ты что, дура со шкафом, не видишь, Городничего сейчас домой повезут. Прямо мимо кафе, где Зилов сидит, официанта ждёт.
Вот только ваших, господин Руднев, не видать почему-то – ни тахоргов, ни гигантских летающих енотов, ни даже симулякра какого завалящего. Ну, не живёт эта фауна в наших широтах, извините – возможно, климат не тот или кислорода в воздухе, пусть даже загазованном, слишком много, а они у вас анаэробные сплошь. Так что не обессудьте, сделайте милость, заходите ещё лет эдак через тысячу, может, к тому времени человек выродится настолько, что ваши любимые авторы современными вдруг окажутся. Хотя нет, это вряд ли, скорее уж вымрем подчистую. Но вы заходите, не стесняйтесь, вдруг повезёт.
Только запомните, пожалуйста, на всякий случай: иезуитские формулировки – это плохо, конечно. Но постнодерьмистские – ещё хуже.
А за людей волноваться не надо. «Ну, легкомысленны... ну, что ж... и милосердие иногда стучится в их сердца... обыкновенные люди... в общем, напоминают прежних... квартирный вопрос только испортил их... – и громко приказал: – Наденьте голову».
Subscribe

  • Вынужденное

    Алексей Битов (poziloy) Очень не хотелось снова писать про всю эту ковидно-вакцинную вакханалию, но деваться, повторю, некуда. Хотя прекрасно…

  • Мастер, Маргарита и немного футбола

    Алексей Битов (poziloy) « Смотреть матч по телевидению все равно, что изучать животное по скелету. Все вроде бы ясно, а теплого и трепетного…

  • 2021: 1 – 15 ноября

    dik_dikij и poziloy Юрий Клепиков, Геннадий Чихачёв, Виктор Коклюшкин и другие. 1 ноября 2021 года умер кинодраматург Юрий Клепиков – сценарист…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 6 comments