dik_dikij (dik_dikij) wrote,
dik_dikij
dik_dikij

Category:

Pro memoria – 50, часть вторая

dik_dikij и poziloy

1 (13) сентября 1898 года родился Марк Прудкин. Если бы не было фильма «Братья Карамазовы», про этого выдающего актёра можно было бы, пусть с лёгким преувеличением, сказать: все про него слышали, но никто не видел А то, что актёр был выдающийся, – тут, понятно, ни малейшего преувеличения нет. Более того; глупо противопоставлять одних МХАТовских «стариков» другим, но практически все они в последние годы подустали, играли больше на классе (а класс у них был ой, какой!). И только Прудкин будто и не устал – он продолжал «набирать обороты», хотя вышел уже на уровень за пределами всякого понимания.
Но видели его сравнительно немногие, ведь телезаписи спектаклей – всё-таки не то, мы не своими глазами смотрим. Впрочем, мастерство Прудкина было настолько совершенно, что его никакая плёнка засушить не могла. Лучшее тому подтверждение – «Дядюшкин сон» взгляните хотя бы на развязку – http://www.youtube.com/watch?v=OLFkhtLRVh0&feature=related. Да даже в «Иванове», где роль у него совсем не главная (Шабельский), а в партнёрах – И.Смоктуновский и А.Попов, надо сделать над собой усилие, чтобы отвести глаза от Прудкина (http://www.youtube.com/watch?v=I1vy46mWTQM). Или телеспектакль «Чеховские страницы» по рассказам Антона Павловича, этюд «Лебединая песня». Поначалу кажется, что Прудкин переигрывает («Егорка! Петрушка!» – не та тональность). А потом вдруг доходит: Прудкин точен идеально, переигрывает его герой, старый актёр средней руки. Разве не так только и можно играть несчастного Светловидова? Вот, судите сами (со 105-й минуты) – http://video.mail.ru/mail/vaganovazhanna/1333/1096.html. И ведь сыграть этот непреодолимый наигрыш практически невозможно, а Прудкин может, он, похоже, вообще всё может.
Перечислять все МХАТовские роли Прудкина – долго, да и ненужно, их было много, от Шервинского в «Днях Турбиных» до Хмелика в «Соло для часов с боем».
А в кино Прудкина совсем мало: офицер в немом «Человеке из ресторана» (1927 год), да ещё с десяток небольших ролей там и сям, в основном сыгранных в 1960-е и даже в 1970-е годы. И Фёдор Павлович Карамазов – http://video.yandex.ru/users/cinema-closeup/view/32/?ncrnd=467. Вот сравните с отрывком из «Дядюшкиного сна» – сколько поверхностных пересечений, а по сути – ничего общего.
Снова – о «Дядюшкином сне», где Прудкин играет Князя К. Вот что пишет А.Смелянский: «Если спросят, что такое "характерный артист", теперь скажу – "Посмотрите Прудкина в Князе". Когда поинтересуются, что такое школа Художественного театра, повторю – "Смотрите Прудкина в Князе". Когда захотят узнать, что такое таинственная театральность Достоевского, еще раз отвечу – "Посмотрите Прудкина в Князе"». Ладно, лирику опускаем, оставим только главное: посмотрите Прудкина в Князе. И, по возможности, не только в этой роли.
М.И.Прудкин, 01 (13).09.1898 – 24.09.1994


Кстати, в «Чеховских страницах» можно увидеть и Александра Михайлова, о котором мы вспоминали в первой части сегодняшнего поста – он играет частного поверенного из рассказа «Печенег» (64-я минута).

Что ж, пора выходить за пределы МХАТа.

14 сентября 1851 года умер Джеймс Фенимор Купер. Если уж в воскресенье мы вспомнили Буссенара, то Купера – сам Бог велел. Всё-таки писал он, надо полагать, приличнее и никак не был последним из литературных могикан.
Тем более надо вспомнить Купера, что он у нас может присутствовать сразу в двух ипостасях: командир Зверобоев со Следопытами родился 15 сентября 1789 года.

14 сентября 1920 года умер Семён Венгеров. Профессор Петербургского университета, составитель «Критико-биографического словаря русских писателей и ученых (от начала русской образованности до наших дней)», где автор, как пишет http://runivers.ru/lib/book3304/, «подробно осветил деятельность писателей и ученых, дал списки произведений, а также литературы о них, причем учтены не только крупные, но и малые представители русской литературы и науки», он был ещё и основным редактором литературного отдела Энциклопедии Брокгауза и Ефрона. Одну из его «энциклопедических» статей мы как-то цитировали (http://dik-dikij.livejournal.com/222471.html): «Не отрицая больших заслуг В<огюэ>. по популяризации русской литературы в Европе, нельзя, однако же, не отметить, что репутация его как знатока нашей литературы несколько преувеличена. В. более или менее хорошо знает только корифеев новейшего времени: Толстого, Тургенева, Достоевского, но уже Сергей Аксаков ему представляется "романистом", в произведениях которого будто бы проводятся славянофильские идеи. Демократические тенденции, завладевшие русскою литературою начиная с Белинского, как и сам Белинский, неприятно его поражают своим беспокойным характером, а таких людей, как Добролюбов, он даже не считает нужным отметить в своем новейшем обзоре русской литературы ("Revue Encyclopédique" 1891 г.); о Салтыкове он говорит здесь только мимоходом, о Глебе Успенском не упоминает вовсе».
Конечно, тот, кто не знает Глеба Успенского, знатоком русской литературы считаться решительно не может. За такое блистательное открытие могли бы человека сделать не профессором даже, а академиком honoris causa. А то несолидно как-то, честное слово.

14 сентября 1927 года погибла Дора Энджела (Айседора) Дункан. Все, начиная с Википедии, приводят одно и то же её высказывание: «Я бежала из Европы от искусства, тесно связанного с коммерцией. Кокетливому, грациозному, но аффектированному жесту красивой женщины я предпочитаю движение существа горбатого, но одухотворенного внутренней идеей. Нет такой позы, такого движения или жеста, которые были бы прекрасны сами по себе. Всякое движение будет только тогда прекрасным, когда оно правдиво и искренне выражает чувства и мысли. Фраза «красота линий» сама по себе – абсурд. Линия только тогда красива, когда она направлена к прекрасной цели». На самом деле, тут, конечно, сразу несколько не связанных между собой посылов. Во-первых, сама Дункан как зрительница, вопреки собственным идеям, предпочитала не какую-нибудь «искреннюю горбунью», а Анну Павлову – далеко не «горбатое существо», но представительницу искусства, «тесно связанного с коммерцией». Во-вторых, очень сомнительна компетентность любого жюри, присвоившего себе право выносить вердикт, где искренность, а где имитация (каноническое «верю» означает лишь, что искушённый взгляд в данном случае не «высвечивает» неправдоподобия, а это зависит в том числе и от уровня исполнения). В-третьих, линия, красива она или нет, далеко не всегда позволяет судить, к какой дальней цели она направлена: без риска ошибиться мы можем воспринимать её исключительно как самоцельную. И, наконец (чего, возможно, не было во времена Дункан), сегодняшние «танцы горбатых существ» связаны с коммерцией так, что мало уже не кажется.
А сама Айседора... Бог ей судья... наверное, с «красотой линий» всё у неё было в порядке, вот только с кармой что-то не так: какой-то автомобильный рок преследовал её, как героиню античной трагедии, вплоть до нелепой, но неумолимой развязки.

14 сентября 1966 года умер Николай Черкасов. «когда-то, если в кинотеатрах яблоку упасть было негде, можно было смело сказать: ага, здесь идёт фильм с участием Николая Черкасова. Было дело, было: «Депутат Балтики» и «Дети капитана Гранта», «Остров сокровищ» и «Пётр Первый», «Александр Невский» («А господа рыцари в обмен пойдут. На мыло менять будем»), «Иван Грозный» и «Весна». Ну, ещё Максим Горький, Попов, Франклин Рузвельт, Стасов... В главной (даже и не в главной) роли Николай Черкасов – круче, чем любой бестселлер, уверяем вас.
А потом был «Дон Кихот», но это уже песня отдельная...
В 1933-м актёр приходит в Театр Пушкина, легендарную Александринку, и почти сразу получает там, понятное дело, всё ту же роль. Перед самой войной в том же театре ставят другого Дон-Кихота; автор инсценировки – некто Булгаков (может, слышали), а в главной роли... ну, даже говорить ничего не надо. Наконец, в 1957 году тот же благородный дон на своём Россинанте триумфально проехался по киноэкранам, вот так.
Кстати, интересные роли играл Черкасов в Александринке: Осип в двух «Ревизорах», Варлаам в двух «Борисах Годуновых»; Пётр I, между прочим (а в кино – только Царевич Алексей). Не забудем и о «некоем Булгакове» – роль Хлудова в «Беге» стала едва ли не венцом театральной карьеры легендарного артиста
» (http://dik-dikij.livejournal.com/330330.html).

14 сентября 1972 года умер Виктор Колпаков. О его театральной работе судить трудно: по некоторым данным он одно время служил в Камерном театре у Таирова, но сведений о ролях нет. Зато фильмография весьма любопытная; «Ленин в Октябре», «Мексиканец», «Коммунист», «Алые паруса», «Дети Дон-Кихота», «Неуловимые мстители», «Вий», «Операция "Трест"», «Братья Карамазовы» (Слуга Григорий), «Адъютант его превосходительства», «Двенадцать стульев» Л.Гайдая, «Достояние республики», «Чиполлино» (Мастер Виноградинка). Роли маленькие или очень маленькие; пожалуй, самая крупная – в фильме «Путь к причалу» (Старший механик). А самые приметные – Цирюльник в «Дон-Кихоте» (в главном, бездетном, где Идальго сыграл Черкасов) и, разумеется, Могильщик в «Гамлете».
Принц, Горацио, Могильщик и то, что осталось от бедного Йорика – http://video.yandex.ru/users/prof-deja-vu/view/833/ (смотрите со 115-й минуты).
В.М.Колпаков, 01 (13).05.1904 – 14.09.1972


14 сентября 1982 года погиб Джон Гарднер. Не самый известный писатель Америки, не чета детективщику Эрлу Стэнли Гарднеру с Перри Мэйсоном наготове. Но именно Джон сформулировал «Закон Гарднера»: «85 процентов людей любой профессии некомпетентны». Преуменьшил, пожалуй. Сильно преуменьшил, если говорить о политиках.

14 сентября 1984 года умер Нодар Думбадзе. «Помните? «Я, бабушка, Илико и Илларион» – замечательная книга и очень известный спектакль БДТ 60-х годов XX века. Отметим в скобках, что сам роман от этого в пьесу почему-то не превратился» (http://dik-dikij.livejournal.com/318598.html).

14 сентября 2002 года умерла Беатрис Мариана Торрес, для зрителей и слушателей – Лолита Торрес. Типа, Девушка огня и Сплошная любовь с первого взгляда, вне зависимости от Возраста этой любви. Короче, если у вас есть знакомая по имени Лолита, и родилась она в 1960-е годы – ставим 10 против 1, что эту знакомую назвали Лолитой именно в честь аргентинской суперзвезды. Так зажигать советских зрителей удавалось ещё разве что Радж Капуру, но с Раджами у нас напряжёнка, зато Лолит...
Поёт Лолита Торрес – http://video.mail.ru/mail/umka__a/2706/2710.html.
А это для фанатов и просто любопытных. Комедия «Прекрасная ложь», в роли главной сироты Анхелиты, разумеется, Лолита Торрес – http://video.mail.ru/mail/yurov1956/868/708.html.
Ну, не одним же Марадоной славится земля аргентинская...
Л.Торрес (Б.М.Торрес), 26.03.1930 – 14.09.2002


14 сентября 2005 года умер Роберт Уайз. «Он снял несколько десятков фильмов, и не надо ходить к гадалке, чтобы понять: их качество очень и очень разнится. Но два его киномюзикла знамениты сверх всякой меры – «Вестсайдская история» и «Звуки музыки». Думаете, недостаточно?» (http://dik-dikij.livejournal.com/353598.html).

14 сентября 2009 года умер Патрик Суэйзи. ««Красный рассвет» (м-да, из фильмографии не выкинуть), «Копи царя Соломона»... а до кучи – «Грязные танцы» и «Привидение»» (http://dik-dikij.livejournal.com/339196.html). А далее: «Хотя кое-кто из нас предпочитает «Привидение»» – то самое, музыку к которому написал, между прочим, Морис Жарр.

15 сентября 1890 года родилась Агата Кристи.(по данным, предоставленным в наш журнал Э.Пуаро и Дж.Марпл, Агата Мэри Кларисса, урождённая Мэллоуэн – рифмуется с «Хэллоуин», однако). «Сама детективная история получалась лучше или хуже – всяко бывало, сами знаете, наверняка ведь читали. И персонажи, как правило, прописаны не слишком убедительно (детектив – не лучшее место жительства для полнокровных персонажей). Но атмосфера! Но скрупулёзно оформленный задник! Пальчики оближешь, современные авторы так не могут. Они, смешные, думают, будто количество постановок о чём-то говорит – так пускай для начала потягаются с «Мышеловкой». Если смогут, конечно, что маловероятно (для справки: 24 тысячи спектаклей – интересно, каков показатель «Гамлета»?)» (http://dik-dikij.livejournal.com/115740.html).

15 сентября 1894 года родился Жан Ренуар, знаменитый режиссёр сначала немого кино («Нана»), а потом и звукового («Великая иллюзия» и другие). В конце концов, всё на свете – иллюзия, даже купальщицы. И, между прочим, иллюзии, как и купальщицы, бывают разными – малыми, большими и даже великими (изредка).

15 сентября 1907 года родилась Вайна Фэй Рэй, первая любовь Кинг-Конга (недаром дебютный фильм Рэй назывался «Медовый месяц»!). Да, у гориллы губа не дура, честное слово. Обратите внимание на фотографию, тут сразу Бродский вспоминается, не правда ли? «и обращает скрытый поволокой, / верней, вооруженный ею взор / к звезде, математически далекой». Звёзды – они ведь тоже разные бывают (как и иллюзии с купальщицами).
Итак, «Кинг-Конг» образца 1933 года, Фэй Рэй в роли Энн Дэрроу, которую через 40 с лишним лет переменуют в Дуэн, а ещё через 30 и вовсе превратят в Наоми Уоттс. Вот, пока её ни в кого не превратили (хотя Джессику Лэнж мы тоже любим) – http://video.mail.ru/mail/danilbek_ahtaev/7879/7919.html (смотрите 9-й минуты).
В.Ф.Рэй, 15.09.1907 – 08.08.2004


15 сентября 1923 года родился Михаил Танич (Танхилевич). Сколько-то лет спустя он напишет тексты многих песен, в том числе к фильмам, в том числе к «Большой перемене».
«Мы выбираем, нас выбирают...», слова Танича, музыка Э.Колмановского, поёт С.Крючкова – http://video.mail.ru/mail/serv1989/826/2619.html.

15 сентября 1925 года родился Кирилл Лавров. «Видимо, нет смысла перечислять роли, сыгранные им на сцене БДТ за полвека службы, и напоминать, в каких фильмах он снимался – всё на виду и на слуху. Лаврова запоминали и всегда узнавали. Разве что-то изменилось за три года после его смерти?» (http://dik-dikij.livejournal.com/271993.html).

Ну, вот, пока всё. «Юбилейный выпуск» подошёл к концу, и спасибо тем, кто нас читает.
До новых встреч, как говорится...
Subscribe

  • 2021: 12 – 22 августа

    dik_dikij и poziloy Продолжаем свою припозднившуюся «летопись». 12 августа 2021 года умерла Уна Стаббс. « Стаббс в Британии была известна как…

  • Год назад: 2020, 8 – 19 сентября

    dik_dikij и poziloy Ещё 12 дней прошлой осени. 8 сентября 2020 года умерла Нафисет Айтекова-Жанэ. « В 1961 году пришла на работу в Краснодарский…

  • Год назад: 2020, 1 – 7 сентября

    dik_dikij и poziloy Воспоминания вслед. В первый день прошлой осени ушли Крапивин, Клюев и Печерникова. А закончилась та первая неделя смертью…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 5 comments