dik_dikij (dik_dikij) wrote,
dik_dikij
dik_dikij

Categories:

Шамбала и камбала

Алексей Битов (poziloy)

Всё, как обычно. Сначала появился комментарий: ««Красивый человек на сцене – это фашизм», – заявила на пресс-конференции в Хельсинки видный деятель финского театра Леа Клемола. Это отражает типичный ход мысли современного художника. Нормы репрессивны, идеалы опасны. Даже если они и не фашизм, то точно пошлость… – пишет Марина Давыдова.
В соответствии с правилами "антифашистского" искусства на сцену имеет право выходить только тот, кто "весь в г...., повернись ко мне". Для всяких там пушкиных исключений не предусмотрено
» (http://dik-dikij.livejournal.com/350268.html?thread=2788668#t2788668).
Точная фраза Давыдовой звучит так: «Это было сказано в запальчивости. Но это отражает типичный ход мысли современного художника. Нормы репрессивны, идеалы опасны. Даже если они и не фашизм, то точно пошлость…». Со ссылкой тут сложнее: вчера она выглядела так – http://www.openspace.ru/theatre/projects/139/details/24478/?view_comments=all&expand=yes#comments, но сейчас вы там ничего не найдёте, кроме error 404: «Возможно, вы нажали на ссылку, которая ведет на несуществующую страницу, или ошиблись при наборе адреса». А статью Давыдовой теперь можно найти здесь – http://www.openspace.ru/theatre/projects/139/details/24284/?expand=yes#expand.
Казалось бы, какая разница? Не сверял, но на первый взгляд текст остался таким же, как был. Правда куда-то исчезли 35 комментариев, в большинстве своём негативных по отношению к статье Давыдовой и её автору. Теперь комментарий только один: «))) Респект Марине Давыдовой за упорство в борьбе за уникальность КАЖДОЙ личности)))» (вторая часть комментария к обсуждаемой статье никакого отношения не имеет). «Респект», правда, сомнительный – он подписан ником «pockemon», похоже на стёб (движение «Покемоны за уникальность каждой личности» – это нечто). Ладно, Бог с ними, с комментариями, не о них речь, давайте всё-таки о самой статье.
Уже неоднократно приходилось писать, что г-жа Давыдова, в прошлом – блестящий театральный критик, после «смены вех» и вступления в партию постмодернистов стремительно деградирует. Но при этом какая-то логика, пусть и извращённая, в её статьях некоторое время сохранялась, а теперь, похоже, – ау!
Несколько цитат. Начну, пожалуй, с этой: «Вроде бы само собой разумеющаяся идея – что сумасшедшие, несовершеннолетние, люди с нетрадиционной ориентацией, иным цветом кожи, иным (не важно каким) культурным бэкграундом, дауны, одноногие темнокожие лесбиянки и даже преступники являются уникальными human beings, – стала править в Европе бал лишь в самое последнее время. То, что сейчас кажется нормой, еще век, да что там, полвека назад казалось прекраснодушной утопией или попросту вздором». Обратите внимание на перечисление через запятую – форменные сапоги всмятку. Тут и люди, относящиеся к определённой возрастной группе (не всем удавалось стать совершеннолетними, но несовершеннолетними были решительно все). Тут и больные (от сумы да от тюрьмы, как известно, но это всё же достаточно малый процент рода людского – сумасшедшие и дауны). Тут и расовые меньшинства (цвет нашей кожи никак не зависит от нашего выбора или наших предпочтений). Тут и меньшинства, в которые люди попадают по собственной воле (нетрадиционная ориентация или «иной культурный бэкграунд»). Ну, о преступниках и говорить нечего. Подростки иногда взрослеют; больные порой выздоравливают (не дауны, понятно); ориентации, случается, меняются; с цветом кожи, мягко говоря, сложнее. Принцип «вали кулём, потом разберём» тут никоим образом не подходит. Более того, непонятно, как быть двуногим и умственно полноценным представителям преобладающей расы и основной сексуальной ориентации – им, похоже, лучше помолчать в тряпочку, ибо у них никакой уникальности бытия не просматривается (разве что – в подростковый период), а потом для обретения уникальности им остаётся либо конечность потерять, либо хотя бы преступление какое-нибудь совершить; в самом крайнем случае, можно уехать туда, где твоя раса в меньшинстве – Welcome to Zimbabwe, например, если говорить о представителях белой расы. Наконец, о равенстве в правах: насчёт правительства подростков – знаем, читали у Я.Корчака, так может, теперь кого-нибудь другого попробуем? Например, отличный лозунг: Дауна – в президенты! Или: Шизофренику – ядерный чемоданчик. Вот это будет по-давыдовски, пишите письма, если успеете.
«начало двадцать первого века ментально отделяется от середины века двадцатого большей дистанцией, чем середина двадцатого века от Средневековья». Есть подозрение, что ментальность человека сегодняшнего действительно отличается от ментальности человека средневекового, зато очень мало отличается от ментальности гражданина Римской империи периода упадка. Не плебея, конечно, и не пролетария «в истинном значении этого слова», как выразился однажды Р.Олдингтон. Эдакий homo expletus, но не в первом значении этого слова («совершенный»), а, извините, во втором («пресыщенный») или даже в третьем («удовлетворённый»). В конце концов, разве мы не в Третьем Риме живём (спасибо, отец Филофей, напророчил)?
«От всех остальных «ценностей» Европа может и отказаться или уж, во всяком случае, решительно их пересмотреть. Они инструментальны. От идеи уникальность каждого человеческого существа и ни с чем не сопоставимой ценности человеческой жизни – нет. Там где эта идея пронизывает собой общественное устройство, там и находится Европа. А там, где ее нет, и Европы тоже нет». О, да, террорист-смертник воистину уникален; сексуальный маньяк ничем не хуже. В отличие от своих жертв, разумеется.
«Зацикленность современных художников на темах болезней, плотских изъянов, смерти, старения парадоксальным образом проистекает именно от того, что человеческая жизнь никогда еще не ценилась так высоко и не была так дорога». Вообще-то, зацикленность – признак нездоровой психики, в которой главенствует IdeaFix. Впрочем, коллективная зацикленность тоже возможна – в результате массового гипноза, например.
«Современное искусство не с личностью в классическом понимании имеет дело, а скорее со скудельным сосудом, в которое помещены томящиеся сознание, мысли, чаяния. Оно утратило то, на чем многие века покоилось, – иерархическую и заодно онтологическую вертикаль. Оно не задает больше жизни высокие стандарты. Оно с огорчением признало, что человек – не венец творения, а скорее квинтэссенция праха, и эту «квинтэссенцию» надо очень сильно пожалеть». А если без эвфемизмов? «Утрата онтологической вертикали» в переводе на язык родных осин формулируется весьма просто: Бога нет. А если Бога нет – значит... Не-не-не, речь не о вседозволенности, а о страхе смерти. Если Бога нет – значит, нет и вечной жизни, отсюда и страх небытия, и прижизненное ощущение самое себя как «квинтэссенции праха» в самом материальном значении слова «прах». Ожидание неминуемого распада как Idea Fix. И интерес к болезням и «плотским изъянам» как к своего рода форпостам, откуда лучше видна смерть.
Здесь можно многих поэтов цитировать. Например, Анненского («Кружатся нежные листы / И не хотят коснуться праха... / О, неужели это ты, / Все то же наше чувство страха? / Иль над обманом бытия/ Творца веленье не звучало, / И нет конца и нет начала / Тебе, тоскующее я?», «Листы»). Или Фета: «Не так ли я, сосуд скудельный, / Дерзаю на запретный путь, / Стихии чуждой, запредельной, / Стремясь хоть каплю зачерпнуть», «Ласточки»). Но Давыдова выбирает Цветаеву: «Пожалуйста, еще меня любите за то, что я умру» (в оригинале немного не так: «– Послушайте! – Еще меня любите / За то, что я умру»). Прав lev_semerkin, усмотревший некоторую вольность в давыдовской интерпретации, но он, кажется, не «выхватил» ключевого для Цветаевой слова «ещё»: «Я обращаюсь с требованьем веры / И с просьбой о любви / ... / За то, что мне так часто – слишком грустно / И только двадцать лет», и только в самом конце: «Еще меня любите / За то, что я умру». К тому же... понимаю, говорить о возрасте женщины неприлично, но Давыдовой-то явно не двадцать, пора бы уже свыкнуться с неизбежным. А то как-то несообразно получается, честное слово, не по возрасту. «Уж сколько их [нас] упало в эту бездну...», нельзя же зацикливаться, честное слово.
Ладно, поехали дальше.
«Европа действительно стала совсем другой. Она действительно «профукала свое лидерство», утратила мощный завоевательный дух. На алтарь абсолютной ценности всякого человека она принесла иные ценности.
Но не так ли завоевала мир и сама христианская идея
». Да нет, не так. Христианство никогда не ставило во главу угла интересы маргиналов, ни вынужденных, ни добровольных. Христианство никогда не отказывалось от красоты, от здоровья, вообще от идеалов. Христианство не имеет никакого отношения к культу патологии и выпячивания собственного «я». Наконец, христианство призывало к общности, а не к обособлению, и в этом тоже была его сила, как и сила других мировых религий. Никто и никогда не завоёвывал мир, опираясь на эгоцентризм как на высшее благо – с такими идеями можно всё проиграть, а выиграть ничего нельзя, ибо, если упирать на «самость» каждого из нас, никакое единение невозможно принципиально.
Понятно, что каждый человек уникален, каждый личность ценна. Но ровно до той поры, пока она не начинает своей «уникальностью» попирать права других людей. Понятно, большинство не должно иметь преимущественных прав по отношению к меньшинству, если это не диктуется необходимостью (преступники или психические больные ограничиваются в правах, и это нормально). Но Вы ведь не об этом, г-жа Давыдова; Вы считаете нормой, чтобы меньшинство навязывало большинству свои стандарты. Ущемление прав меньшинства вполне можно назвать фашизмом, согласен (кроме тех случаев, когда это необходимо, см. выше). Но ущемление прав большинства – такой же фашизм, только куда более нелепый.
За вычетом подростков и расовых меньшинств (и, возможно, кого-то ещё по минимуму), лозунг Давыдовой сводится к элементарной формуле: Свободу патологии, долой норму! Простите, г-жа Давыдова, но это уже и не патология даже, это форменный бред. С чем Вас и поздравляю.
И последняя цитата: «Очевидно, что, пытаясь определить истинные и мнимые ценности Европы, имеет смысл говорить о ней не как о некоем географическом понятии, а как о понятии ментальном. Эта Европа не замкнута в жестко очерченные границы». Понятно. Европа, по Давыдовой, – это ни что иное, как «страна просветлённого духа» (просветлённого опять-таки по Давыдовой). Короче, Шамбала.
А при чём тут камбала, не догадываетесь? У этой чудо-рыбы, как известно, оба глаза расположены на одном боку; возлежит она, понятно, на другом, как патриций на своём ложе, и видит мир несколько односторонне. Конечно, она в этом не виновата, просто устроена так: смотрит всегда в одну сторону.
Скажите, вам это никого не напоминает?
Смотреть в другую сторону камбала не умеет и необходимости в этом не видит: там «если и не фашизм, то точно пошлость». И уж, во всяком случае, никакой Шамбалы там нет – это она знает точно.
Так и живёт, ведь для неё это естественно.
Для нас – нет.
Subscribe

  • Вынужденное

    Алексей Битов (poziloy) Очень не хотелось снова писать про всю эту ковидно-вакцинную вакханалию, но деваться, повторю, некуда. Хотя прекрасно…

  • Мастер, Маргарита и немного футбола

    Алексей Битов (poziloy) « Смотреть матч по телевидению все равно, что изучать животное по скелету. Все вроде бы ясно, а теплого и трепетного…

  • 2021: 1 – 15 ноября

    dik_dikij и poziloy Юрий Клепиков, Геннадий Чихачёв, Виктор Коклюшкин и другие. 1 ноября 2021 года умер кинодраматург Юрий Клепиков – сценарист…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 16 comments

  • Вынужденное

    Алексей Битов (poziloy) Очень не хотелось снова писать про всю эту ковидно-вакцинную вакханалию, но деваться, повторю, некуда. Хотя прекрасно…

  • Мастер, Маргарита и немного футбола

    Алексей Битов (poziloy) « Смотреть матч по телевидению все равно, что изучать животное по скелету. Все вроде бы ясно, а теплого и трепетного…

  • 2021: 1 – 15 ноября

    dik_dikij и poziloy Юрий Клепиков, Геннадий Чихачёв, Виктор Коклюшкин и другие. 1 ноября 2021 года умер кинодраматург Юрий Клепиков – сценарист…