dik_dikij (dik_dikij) wrote,
dik_dikij
dik_dikij

Categories:

Зимние заметки о демисезонных впечатлениях (окончание)

Алексей Битов (poziloy)

Вчера я обещал представить свою десятку лучших в номинации «Пьесы из шорт-листов конкурсов 2009 года». Вот полный список.
1. Батурина А. («Фронтовичка»*, «Евразия», пьеса для большой сцены)
2. Васильева Е. («Я – идиотка», «Премьера», пьеса на свободную тему + «Евразия», пьеса на свободную тему, лонг-лист)
3. Гончуков А. («Бывшая», Любимовка)
4. Егоров А. («Последний»*, «Евразия», пьеса для детского театра)
5. Калитвянский В. («Возчик», в 2-х шорт-листах: «Свободный театр», пьеса большого формата и «Действующие лица» + «Евразия», пьеса для большой сцены, лонг-лист)
6. Киров С. («Санитарная норма», «Действующие лица»; «Похороны его бабушки», «Евразия», пьеса для большой сцены)
7. Медведев С. («Жена», «Свободный театр», пьеса большого формата + «Евразия», пьеса на свободную тему, лонг-лист)
8. Молев К. («Тех. поддержка», «Свободный театр», пьеса малой формы)
9. Мошина Н. («Под небесами», Фестиваль Володина + «Свободный театр», пьеса большого формата, лонг-лист)
10. Ширибазаров Б. («А потом мы полетим на Марс»*, «Евразия», пьеса для большой сцены)
Звёздочками помечены пьесы с некоторыми погрешностями против правил жанра.
Интересна раскладка по конкурсам: Любимовка, Фестиваль Володина, «Премьера» – по 1, «Действующие лица» – 2, «Свободный театр» – 3, «Евразия» – 4 (Киров представлен 2 пьесами, а «Возчик» включён в шорт-листы 2 конкурсов)
5 пьес из 11 становились призёрами конкурсов, 3 из них – победителями.
О победителях я уже сказал; ещё три автора угадывались легко, о них уже говорилось на страницах этого журнала (один из комментаторов так и написал: «Можете не стараться со своими топами. Итак понятно – Киров, Возчик, Последний, кто еще, неужели Мошина какая-нибудь?», см. http://dik_dikij.livejournal.com/22724.html).
Остальные четверо ранее не упоминались, поэтому о них скажу подробнее.
А.Гончуков, «Бывшая». Пожалуй, тут некая вариация на тему «Двое на качелях». Хотя и с несколько душепищательной концовкой (то ли она вовсе лишняя, то ли автор не попал в тональность). А так – всё вполне пристойно; признаться, даже не ожидал. Чуть смущает, правда, что персонажи всё время «на нервах» – видимо, должны быть какие-то спокойные промежутки. Зато исполнителям есть, что играть. Ещё один недостаток – «разновесность» персонажей: их вроде бы двое (третий, работница Загса, появляется от случая к случаю и на сцене не задерживается), но Андрея мы видим непосредственно, а Кристину – всё-таки (в какой-то степени) глазами бывшего мужа. Как бы автор не старался, в самостоятельную фигуру «бывшая» не превращается – влезть в женскую «шкуру» Гончуков так и не сумел. И ещё текст хотелось бы сократить, а то некоторые эпизоды слегка повторяют друг друга. Удивляет и вакуумность происходящего: в Загсе, кроме разводящейся пары, нет ни одного посетителя; более того, сотрудники, за исключением Светланы Ивановны, в коридор тоже не выходят (памперсы у них, что ли? действие едва ли не половину рабочего дня длится). Да и ремарки типа «Открываются двери ЗАГСА, на сцену выходит Светлана Ивановна» пьесу, надо полагать, не украшают – тем более, что фойе, где разворачивается действие, тоже является частью ЗАГСА (см. вводную ремарку: «Большое фойе ЗАГСа»). И потом из ЗАГСА на сцену – это круто. С корабля на бал. Впрочем, несмотря на все несовершенства, пьеса состоялась, хотя и требует доработки. Или всё-таки переработки в сценарий: уверен, некоторые эпизоды только выиграют на крупных планах. Впрочем, тут всё неоднозначно: действия едва хватает на пьесу, в кино может получиться скучновато.
С.Медведев, «Жена». В написании этой пьесы поучаствовали и Кафка («Превращение»), и Ионеско («Носороги») – это безусловно. Но у Медведева превращение Людмилы в жабу описано как вполне бытовая история без обобщений, а равно и без каких-то трагических последствий, так что я скорее увидел интерпретацию классики, нежели компиляцию. Есть, конечно, проблемы, как же без них. Вот вводная ремарка картины 2: «Та же квартира. Спустя примерно два часа. Людмила сидит на полу. Кажется, что она стала еще больше». Кажется – это как и, главное, кому? А как быть, если зрителю не покажется? Здесь уже можно говорить о системной ошибке. Настораживает лёгкость, с которой герои пьесы вспоминают «Пятый элемент» – они не слишком похожи на ценителей Бессона. Так что всё совсем не безупречно, но достаточно крепко сделано. Вполне вероятно, что автор способен решать и более серьёзные задачи. Кстати, судьба этой пьесы весьма любопытна: на конкурсе «Свободный театр» она попала в шорт-лист, минуя лонг; а вот на «Евразии», напротив, «Жена» в шорт-лист не попала, но сразу после этого была опубликована тем же Н.Колядой в журнале «Урал». Вот такие превращения.
К.Молев, «Тех. поддержка». Комедия, по-настоящему смешная и горькая. Среди прочих конкурсных лауреатов сезона-2009 стоит, пожалуй, несколько особняком. Кому-то может показаться кощунством: место действия – Небесная Канцелярия, а основные персонажи – Босс («большой, хронически уставший мужчина лет 40») и два «молодых раздолбая 25 лет», обеспечивающие техподдержку – Миша с Гавриком. Я никакого кощунства не вижу в упор – перед нами перевёрнутое зеркало, отражающее наши бюрократические будни, мы создаём Бога и Архангелов по образу и подобию своему. В мире, вывернутом наизнанку, происходит своего рода обратная экстраполяция, вот и всё. Где тут пьеса, если динамика характеров не просматривается? На мой взгляд, это приём – показаны будни, рутина, день без каких-либо из ряда вон выходящих событий. И приём этот (вполне корректный, тем более в комедии) применён по делу. Прочитайте, убедиться легко. Ещё один характерный момент: часы в канцелярии сами не идут, стрелки надо всё время переводить; фактически, время остановилось. Тоже символ, знаете ли.
Б.Ширибазаров, «А потом мы полетим на Марс…». Можно ли назвать это пьесой? Ну, скажем так, почти можно. Вот ремарка из картины второй: «Руслан опускает глаза». А вот картина третья, под самый занавес первого действия: «Начинается все очищающий летний ливень… Тишина. Только слышно, как поют ночные птицы». И сразу же: «Раннее утро». Да, это возможно на сцене, но «киношность» авторского зрения всё же ощущается. Плюс стыки (они сглаживаются затемнениями). Действие первое, картина первая: сон, кабинет врача, КПЗ, комната, рынок, оружейная комната, опять КПЗ. Картина вторая: комната, спортзал, комната. За время затемнения кто-то должен покинуть сцену, кто-то выйти и занять исходную позицию, а кто-то просто переместиться. В дальнейшем (начиная с картины третьей) калейдоскопическая смена мест действия прекращается (если не считать финала). Далее. Действие первое – 19 страниц. Там три картины: 7 с половиной страниц, почти 7 и 4 с половиной соответственно. Второе действие – 7 страниц. Тоже три картины: полторы страницы и два раза по 3 без малого. Диспропорция очевидна. Итог: всё близко к пьесе, но чуть-чуть не дотягивает. Не обошлось и без накладок. Из вводной ремарки. «В другом углу, у окна, обхватив себя руками, стоит Клара. Она то смеется, то плачет, иногда курит… Вся эта какофония длится минуту иди две, пока у входа в комнату не появляется Жалсан». Получается, что Клара на протяжении минуты или двух несколько раз («иногда») курит. Возможно, автор хотел сказать, что Клара всего-навсего несколько раз затягивается; что более правдоподобно, но непонятно, как она это делает, «обхватив себя руками»: чем-то ведь и сигарету держать надо. Что ещё? Безусловно, об избыточной вторичности говорить не стоит, автор добавил что-то своё. Но мелькают легко узнаваемые первоисточники, от Р.Шекли («Обмен разумов») до О.Иоселиани («И стал свет»). Всё же, полагаю, в шорт-лист «Евразии-2009» пьеса (почти пьеса) попала по праву: автор пытался сказать что-то своё, и был достаточно близок к успеху. Хотя и не дотянул немного.

И ещё. Как уже говорилось выше, примерно половину драматургических шорт-листов в 2009 году составили отнюдь не пьесы. Я не знаю, как оцениваются сценарии; монолог мне малоинтересен как жанр; зато рискну высказаться по поводу прозаических работ. На меня наилучшее впечатление произвели 5 из них; перечисляю без комментариев.
1. Карапузов Д. («Кто любит Панкратова?», «Свободный театр», пьеса большого формата + «Евразия», пьеса на свободную тему, лонг-лист)
2. Матвеев С. («Одноклассники», Фестиваль Володина)
3. Молчанов А. («Убийца», Любимовка)
4. Руббе С. («Пожалел дурак дурочку»*, «Действующие лица»)
5. Яблонская А. («Пустошь», «Свободный театр», пьеса большого формата и Фестиваль Володина)
* Проза с явными элементами сценария.
Subscribe

  • 2021: 23 – 31 августа

    dik_dikij и poziloy Прощаемся с летом. 23 августа 2021 года умер Гоча Ломия. « Ломия... знаком советскому зрителю по своему экранному дебюту – в…

  • 2021: 12 – 22 августа

    dik_dikij и poziloy Продолжаем свою припозднившуюся «летопись». 12 августа 2021 года умерла Уна Стаббс. « Стаббс в Британии была известна как…

  • Год назад: 2020, 8 – 19 сентября

    dik_dikij и poziloy Ещё 12 дней прошлой осени. 8 сентября 2020 года умерла Нафисет Айтекова-Жанэ. « В 1961 году пришла на работу в Краснодарский…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 15 comments

  • 2021: 23 – 31 августа

    dik_dikij и poziloy Прощаемся с летом. 23 августа 2021 года умер Гоча Ломия. « Ломия... знаком советскому зрителю по своему экранному дебюту – в…

  • 2021: 12 – 22 августа

    dik_dikij и poziloy Продолжаем свою припозднившуюся «летопись». 12 августа 2021 года умерла Уна Стаббс. « Стаббс в Британии была известна как…

  • Год назад: 2020, 8 – 19 сентября

    dik_dikij и poziloy Ещё 12 дней прошлой осени. 8 сентября 2020 года умерла Нафисет Айтекова-Жанэ. « В 1961 году пришла на работу в Краснодарский…