dik_dikij (dik_dikij) wrote,
dik_dikij
dik_dikij

Зимние заметки о демисезонных впечатлениях (продолжение)

Алексей Битов (poziloy)

Вчера я остановился на Любимовке; остались «Действующие лица», «Премьера», а также хит сезона – Володинский фестиваль.
Во всех трёх случаях по логике должны были отбираться именно пьесы: организаторы не зацикливались на читках, да и номинаций на каждом из этих конкурсов оказалось не густо (вторая номинация была только на «Премьере», да и та узкоспециализированная, детская). Тем не менее организаторы пьесами не ограничились. Так, на «Действующих лицах» пьес в шорт-листе оказалось 6 из 10 (да и то с некоторой натяжкой); туда же вошли очередной аудио-близнец от П.Пряжко, киносценарий Д.Наана, очень похожая на сценарий повесть С.Руббе и псевдотеатрализованный монолог Е.Черлака имени В.Сигарева. Пьес всё-таки оказалось больше половины – уже хорошо. Ещё два конкурса этим похвастаться не могут.
«Премьера» с самого начала (отбора в лонг-лист) пошла как-то вкось; фактически, в итоге это признали сами организаторы. Этот конкурс в нашем журнале освещался достаточно подробно; повторяться, полагаю, нужды нет. Скажу лишь, что из 8 прочитанных текстов пьесами я готов признать только 3, да и то с большими вопросами по качеству (исключая разве что пьесу Е.Васильевой «Я – идиотка»). Допустим даже, что Х.Андерсон и А.Чайка прислали именно пьесы (Чайка вполне могла это сделать, а Андерсон, повторяю, не читал, так что ничего исключить не могу) – всё равно больше 50% не получится. А ведь выбор у организаторов был, я об этом уже писал. Увы.
Хуже всего, конечно, обстоит дело с Володинским фестивалем. В число 15 якобы лучших (не знаю, кого отвергли, но сомневаюсь, что все они хуже отобранных) вошли либо вовсе не пьесы (более половины), либо пьесы откровенно сырые, недоделанные или откровенно слабые. Плюс одиозная «Моя Москва» В.Печейкина. Плюс «Под небесами» Н.Мошиной, выделяющиеся на общем фоне, как «Я – идиотка» на «Премьере». Для примера возьму два текста. «Откройте дверь!» М.Говорухиной относится к тому самому невнятному жанру – это и не пьеса, и не сценарий, и не проза. Героини дружно сливаются в один персонаж, придумавший себе несколько вариантов биографии и старающийся говорить разными голосами, что получается плохо (возрастные и социальные различия нивелированы, а культурный багаж совпадает, будто все посещали один и тот же литературный кружок). Попадаются забавные фигуры речи («ИРИНА ЛЬВОВНА: Текст не нужен. Текст нарушит интимность и навившую грусть»; «СВЕТЛАНА ГЕОРГИЕВНА: Смотря на Вас, невольно возникло ощущение, что я поставлю лучше»). Пространство организовано причудливым образом: «дверь в палату закрыта, но так как она со стеклом видно, что происходит за дверью с той и другой стороны» (а зритель, простите, с какой стороны стекла находится?). По ходу действия из ничего легко материализуется новый антураж («В середине комнаты нарисовано большое голубое дерево»). Персонажи, наоборот, дематериализуются (только что сидели, беседовали, и сразу же – бац! – ремарка: «В комнате никого нет стоят кровати»). Суперкласс, короче.
А вот М.Гальцов, пьеса «Мухин». Формально требования жанра почти соблюдены, но из 24 страниц текста 16 составляет завязка с длиннотами и лишними эпизодами (уберите, например, первый выход мичмана Петрухина – что изменится?). Далее следуют невнятная кульминация (сцена в ресторане) и скомканная развязка. Можно довести завязку до ума (в частности, убрать сцену «Дорожная лирика»: нелепо произносить монолог в зрительный зал и одновременно ловить машину на шоссе за пределами сцены). Вот только одинокая завязка от этого в пьесу не превратится, как набросок не превращается в картину. Правила развития действия никто не отменял – не потому, что от них светло, а потому, что с ними не надо света.
Так что конкурс, даже без Печейкина, получился очень грустный; Володин подобного не заслуживает.
Теперь переходим к суммированию. 10 шорт-листов сулили 9 победителей (на Любимовке победителя не называют). Получилось немного не так: на «Евразии» в номинации «Пьеса на свободную тему» первое место не присуждено, а на «Премьере» не стали разбираться по номинациям – просто назвали две лучшие пьесы. Таким образом, победителей 8. Среди них два одиозных текста – «Поле» П.Пряжко и «Северное сияние» В.Самойленко. Ничего к ранее сказанному об этих высокохудожественных произведениях добавить не могу.
«Средний пласт» составили Л.Духанина, А.Мирро и Р.Орешник. О них – совсем коротко. «Неужели меня нет» Духаниной – радиопьеса с нарочитым нагнетанием страстей; никакая истерика не способна скрыть дефицит сценического действия. «Семейный ужин» Мирро – нечто в духе «Соколов» Печейкина, только более вялое и неуклюжее; кособокие манекены на сцене неубедительны, а их взаимоотношения надуманы. «Ёшка-матрёшка» Орешника приемлема с точки зрения сценической условности (для дошкольников), но… как бы это сказать помягче… весной моя 5-летняя внучка участвовала в выпускном спектакле у себя в детском саду; текст писала воспитательница, и получилось весьма похожее попурри на темы сказок для самых маленьких.
Об остальных трёх победителях можно говорить всерьёз. Не скажу «всего о трёх», потому что могло быть и хуже. Все три – работы отнюдь не выдающиеся, но у каждой из них есть и свои достоинства. Только перехваливать их не надо. «Фронтовичка» А.Батуриной явно написана с чужих впечатлений, и в ней слишком заметна рука екатеринбургского сэнсэя. «Я – идиотка» Е.Васильевой скорее может считаться заявкой, доказательством какого-то потенциала автора (писать Васильевой, похоже, пока не о чем, её время ещё не пришло). Наконец, «Под небесами» Н.Мошиной всё-таки недостаточно драматургичны, если иметь в виду особенности авторского подхода; Мошина – скорее, прозаик (в чём я лишний раз убедился, прочитав недавно «(Просто) Первушин»).
Тем не менее, все три пьесы я включил бы в свою десятку лучших в номинации «Пьесы из шорт-листов конкурсов 2009 года».
А полный список будет выложен завтра.
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Вынужденное

    Алексей Битов (poziloy) Очень не хотелось снова писать про всю эту ковидно-вакцинную вакханалию, но деваться, повторю, некуда. Хотя прекрасно…

  • Мастер, Маргарита и немного футбола

    Алексей Битов (poziloy) « Смотреть матч по телевидению все равно, что изучать животное по скелету. Все вроде бы ясно, а теплого и трепетного…

  • 2021: 1 – 15 ноября

    dik_dikij и poziloy Юрий Клепиков, Геннадий Чихачёв, Виктор Коклюшкин и другие. 1 ноября 2021 года умер кинодраматург Юрий Клепиков – сценарист…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 35 comments

Recent Posts from This Journal

  • Вынужденное

    Алексей Битов (poziloy) Очень не хотелось снова писать про всю эту ковидно-вакцинную вакханалию, но деваться, повторю, некуда. Хотя прекрасно…

  • Мастер, Маргарита и немного футбола

    Алексей Битов (poziloy) « Смотреть матч по телевидению все равно, что изучать животное по скелету. Все вроде бы ясно, а теплого и трепетного…

  • 2021: 1 – 15 ноября

    dik_dikij и poziloy Юрий Клепиков, Геннадий Чихачёв, Виктор Коклюшкин и другие. 1 ноября 2021 года умер кинодраматург Юрий Клепиков – сценарист…