dik_dikij (dik_dikij) wrote,
dik_dikij
dik_dikij

Categories:

«Азиопа», как и было обещано (часть 8)

Алексей Битов (poziloy)

Свершилось! Все 57 текстов из лонг-листа «Евразии-2011» в номинации «Пьеса на свободную тему» я одолел. Эксперимент получился... м-да, в общем, не советую никому его повторять. Не вполне уверен, конечно, но вполне возможно, что ваш покорный слуга – вообще первый, кому это удалось. Как первый человек на Луне. Впечатления жуткие – лунный пейзаж, однако.
Итоги всё-таки подвести можно. Да, они не окончательны: вполне вероятно, что в эту же номинацию надо будет перенести какие-то тексты из других номинаций, и условный «шорт-лист» придётся пополнить, но я не ожидаю, что таких текстов будет много, а значит, ничего страшного, пополню. А предварительный шорт можно и огласить.
Ну, начну, тем не менее, с тех, кто ни в какой шорт не попадает; жирным шрифтом выделены тексты, включённые в официальный шорт-лист.
По 0 баллов – М.Машинская, «Это правда»; О.Янаева, «В кругу семьи».
По 1 – А.Каштанов, «Никакого смешного»; Е.Киселёва, «Спасибо, что ты есть»; С.Кожевникова, «– Докажи! – Опровергни!»; Р.Михеенков, «Лунные зайчики»; Р.Орешник, «Жестяные девчонки»; П.Павлов, «4 монолога»; Е.Трифонова, «Васильки».
По 2 – И.Корель, «Фикус»; Т .Сапурина, «По нужде»; А.Четвергова, «Шипига»; Н.Шумейко, «Прощай, оружие, здравствуй»; А.Юртаев, И.Савельев, «Кто»; О.Янаева, «У нас будет мальчик».
По 3 – А.Малейко, «Лиличка»; Х.Мамедов, «Русостан»; Я.Пулинович, «Бесконечный апрель».
Конечно, тут надо бы немного самокритикой заняться. Система оценок «по компонентам» оказалась в итоге не вполне справедливой. В самом деле, «Кто» и «У нас будет мальчик» получили по сумме позиций одну и ту же оценку, хотя самым невооружённым взглядом видно, что текст Юртаева и Савельева куда крепче. Но это говорит лишь о том, что знак равенства между «однобалльниками» ставить нельзя; впрочем, у обоих текстов, по большому счёту, в равной мере не было никаких оснований для включения в лонг, и Бог с ними: в конце концов, пока не учитывались сотые доли секунды, вы могли пробежать стометровку за 15,01 или 15,09, а в протоколе фиксировался один и тот же результат – 15,0; с таким результатом ни у кого не было никаких шансов даже на местных соревнованиях.
Рецензии. По шорт-листникам «Евразии» отзывы я выложил на прошлой неделе, а заодно под одну из раздач попали «Жестяные девчонки». Нет смысла говорить об остальных – за исключением, пожалуй, «нулёвщика».
М.Машинская, «Это правда». Чтобы не тратить ничьё время, ограничусь пересказом сюжета. У Лены («девушка 22, потом 27 лет») муж-алкаш и двое детей, а третий должен вот-вот родиться. Увы, трёх детей у нашей сладкой парочки не будет: старший мальчик утонет в ванной (сцена 2). Потом, уже после того, как Лена разродилась, в той же ванне тонет и пьяный муж (сцена 5). Но к тому времени Лена встретила шофёра Колю, и у них завязалась любовь, сами понимаете, с первого взгляда: Лену после роддома никто не встретил (муж в запое, свекровь сидит с ещё одним ребёнком, других родственников нет, а куда делась пара подруг, спросите у автора). И вот стоит Лена со своим свёртком на остановке, а в автобус зайти боится – давка там, помять могут. Но незнакомый шофёр Коля ситуацию просёк, велел Лене подождать его у ближайшего светофора, всех пассажиров высадил (сказал, что поломка), а мамочку с младенцем довёз с комфортом. Так вот, к этому Коле Лена уходит, и у них там ещё рождается сколько-то детишек (пятеро, кажется). В финале Лену разводят на 380 тысяч рубликов, но Коля её всё равно любит и очень рад, что мужик, которого он встретил в дверях, – всего-навсего мошенник, а не любовник. Чтобы развеять остатки подозрений, он просит Лену ответить на один вопрос на детекторе лжи, который кто-то удивительно кстати забыл в салоне автобуса. Вопрос такой: «Лена, если тебе сейчас встретиться красивый мужчина – миллионер, который сможет обеспечивать тебя и всю твою семью, всех твоих детей, этот мужчина влюбится в тебя. Скажи, Лена, ты уйдёшь от меня к нему» (похоже на вопрос на референдуме в марте 1991 года, правда?). А далее: «Лена (без промедления). Нет.
Коля подбегает к детектору, смотрит в листы, изучает графики.
Лена (обнимает его сзади). Ну что там?
Коля. Это правда.
(Целуются)
Занавес
».
Ребята, это не комедия (вспомните ребёнка, утонувшего в ванне). Ребята, это – текст из лонг-листа конкурса «Евразия», 2011 год. Занавес.
Всё, хватит о текстах. Разве что о названии «По нужде» сказать надо: это совсем не то, о чём вы подумали, имеется в виду нужда социальная, а второго смысла автор, похоже, ухитрилась не заметить. Вообще, с названиями на конкурсе беда, хотя это, конечно, не самое главное.
Ещё немного статистики. «Средний балл» по лонг-листу – 2,44; считайте это средней температурой по больнице. У текстов, попавших в конкурсный шорт, средний балл несколько выше, но тоже ничего хорошего – 2,96 (из 10 возможных, напомню). Интересен гендерный момент, не мог не обратить на него внимания: в лонг-листе 30 текстов подписано мужскими именами, а 27 – женскими (хотя, понятно, не исключена смена авторского пола с помощью псевдонима). Так вот, средний «мужской» балл – 2,93, а средний «женский» – 1,89. По шорт-листу ещё веселее, там условные дамы преобладают, их 13 при среднем балле 1,84; а вот у «мужиков» (их 11) средний балл, наоборот, вырос, причём достаточно существенно – до 4,27. Кажется, кто-то из нас в женщинах не разбирается – либо я, либо достопочтенные евразийцы.
Есть и ещё любопытная, на мой взгляд, цифирь, но оставлю ей на потом и оглашу, наконец, свой шорт-лист (конкурсные шорт-листники по-прежнему выделены жирным шрифтом).
ТОП-10: С.Анцелевич, «Хроника хроника»; Д.Богославский, «Любовь людей»; Д.Гурьянов, «Оправдай мою жизнь»; А.Евстратов, «Мужчина без меча как мышь без сыра»; В.Зуев, «Икотка»; Ю.Ионушайте, «Звонок по России бесплатный»; Д.Карапузов, «Драматурги»; М.Крапивина, «Ставангер»; С.Медведев, «Бог в пальто»; С.Сипкин, «Землемеры».
Скажу сразу, шедевров не обнаружил, ко всем текстам у меня есть претензии, к некоторым – огромные, но всё относительно.
Отмечу, что 4 текста набрали «полупроходной» балл (4), но в финал попали всем квартетом («Мужчина без меча как мышь без сыра», «Драматурги», «Ставангер» и «Землемеры»).
А победителем первого этапа стал Д.Богославский, набравший аж 7 баллов при нулевой оценке за сценичность (т.е. фактически – 7 из 8 возможных). К сожалению, шансов на условную «медаль» у него нет – конкурс всё-таки драматургический.
Я предусмотрительно оставил за собой право дополнить список 1-2 текстами по своему усмотрению, вне зависимости от полученных балов, но на вайлд-карт претендентов не нашлось. Вернее, один нашёлся, но с переводом в другую номинацию – «Пьеса для большой сцены». А.Финк написал чистой воды водевиль («Деловой ужин в домашней обстановке»), получил лишь 3 балла (увы!), но вполне может быть поощрён за «чувство жанра». Кроме Финка, в шорт-лист «большой» номинации переведены С.Вальковский, («Сыновья») и О.Жанайдаров («Бiр, екi, уш») (набрали нужную «сумму многоборья»), а Ю.Марлина («Трое из ларца, очень разные с лица») с полупроходным баллом вошла в «лист ожидания».
Предупреждаю сразу: все перечисленные тексты подлежат публичному наезду, иногда – довольно жёсткому.
Но это уже, как вы понимаете, не сегодня. Право на отдых я заслужил.
На отдых и на несколько мегалитров молока. Я столько не выпью.
Subscribe

  • 2021: 12 – 22 августа

    dik_dikij и poziloy Продолжаем свою припозднившуюся «летопись». 12 августа 2021 года умерла Уна Стаббс. « Стаббс в Британии была известна как…

  • Год назад: 2020, 8 – 19 сентября

    dik_dikij и poziloy Ещё 12 дней прошлой осени. 8 сентября 2020 года умерла Нафисет Айтекова-Жанэ. « В 1961 году пришла на работу в Краснодарский…

  • Год назад: 2020, 1 – 7 сентября

    dik_dikij и poziloy Воспоминания вслед. В первый день прошлой осени ушли Крапивин, Клюев и Печерникова. А закончилась та первая неделя смертью…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 2 comments